Библиографическое описание:

Иванова А. О., Русакова А. А., Корепанова Е. Г. В противовес кризису: анализ рынка дискаунтеров города Красноярска [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 76-79.



В данной статье проведен анализ дискаунтеров города Красноярска по базовой модели маркетинга. Представлены данные о сравнении по критериям: расположение, цена, предоставляемая продукция и отношение к рекламе.

Ключевые слова: дискаунтер, цена, продукт.

В настоящее время, большая часть населения России находится около или за чертой бедности, и относится к категории малообеспеченных слоев населения. Постоянный рост инфляции приводит к увеличению цен на продукты питания, но при этом рост заработной платы не наблюдается. В связи с этим население стремится сократить расходы на еду, доля которых составляет 40–45 %, а из-за нестабильности рубля затраты могут увеличится до 70 %. В такой ситуации большой спрос приобретут дискаунтеры.

Дискаунтер — это предприятие розничной торговли, деятельность которого направлена на снижение издержек обращения и цен на товары, что достигается за счет минималистского исполнения торгового зала, упрощённой выкладки товаров, снижения количества работающего персонала, ограничения ассортимента, который должен продаваться достаточно большими партиями из-за низких цен. Существуют два вида дискаунтеров: жесткий дискаунтер, который пренебрегает услугами мерчендайзеров и маркетологов, занимаясь продажей товаров первой необходимости; мягкий дискаунтер — магазин самообслуживания, в котором представлены товары, выходящие за ассортимент потребительской корзины [1].

В связи с непростой экономической ситуацией, дискаунтеры стремительно набирают популярность и открываются по всей стране, в том числе и в Красноярске. На сегодняшний день в нашем городе насчитывается порядка трех крупных магазинов формата дискаунтер. Долгое время первым и единственным дискаунтером в Красноярске был «Светофор», но со временем сети супермаркетов «Командор» и «Красный яр» открыли собственные дискаунтеры под брендами «Хороший» и «Батон». Отметим, что вышеперечисленные дискаунтеры являются жесткими.

Изучим дискаунтеры более подробно через базовую модель маркетинга [2]. Первым элементом модели является продукт. Ассортимент в дискаунтерах колеблется от 1 до 2 тысяч товаров в то время как в супермаркетах ассортимент насчитывает порядка 20 тысяч товаров. Дело в том, что супермаркеты привлекают потребителей широким ассортиментом, а дискаунтеры — низкими ценами, продавая товары, без которых не обходится ни одна семья, такие как: мясо, рыба, овощи, фрукты, хлебная продукция, молочная продукция, крупы и макаронные изделия, сахар и кондитерские изделия, многие из которых продаются на разновес [3].

Следующим элементом модели является цена. Для более детального анализа данные о ценах на социально-значимые товары в дискаунтере и в супермаркете представим в Таблице 1.

Таблица 1

Сравнение цен на некоторые продукты из потребительской корзины вдискаунтере ив супермаркете

Продукт

Дискаунтер

Супермаркет

Название и производитель

Цена

Название и производитель

Цена

На сколько

% дороже всупермаркете

Подсолнечное масло

«Сто рецептов»

Юг Руси

г. Ростов

68.98

за 0.8 л

(86.23

за 1 л)

«Золотая семечка»

Юг Руси

г. Ростов

126.25

за 1 л

46.41 %

Мука

«Алейка»

Алейскзернопродукт

Алтайский край

г. Алейск

109.98 за 5 кг

(21.99

за 1 кг)

«Макфа»

ОАО Макфа

Челябинская обл., пос. Рощино

96,38

за 2 кг

(48.19

за 1 кг)

119.15 %

Крупа гречневая

«Ларица»

Калманский комбинат

Алтайский край

С.Новороманово

39.98

за 650 г

(61.51

за 1 кг)

«Националь»

Ангстрем

Г. Санкт-Петербург

104.88

за 900 г

(116.53

за 1 кг)

89.45 %

Сахар-песок

Весовой

Россия

49.98

за 1 кг

Весовой

Россия

73.98

за 1 кг

48.02 %

Чай

«Беседа»

Юнилевер Русь

Г. Санкт-Петербург

28.76

за шт.

(25 пак.)

«Lipton»

Юнилевер

Г. Санкт-Петербург

68.38

за шт.

(25 пак.)

137.76 %

Проанализировав ценовую политику, можно заметить, что цены на все товары в дискаунтере намного меньше, чем в супермаркете. Прежде всего, это связано с тем, что дискаунтеры продают товары менее известных производителей, которые значительно экономят на рекламе, а, следовательно, не включают её стоимость в себестоимость товара. Так же цена сокращается за счет сокращения издержек на содержание персонала и отсутствия рекламы магазинов. Кроме этого в дискаунтерах можно заметить безопасные товары с истекающими сроками годности.

Третьим элементом в базовой модели является место расположения магазина, для анализа этих данных обратимся к Таблице 2 [4].

Таблица 2

Сравнение основных дискаунтеров г. Красноярска

Сравнительная характеристика

«Светофор»

«Батон»

«Хороший»

В Красноярске с…

2009 г.

2015 г.

2014 г.

Количество магазинов в городе

17

(58.62 %)

7

(24.14 %)

5

(17.24 %)

Расположение по районам, % по городу

Количество магазинов

Свердловский (4)

13.79 %

2

1

1

Кировский (6)

20.69 %

3

3

0

Ленинский (7)

24.15 %

4

1

2

Центральный (2)

3.44 %

2

0

0

Железнодорожный (4)

13.79 %

2

1

1

Октябрьский (0)

0 %

0

0

0

Советский (4)

13.79 %

2

1

1

Пригород (3)

(Емельяново, Березовка)

10.35 %

3

0

0

Средняя торговая площадь

1000

300

1000

Ассортимент

2000

1200

1000

Количество рабочих мест на магазин

10

4

7

Цена по сравнению со среднерыночной

Ниже на 20 %

Ниже на 10–50 %

Ниже на 18–20 %

Перспективы

500 магазинов по России к 2017 г.

30 магазинов по Красноярску за 2016 г.

Открытия в других регионах

Изучив данные о расположении дискаунтеров, видно, что большее их количество находятся в Ленинском и Кировском районах, где в основном проживает рабочий класс, имеющий средний доход. Кроме того, можно заметить, что дискаунтеры стали открывать и в Центральном районе, где расположен один из самых дорогих домов города, в котором проживают состоятельные люди, но несмотря на это, Центральный район всё же является «районом стареющего населения». Отсутствие магазинов в Октябрьском районе объясняется высокой ценой за квадратный метр, но открытие магазинов в этом районе является одной из перспектив развития дискаунтеров в Красноярске.

Помимо сравнительных таблиц, авторами было проведено наблюдение, в ходе которого удалось установить, что в период с 9:00 до 13:00 основной покупательской аудиторией являются жители пенсионного возраста, в период с 13:00 до 17:00 магазины чаще посещают школьники и студенты, в вечернее время с 17:00 и до 21:00 основными покупателями становятся рабочие люди.

Четвертый элемент базовой модели — продвижение товара, как уже говорилось выше, дискаунтеры экономят на рекламе и за счёт этого понижают цену на свои товары, так же они стараются выбирать наименее «раскрученные» марки, чтобы посетители не переплачивали за бренд.

В заключении, можно сказать что мы стали свидетелями бурной трансформации розничной торговли. Были времена ларьков и палаток, стихийных и организованных розничных рынков, затем были времена супермаркетов, имеющих большую долю импорта, что сделало их уязвимыми во время кризиса, но с временем изменения в покупательских настроениях заставили ритейлеров изменить подходы к ассортименту и даже форматы магазинов. Так появилась волна дискаунтеров. Супермаркеты и гипермаркеты, ранее привлекавшие покупателей более широким выбором, были вынуждены начать конкурировать по цене с дискаунтерами, а ассортимент расширять за счет российских товаров. Но с другой стороны, присутствие магазинов формата дискаунтер возле супермаркетов и рынков не создает угрозы для существования и развития первых. Достаточно супермаркетам перестроить ассортимент, т. е. добавить то, чего нет у дискаунтера, изменить график работы, и положение выправлено. [5]

Литература:

  1. «Что такое дискаунтер?» // Записки маркетолога. [Электронный ресурс]. URL: http://marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_d/disconter/ (дата обращения: (10.03.2016).
  2. Одинец Т. А., Томко С. А. Чего следует ожидать обществу от системы маркетинга в современных условиях // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: материалы XI Междунар. науч. конф. (06–10 апреля 2015, г. Красноярск): в 2 т. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. С. 325–328.
  3. «Дискаунтер — наиболее перспективное развитие розничной торговли в регионах России» // Метроном-К: технологии построения и развития розничной сети магазинов. [Электронный ресурс]. URL: http://metronomk.ru/statya-diskaunter-naiboleye-perspektivnoye-razvitiye-roznichnoy-torgovli-v-regionakh-rossii (дата обращения: (10.03.2016).
  4. «Технологии управления розничными сетями Дискаунтер — перспективное развитие розницы» // Subscribe.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://subscribe.ru/archive/trade.discounter/200904/06134031.html (дата обращения: (15.03.2016)
  5. Кислицина, В. В. Маркетинг: учебник для вузов. — Киров: Изд-во ВятГТУ, 2011. — 489 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle