Библиографическое описание:

Константинова И. В., Чукалина Г. М. Некоторые аспекты внедрения процессного подхода к управлению на промышленном предприятии [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 60-62.



В статье представлены основные проблемные зоны при внедрении процессного управления на предприятиях.

Ключевые слова: процессный подход к управлению, бизнес-процесс, клиенты бизнес-процесса, декомпозиция бизнес-процессов на предприятии.

Процессный подход к управлению уже полвека является основой самых популярных систем управления на предприятии. Данный подход имеет и своих сторонников, и своих противников, однако и новый стандарт ISO 9001:2015 вновь базируется, как и в предыдущих версиях стандартов, на процессном подходе к управлению и бизнес-процессах как объектах данного управления. А значит, для внедрения системы менеджмента качества на предприятии необходимо обязательное представление предприятия как совокупности бизнес-процессов. Как показывает практика, сценарий развития ситуации на предприятии при внедрении процессного подхода может иметь, как минимум, три различных по своей результативности варианта:

  1. успешное внедрение процессного подхода, когда все предприятие представлено как система (архитектура) бизнес-процессов, прозрачная для понимания целей управления. В рамках данного сценария предполагается построение всей системы оценки эффективности и результативности деятельности на основе оценки себестоимости и прибыльности функционирования процессов на предприятии;
  2. формальное внедрение процессного подхода с целью сертификации в системе менеджмента качества. При таком подходе к внедрению можно выделить следующие проблемные места. Во-первых, существующая формально совокупность бизнес-процессов не всегда позволяет выделить проблемные зоны предприятия или возможные направления совершенствования. Во-вторых, использовать выделенные формально бизнес-процессы для построения системы стратегического управления и принятия обоснованных управленческих решений не представляется возможным. В-третьих, не позволяет сформировать эффективную систему учета затрат для целей контроля и регулирования деятельности предприятия. И самое главное, затраты на внедрение процессного подхода в таком сценарии не приносят результата в достижении конкурентных преимуществ на отраслевом рынке;
  3. предприятие имеет потенциал развития и для его реализации выбирает процессный подход к управлению. Но при практическом внедрении процессного подхода на предприятии возникают сложности при идентификации бизнес-процессов и построении архитектуры бизнес-процессов предприятия из-за многообразия терминологических трактовок.

В результате получаются проекты организационных усовершенствований, которые завершаются неудачей, а инвестиции в развитие компании не дают отдачи. Во многих случаях причина неудач состоит в том, что «не туда» инвестировали и «не то» улучшали. В этом свете искусство нахождения точки приложения управленческих усилий выглядит решающим фактором повышения результативности и эффективности компаний.

Цель данной статьи — прояснить ключевые аспекты идентификации бизнес-процессов и применения их на практике. И первой проблемой, с которой можно столкнуться при идентификации бизнес-процессов на предприятии является многообразие трактовок понятия «бизнес-процесс». Годы исследований бизнес-процессов и опыт применения на практике показали, что частой ошибкой является то, что бизнес-процессом называют практически любую операцию на предприятия.

По большому счету технология и бизнес-процесс во многом имеют общие черты. Понятие технологического процесса возникло в условиях индустриальной экономики и ориентировано, главным образом, на производство. Общепринятая трактовка технологического процесса — это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда. Технологические процессы состоят из технологических (рабочих) операций.

Понятие бизнес-процесса возникло на западе в условиях постиндустриальной экономики, пришло к нам из Запада и рассматривается в первую очередь как управленческая технология, ориентированная на клиента. Но технологический процесс и бизнес-процесс можно разделить на отдельные элементарные операции. Главная ориентация бизнес-процесса это ориентация на потребности клиента, поиск возможностей быстрого реагирования на изменения для поддержания конкурентного преимущества или создания нового конкурентного преимущества. Главная ориентация технологического процесса — это процесс преобразования предмета труда в продукт труда и сосредоточения на внутренних возможностях осуществления операций.

В связи с этим вопрос выделения бизнес-процессов и определение необходимого уровня их декомпозиции играет очень важную роль при внедрении процессного подхода к управлению на предприятиях любой сферы деятельности.

Применение процессного подхода обеспечивает стабильность и отражает цикличность деятельности предприятия. Поэтому архитектура бизнес-процессов должна быть выстроена таким образом, чтобы не нарушить данные правила.

Для внедрения методики процессного подхода в управлении за основу возьмем следующие этапы и проведем их критический анализ2:

 создание сети бизнес-процессов;

 определение владельцев бизнес-процессов;

 моделирование (описания) бизнес-процессов;

 регламентации бизнес-процессов;

 управление бизнес-процессами на основе цикла PDCA;

 аудита бизнес-процессов.

Для целей создания сети (архитектуры) бизнес-процессов необходимым этапом является декомпозиция бизнес-процессов. Можно выделить горизонтальную и вертикальную декомпозицию.

Наиболее распространенная классификация бизнес-процессов на внешние и внутренние бизнес-процессы может быть использована как критерий для горизонтальной декомпозиции 1:

 внешние или сквозные процессы, проходящие через всю организацию, потребителем выхода которого является конечный потребитель;

 внутренний процесс или подпроцесс ориентирован на внутреннего потребителя, может быть представлен как самостоятельный этап в рамках сквозного бизнес-процесса;

 операции, которые могут выполняться одним человеком или группой людей в рамках процесса.

Для вертикальной декомпозиции бизнес-процессов можем использовать классификацию процессов по уровню подробности рассмотрения:

 верхнего уровня;

 детальные;

 элементарные (операции, не требующие более детального описания).

В зависимости от специфики деятельности предприятия и уровней подчиненности и организационной структуре, можно использовать или горизонтальную декомпозицию, или вертикальную декомпозицию. Если на предприятии представлена сложная система подчинения сотрудников, то обязательно использование вертикальной декомпозиции при построении сети бизнес-процессов. В зависимости от поставленных задач на предприятии может использоваться сеть процессов, основанная и на горизонтальной, и на вертикальной декомпозиции одновременно.

Процессный подход как управленческая технология предполагает определение владельцев и клиентов бизнес-процессов. Процесс определения владельцев бизнес-процессов и моделирование бизнес-процессов предприятия необходимо осуществлять не последовательно, а параллельно. Выявление владельцев процессов позволяет идентифицировать управляющую, основную технологическую и вспомогательную подсистему в рамках осуществления бизнес-процессов. Данный анализ является неотъемлемой частью моделирования бизнес-процессов предприятия (см. рис. 1.).

Рис. 1.Схема внедрения процессного подхода на предприятии

Таким образом, получаем следующую схему внедрения бизнес-процессов на предприятии:

  1. 1 этап. Формирование архитектуры бизнес-процессов предприятия:

 горизонтальная и вертикальная декомпозиция бизнес-процессов;

 определение владельцев и моделирование бизнес-процессов.

  1. 2 этап. Управление бизнес-процессами на основе цикла PDCA:

 регламентация бизнес-процессов;

 внедрение системы постоянного совершенствования системы бизнес-процессов на базе цикла PDCA.

Такой подход к внедрению процессного подхода к управлению позволяет еще на начальном этапе идентифицировать бизнес-процесс и технологический процесс. Проведенная горизонтальная и вертикальная декомпозиция бизнес-процессов отражает деятельность предприятия как функционирование сети бизнес-процессов предприятия с обязательным выделением владельцев данных бизнес-процессов. Выделение владельцев бизнес-процессов является одним из этапов моделирования процессной архитектуры предприятия. И только после осуществления данных этапов можно приступать к регламентации бизнес-процессов.

Однако внедрение процессного подхода — только первый шаг к новому стилю в управлении предприятием. На основе принципа PDCA необходимо постоянное сканирование эффективности осуществления бизнес-процессов и необходимости их постоянного улучшения. Только система непрерывного улучшения созданной сети бизнес-процессов позволит предприятию сохранять конкурентную позицию на отраслевом рынке.

Литература:

  1. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 544 с.
  2. Зенченко И. В. Процессный подход к управлению заказами на предприятиях машиностроения: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Зенченко Ирина Владимировна; [Место защиты: Оренбург. гос. ун-т]. — Оренбург, 2011. — 180 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle