Библиографическое описание:

Гончарова А. Е. Изучение мирового опыта слияний и поглощений на фармацевтическом рынке [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 49-52.



Процессы слияний и поглощений компаний, которые происходят в экономике, способны изменять структуру рынка, влиять на процесс ценообразования на рынке. Анализ процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке актуален именно потому, что фармацевтический рынок является социально значимым. В данной статье рассмотрены крупнейшие сделки по слияниям и поглощениям на мировом фармацевтическом рынке в период с 2000–2015 гг.

Ключевые слова:слияния и поглощения, фармацевтический рынок, инновационные препараты, синергетический эффект.

Сферой обращения изделий медицинского назначения и лекарственных средств, является фармацевтический рынок. Фармацевтический рынок представляет собой отрегулированный механизм распределения изделий медицинского назначения и лекарственных препаратов от производителя к потребителю посредством использования розничных и оптовых поставщиков [5], [8]. Аптечные учреждения выступают в качестве розничных поставщиков, дистрибьюторы выступают в качестве оптовых поставщиков [21], [22]. Процесс оказания медицинской помощи населению представляет собой необходимость обеспечения лекарственными средствами, что является главной составляющей данного процесса. Жизненным приоритетом определяется активное развитие фармацевтического рынка [9], так как с самого начала своего существования человечество нуждается в постоянном употреблении лекарственных средств и изделий медицинского назначения, для поддержания своего здоровья на необходимом для полноценной жизни уровне.

Необходимым условием для защиты здоровья и жизни является нужда конечного потребителя в снабжении лекарственными средствами [18]. Преимущественные возможности для получения большего дохода и повышения уровня своего благосостояния, имеет тот человек, у которого хорошее здоровье. С необходимостью потребителя быть здоровым, что выражается в удовлетворении потребности лекарственных средств, прямо связана перспектива развития фармацевтического рынка. На основе механизма рыночной конкуренции фармацевтический рынок как формирующаяся экономическая система взаимодействия его основных субъектов производства и потребления удовлетворяет потребности населения, а именно обеспечивает социально значимой продукцией в поддержании своего здоровья.

Фармацевтический рынок входит в категорию социально-значимых рынков [13], так как с низкой эластичностью спроса сочетается высокая социальная приоритетность рынка фармацевтической продукции [10]. На мировом фармацевтическом рынке процессы слияний и поглощений влекут за собой необходимость увеличения разработки и выведения на рынок новых препаратов и экономию средств от объединения исследовательских усилий.

Получать доступ к дополнительным кредитным линиям, повышать капитализацию позволяют масштабные сделки по слияниям и поглощениям. Например, в 2000 году слияние «Glaxo Wellcome» и «Smith Kline Beecham» дало возможность сократить свыше 7200 торговых представителей компании во всём мире, уменьшив ежегодные расходы на маркетинг более чем на 300 млн. долларов США. При этом, приносимая прибыль предприятию одним сотрудником, повысила на 10–20 % эффективность работы торговых отделов.

Целью получить доступ к новым разработкам американского производителя стало приобретение концерном «Pfizer» компании «Pharmacia». Объединить пересекающиеся разработки «Hoechst Marion Roussel» и «Rhone-Poulenc Rorer», стало главной причиной образования «Aventis».

Таблица 1

Слияния ипоглощения на мировом фармацевтическом рынке в 2000–2015 годах

Год

Компания- покупатель

Объект покупки

Стоимость следки, млрд долларов США

2000

Glaxo

SmithKline

74

Pfizer

Warner-Lamberts

88

2003

Pfizer

Pharmacia

61

2004

Sanofi

Aventis

66

2007

Astra-Zeneca

Medimmune

15,6

Schering-Plough

Organon

11

MerckKgaA

Serono

10,6

2008

Novartis

Alcon

10,4

2009

Roche

Genentech

46,8

Pfizer

Wyeth

68

Merck&Cо

Schering-Plough

41

2012

«Bristol-Myers Squibb Co». «AstraZeneca Plc».

«Amylin Pharmaceuticals Inc».

7

«Gilead Sciences Inc».

«Pharmasset Inc».

11,2

2014

«Actavis»

«Allergan»

66

2015

Pfizer

Allergan

160

Teva

Allergan generics business

41

В первом полугодии 2014 года фармацевтическая отрасль была самой активной по сделкам M&A, на ее долю пришлось 18 % всех сделок (по стоимости). Даже без слияния AstraZeneca и Pfizer сумма сделок фармацевтических компаний выросла более чем в три раза, достигнув $317,4 млрд. Крупнейшей сделкой 2015 года, безусловно, считается соглашение между «Pfizer» и «Allergan». Это слияние назвали крупнейшим в фармацевтической отрасли и третьим по величине в истории M&A. Сумма сделки оценивалась примерно в 160 миллиардов долларов. Завершение этой сделки планируется на вторую половину 2016 г. Однако это не все приобретения компании «Pfizer» в 2015 г. Другой значимой для компании сделкой стало приобретение портфеля активов другой американской компании — «Hospira». Сумма сделки составляет 17 млрд долл. Эта сделка позволит «Pfizer» расширить продуктовый портфель за счет инъекционных генериков, в том числе предназначенных для лечения онкопатологии и экстренной помощи, а также биосимиляров. Кроме того, в 2015 г. компания «Pfizer» приобрела контрольный пакет акций частной компании «Redvax GmbH», что позволит ей получить доступ к потенциальной вакцине против вируса герпеса. Одним из наиболее крупных приобретений, о которых было объявлено в 2015 г., считается также покупка компанией «Teva Pharmaceutical» бизнеса генериков компании «Allergan» за 40,5 млрд дол. Закрытие сделки планируется произвести в I кв. 2016 г. Ожидается, что в 2016 г. активность фармацевтических и биотехнологических компаний в M&A-сфере продолжится. Компании будут заключать соглашения с целью приобретения ключевых блокбастеров, перспективных новинок и увеличения охвата фармацевтических рынков различных стран.

Проверенный механизм фармацевтических компаний, который обеспечивает увеличение бизнеса, доступ к новым регионам сбыта — это сделки слияния и поглощения. Слияния и поглощения на фармацевтическом рынке могут быть вертикальными (объединение поставщика и потребителя) и горизонтальными (объединение двух конкурирующих компаний). Примером горизонтальных слияний является приобретение крупными аптечными сетями более мелких аптечных сетей в регионах. Также выделяются конгломератные слияния и поглощения — это объединение компаний, у которых практически не связаны сферы деятельности. Ранее M&A сделки были характерны прежде всего для развитых стран. Но, динамичный рост фармацевтической промышленности на развивающихся рынках, а именно в Китае, России и Индии привел к значительному росту поглощений со стороны компаний «Большой Фармы», которые всегда нуждаются в новых технологиях и разработках.

Таким образом, в результате изучения мирового опыта слияний и поглощений на фармацевтическом рынке, автором статьи было установлено, существует несколько причин, которые побуждают компании поглощать другие или объединяться с ними. К ним относят синергетические эффекты (это ситуации, в которых «эффективность совместного использования активов нескольких компаний выше суммарной эффективности их использования по отдельности, а капитализированная стоимость образовавшейся в результате слияния компании превосходит сумму стоимостей компаний, участвовавших в слиянии»). В основном выделяются на мировом фармацевтическом рынке процессы слияний и поглощений, такие как: процесс слияния с конкурирующей компанией, процесс поглощения конкурирующей компании, расширение, выпускаемого ассортимента за счет открытия новых направлений деятельности.

Литература:

  1. Бельских, И. Е. Особенности регулирования цен на фармацевтическом рынке / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 14. — С. 37–45.
  2. Бельских, И. Е. Реклама лекарственных препаратов в фармацевтическом маркетинге / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 4. — С. 74–80.
  3. Бельских, И. Е. Особенности российского фармацевтического рынка / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2010. — Т. 10. — № 13 (73). — С. 56–66.
  4. Гранкина, С. Ю. Использование контроллинга в системе управления организацией // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2010. — № 1 (33). — С. 192–198.
  5. Евстратов, А. В. Основные направления деятельности субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Экономика: теория и практика. — 2016. — № 1 (41). — С. 35–40.
  6. Евстратов, А. В. Основные направления процесса импортозамещения на фармацевтическом рынке Российской Федерации / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 1 (135). — С. 49–54.
  7. Евстратов, А. В. Исследование процессов слияний и поглощений компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 3 (137). — С. 32–37.
  8. Евстратов, А. В. Процесс импортозамещения на фармацевтическом рынке РФ: возможности и перспектива / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2016. — № 1 (180). — С. 64–69.
  9. Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.
  10. Евстратов, А. В. Основные субъекты фармацевтического рынка Российской Федерации и их роль в повышении эффективности его функционирования / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2015. — № 9 (131). — С. 94–99.
  11. Евстратов, А. В. Региональная специфика формирования фармацевтических кластеров в современной России / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — Волгоград, 2011. Т. 11. № 4 (77). — С. 210–215.
  12. Евстратов, А. В. Структурные параметры фармацевтического рынка Российской Федерации в 2001–2014 годах: закономерности формирования и тенденции развития / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2015. — № 3 (158). — С. 31–43.
  13. Евстратов, А. В. Слияния и поглощения компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — Волгоград, 2010. Т. 10. № 13. — С. 135–138.
  14. Измайлов, А. М. Особенности конкуренции и проблемы отечественного фармацевтического рынка / А. М. Измайлов // Актуальные вопросы экономических наук. — 2012. — № 25–2. — С. 233–237.
  15. Измайлов, А. М. Модель управления конкурентоспособностью фармацевтического предприятия / А. М. Измайлов // Российский академический журнал. — 2014. — Т. 27. — № 1. — С. 36–39.
  16. Косякова, И. В. Интернационализация мировой экономики и реализация концепции устойчивого развития / И. В. Косякова // Проблемы экономики. — 2007. — № 1. — С. 146–152.
  17. Косякова, И. В. Исследование современных принципов и тенденций развития менеджмента / И. В. Косякова, Г. И. Яковлев // Вестник Самарского государственного университета. — 2014. — № 6 (117). — С. 48–55.
  18. Кунев, С. В. Формирование инвестиционной привлекательности фармацевтического производителя на основе инструментов маркетинга: системный подход / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17205.
  19. Кунев, С. В. Продвижение фармацевтической продукции: проблемы современных моделей и инструментов / С. В. Кунев, Л. В. Кунева, Е. Н. Мальченков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16283.
  20. Кунев, С. В. Проблемы и пути развития российской фармацевтической отрасли в условиях внешнеэкономических ограничений / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15317.
  21. Матвеева, О. П. Управление ассортиментом товаров аптечных организаций: теоретический аспект / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2007. — № 2. — С. 68–81.
  22. Матвеева, О. П. Управление ассортиментом товаров аптечной организации: маркетинговый аспект: монография / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова. — Белгород: Кооперативное образование. — 2007. — 211 с.
  23. Папанова, С.Ю. Определение ключевых аспектов эффективного менеджмента аптечной организации в условиях серьезных преобразований российского фармацевтического рынка / С. Ю. Папанова // Белгородский экономический вестник. – 2015. — № 1(77). — С. 79–86.
  24. Пушкарев, О. Н. Оптимизация структуры аптечной сети / О. Н. Пушкарев, А. В. Евстратов // Вестник экономики, права и социологии. — 2016. — № 1. — С. 62–66.
  25. Тюренков, И. Н. Товаропроводящая система волгоградского фармацевтического рынка / И. Н. Тюренков, А. В. Евстратов // Новая Аптека. — 2003. — № 5. — С. 18.
  26. Чебыкина, М. В. Конкурентная стратегия: этапы разработки, принципы формирования / М. В. Чебыкина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки. — 2013. — № 9–10. — С. 78–79.
  27. Чебыкина, М. В. Анализ современной модели конкуренции / М. В. Чебыкина // Известия высших учебных заведений. — 2013. — № 2 (16). — С. 90–94.
  28. Шлячкова, С. Ю. Маркетинговые аспекты управления ассортиментом товаров аптечных организаций/ автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Белгородский университет потребительской кооперации. — Белгород. — 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle