Библиографическое описание:

Болатова Б. Ж., Нургалиева Ш. Т., Шакеева Д. Т. Механизмы реализации занятости населения региона [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 52-53.



В условиях реформирования экономики актуальным является вопрос реформирование трудовых отношений, совершенствование политики занятости. Проблемы занятости населения тесно взаимосвязаны с социальными и экономическими проблемами, стоящими перед обществом и имеет прямые связи с разрабатываемыми в последние годы республиканскими и региональными программами по борьбе с бедностью и безработицей, концепцией социальной защиты населения Республики Казахстан.

Государственная долгосрочная программа занятости рассчитана до 2020 года. Но уже сегодня она успешно реализуется, так как выбраны наиболее оптимальные для казахстанского рынка труда механизмы реализации занятости.

Во-первых, программа обеспечивается за счет развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства. Во-вторых, создаются рабочие места путем развития предпринимательства и опорных сел. В третьих, проводится обучение соискателей и оказывается содействие в их трудоустройстве. Кроме того вблизи вновь открываемых производств строится жилье.Оно предоставляется участникам программы на льготных условиях.

В Казахстане вопросам занятости уделяется особое внимание, всесторонне изучен мировой опыт. Независимые эксперты, а также сотрудники профильного ведомства на постоянной основе отслеживают актуальные тенденции и проблемы на мировом рынке труда. [1]

Достижение высокого уровня занятости — одна из основных задач экономической политики Актюбинской области. В рост трудоустройства будут интегрированы ранее принятые программы по развитию предпринимательства и поддержке бизнеса, в рамках которых разработаны механизмы выделения бюджетных средств, где наблюдается высокий процент безработных граждан и людей с низкими доходами.

Программа Дорожная Карта Занятости 2020 будет основным инструментом поддержания занятости и устранения имеющихся диспропорций, которая позволяет решить вопрос о трудоустройстве каждого гражданина.

В рамках Программы ДКЗ 2020 будут финансироваться мероприятия по обучению, переобучению и содействию в трудоустройстве, развитию предпринимательства через обучение бизнес-навыкам и предоставление микрокредитов, обеспечение мобильности трудовых ресурсов, а также по обеспечению занятости населения путем реализации инфраструктурных проектов в сельских населенных пунктах со средним или высоким потенциалом социально-экономического развития.[2]

Открытие новых и расширение действующих производств, развитие малого и среднего бизнеса города позволило в 2014 году создать 9 369 новых рабочих мест, или 100 % к соответствующему уровню прошлого периода, план 2014 года выполнен на 105 %.

В течение 2014 года проведено 13 городских ярмарок вакансий, в которых приняли участие 256 организаций города. По итогам года на предоставленные вакансии принято 574 человека.

В целях обеспечения занятости безработных и нуждающихся в социальной поддержке на 1 января 2015 года рабочими местами обеспечены 4 447 безработных, из них на постоянную работу трудоустроены 3 912 человек и на общественную — 535 человек.

Уровень фиксированной безработицы на 1 января 2015 года составил 0,2 %. Для реализации программы «Дорожная карта занятости-2020» на 2014 год из республиканского бюджета было выделено 120,8 млн тенге. По первому направлению данной программы в 2014 году реализованы 14 инфраструктурных проектов, трудоустроено — 175 человек, или 102 %. По второму направлению программы на 1 января 2015 года обучено основам предпринимательства 20 человек, 13 участникам выданы микрокредиты на сумму 30 млн тенге. [3] По третьему направлению программы «Содействие в трудоустройстве через обучение и переселение в рамках потребностей работодателя» на 1 января 2015 года:

 при плане 200 человек оказано содействие в трудоустройстве на социальные рабочие места 339 человек, или 170 %. Из 411 участников, завершивших работу на социальных рабочих местах, на постоянную работу трудоустроено 308 человек, или 75 %.

 при плане 400 человек направлено на молодежную практику 490 безработных выпускников, или 122 % от плана. Из 573 человек, завершивших молодежную практику, на постоянную работу трудоустроено 510 человек, или 89 %. [3]

В 2014 году на подготовку по специальностям повар, кондитер, контролер-кассир,оператор котельной, электромонтажник, газоэлектросварщик направлено 65 человек, из них на профессиональное обучение — 30 человек, на переподготовку — 30 человек, на повышение квалификации — 5 человек. С начала года профподготовку завершили 226 участников, из них на 1 января 2015 года трудоустроено 168 человек, или 74 %.

Государственная адресная социальная помощь в 2014 году была назначена 39 малообеспеченным семьям в количестве 155 человек на сумму 3,7 млн тенге.

Пособия семьям, имеющим детей до 18 лет, в 2014 году было назначено для 1 458семей (3 765 детей) на сумму 47,8 млн тенге. По сравнению с прошлым годом количество малообеспеченных семей снизилось, так как ведется работа по трудоустройству, обучению и переобучению трудоспособных лиц.

Проводится систематическая работа с инвалидами, численность которых в настоящее время составляет в городе 10 099 человек.

В прошлом году в регионе утверждена Карта занятости лиц с ограниченными возможностями на 2014 год. По итогам 2014 года трудоустроены 335 инвалидов, что составляет 76 % от плана.

С целью адаптации и реабилитации инвалидов в современных условиях на постоянные рабочие места трудоустроены 221 инвалид, на общественные работы направлены 49 инвалидов, в рамках программы «Дорожная карта занятости-2020» направлены на молодежную практику 9 инвалидов, на социальные рабочие места — 28, по первому направлению программы на ремонтные работы направлены 8 инвалидов, 20 инвалидов трудоустроились на постоянные рабочие места при первичном обращении без мер государственной поддержки.

Литература:

  1. Анализ рынка труда РК: наиболее дефицитными становятся технические профессии http://www.primeminister.kz
  2. Прогноз социально-экономического развития Актюбинской области на 2014–2018годы
  3. Тезисы отчетного доклада акима города Актобе Е. Умарова перед населением «Итоги социально-экономического развития города Актобе за 2014 год и задачи на 2015 год» http://akimataktobe.gov.kz

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle