Библиографическое описание:

Подхватилина М. Д., Мирук В. А. Сравнение практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 87-89.



Данная статья включает анализ практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации с целью выявления лучшего механизма управления расходами бюджета на территории субъекта Российской Федерации.

Процесс активного вовлечения граждан в бюджетный процесс реализуется на территории Российской Федерации с 2007 года и на сегодняшний день представлен множеством форм. В связи с тем, что опыт субъектов в Российской Федерации свидетельствует о разнообразии форм поддержки инициатив и проектов граждан, было введено понятие «инициативное бюджетирование», которое включает в себя «набор практики вовлечения граждан в бюджетный процесс, предполагающий участие граждан в определении и выборе предметов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов». [2, с. 42]

Анализ практик вовлечения граждан в бюджетный процесс позволяет выделить 4 основные формы: публичные слушания бюджета, софинансирование программ в социальной сфере, программа поддержки местных инициатив и партиципаторное бюджетирование. В свою очередь, данные формы, могут рассматриваться как самостоятельные механизмы по управлению расходами бюджета субъекта Российской Федерации. Определим краткое содержание каждой дефиниции.

Публичные слушания — это форма прямого волеизъявления граждан, реализуемая путем обсуждения жителями муниципального образования проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Софинансирование — это перераспределение расходной части бюджета со стороны органов власти и управления в пользу социально-значимых программ и проектов социальной сферы. (Например, софинансирование образовательных услуг, лекарственного обеспечения).

Программа поддержки местных инициатив — это механизм, позволяющий объединить финансовые ресурсы областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, средства физических и юридических лиц, и направить их на решение социально-значимых проблем на основе проведения конкурса проектов.

Партиципаторное бюджетирование — это участие граждан в распределении бюджетных средств муниципального образования, заключающееся в расширении рамок участия населения муниципалитетов в бюджетном процессе путем созыва специальных комиссий, которые занимаются распределением выделенных денежных средств.

Для выявления лучшего механизма управления расходами бюджета в субъекте России рассмотрим более детально каждую из указанных форм, основываясь на следующих критериях: спектр проблем, на разрешение которых направлен механизм, территория распространения, комплексность механизма, основа возникновения, конечный продукт (результат) механизма.

Таблица 1

Сравнительная характеристика форм инициативного бюджетирования

Критерии/ форма

Публичные слушания бюджета

Софинанси-рование программ

Программа поддержки местных инициатив

Партиципаторное бюджетирование

Спектр проблем (на что направлен механизм?)

Необходимость учета мнения населения муниципального образования по проектам бюджета муниципального образования [1]

Необходимость дополнительных вложений в развитии социальных программ в целях расширения круга получателей дополнительных благ

Необходимость развития социальной инфраструктуры за счет выделения на конкурсной основе субсидий из областного бюджета на реализацию наиболее важных для небольших территорий задач и проектов, инициированных населением.

Необходимость внедрения эффективных бюджетных решений в области расходов, установления контакта между властью и обществом, усиления общественного контроля

Территория распространения (каков охват?)

85 субъектов РФ

Кировская область

Ставропольский край, Кировская область, Тверская область, Нижегородская область, Хабаровский край, Республика Северная Осетия — Алания [2, с.43]

Ленинградская область (г.Сосновый Бор), Вологодская область (г. Череповец), Красноярский край (г. Желехногорск) [3]

Комплексность механизма (Существует ли разбиение процесса на последовательные этапы?)

Процедурный подход: регистрация, проведение слушания, составление протокола

Процедурный подход, основанный на бюджетном законодательстве

Процесс состоит из двух этапов, включающих отдельные процедуры, начиная от выявления проблем, заканчивая реализацией проекта, победившего по результатам конкурса

Процесс состоит из 3 этапов со множеством процедур, начиная от обучения основам бюджетного процесса, заканчивая оценкой эффективности реализуемых мероприятий

Основа возникновения

Законодательная (Федеральный закон от 06.10.2001 № 131-ФЗ)

Законодательная (Бюджетный Кодекс РФ)

Научные исследования (Центр инициативного бюджетирования при Научно-исследовательском финансовом институте)

Научные и общественные исследования (Европейский университет в Санкт-Петербурге, Комитет гражданских инициатив)

Конечный продукт (Какой результат?)

Предложения, поправки, замечания участников публичных слушаний об одобрении или отклонении проекта бюджета

Расширенный спектр получателей общественных благ в рамках реализованной программы

Реализованный проект, победивший в результате процедуры конкурса

Реализованный проект(ы), набравший(ие) наибольшее количество голосов жителей муниципального образования

Сравнительный анализ представленных механизмов указывает, на эффективность применения двух форм: программы поддержки местных инициатив и партиципаторное бюджетирование. Указанные формы направлены на больший спектр разрешения проблем, а также обладают комплексностью подхода, что позволяет говорить о большей прозрачности и открытости бюджета. Однако, партиципаторное бюджетирование, в отличие от программ поддержки местных инициатив, имеет значительное преимущество, так как обеспечивает большую открытость и понятность внутренней работы администрации муниципалитета, а также бюджетных процессов.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Электронный ресурс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 20.02.2016)
  2. Доклад Министерства финансов Российской Федерации «О лучшей практике развития «Бюджета для граждан» в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях за 2015 год» Электронный ресурс. URL: http://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=93505 (дата обращения: 15.02.2016)
  3. Шилов Л. А. Партиципаторный бюджет. Как граждане участвуют в распределении муниципальных средств / [Электронный ресурс]. URL: http://komitetgi.ru/news/news/1799/ (дата обращения: 15.02.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle