Библиографическое описание:

Тарасенко В. В. Анализ состояния управленческого персонала профессиональных образовательных организаций [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 53-58.



В статье рассмотрена структура управленческого персонала профессиональных образовательных организаций Российской Федерации. Проведен анализ социально-демографического и профессионального портрета управленческого персонала профессиональных образовательных организаций. Выявлены проблемы и определены направления системы развития управленческого персонала профессиональных образовательных организаций.

Ключевые слова: система профессионального образования, профессиональная образовательная организация, социально-демографический и профессиональный портрет управленческого персонала, система развития управленческого персонала профессиональных образовательных организаций.

В современных социально-экономических условиях конкурентные преимущества организации и национальной экономии в целом во многом зависят от уровня профессиональной компетентности специалистов, формирующейся в процессе институционального (получаемого в образовательной организации) и неинституционального (например, дистанционное обучение, самообразование) образования. Не вызывает сомнений, что ведущая роль в подготовке специалистов, отвечающих возрастающим требованиям рынка труда, отводится системе профессионального образования.

В условиях современного социально-экономического заказа профессиональные образовательные организации призваны обеспечить соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта (стандартов) для подготовки специалистов с актуальным уровнем профессиональной компетентности, а также решать задачу по созданию эффективных механизмов, позволяющих сформировать устойчивые связи между работодателями и выпускниками учебных заведений, включая прогноз потребности в специалистах, формирование открытых и доступных информационных ресурсов, отражающих реальное состояние рынка труда [1, 4].

При возрастающей роли профессионального образования в развитии национальной экономики изменяются права и обязанности управленческого персонала профессиональной образовательной организации. Актуализируются способности руководителя по выявлению и привлечению максимального количества ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных) в соответствии со стратегией развития образовательной организации, а также по оптимизации их использования. В этой ситуации от профессиональной компетентности руководителя, от его способности и готовности грамотно осуществлять функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникация и принятие решения) будет зависеть степень эффективности и результативности функционирования системы образования по подготовке квалифицированных кадров, соответствующих современным требованиям рынка труда [3].

Рассмотрим социально-демографический и профессиональный портрет управленческого персонала профессиональных образовательных организаций Российской Федерации, выявим его сильные и слабые стороны. Характеристику управленческого персонала проведем на основе официальной базы данных Министерства образования и науки Российской Федерации.

На начало 2014–2015 уч. года в России количество управленческого персонала профессиональных образовательных организаций составило 17694 руководителей (3505 директоров и 14189 заместителей директора). Большая часть руководителей работает в образовательных организациях Центрального и Приволжского федеральных округов, меньшая — в Крымском и Дальневосточном федеральных округах (рис. 1).

Рис. 1. Распределение управленческого персонала профессиональных образовательных организаций по федеральным округам, (чел.)

Управленческий персонал профессиональных образовательных организаций, как правило, представлен женщинами-руководителями (62,8 %). При этом в должности директора чаще работают мужчины-руководители (57,4 %), заместители директора — преимущественно женщины (67,8 %).

Рис. 2. Распределение управленческого персонала профессиональных образовательных организаций по гендерному признаку, (%)

Максимальная доля женщин-руководителей работает в профессиональных образовательных организациях Дальневосточного (69,5 %) и Сибирского (66,3 %) федеральных округов, минимальное значение показателя — в Северо-Кавказском (51,6 %) и Центральном федеральных округах (60,8 %) (рис. 2).

Доля женщин-руководителей в России существенно выше, чем в зарубежных образовательных организациях, где по результатам Международного исследования по вопросам преподавания и обучения» TALIS (Teaching and Learning International Survey) руководителей-женщин в среднем — 49,8 %. Например, в Японии доля женщин составляет только 6 %, в Южной Корее — 13,3 %, в Австралии — 38,6 %, в Финляндии — 40,6 %. Это свидетельствует о том, что в России социальный лифт для женщин-руководителей образовательных организаций работает эффективнее.

Средний возраст управленческого персонала профессиональной образовательной организации составляет 52 года, вместе с тем, сохраняется высокая доля руководителей пенсионного возраста (26,25 %) при одновременно низкой доле молодых руководителей до 35 лет (8,41 %) (таблица 1), что объясняется востребованностью учредителей в управленческом персонале, подтвердившем на протяжении многих лет эффективный менеджмент, а также нежеланием части руководителей пенсионного возраста снижать уровень материального и социального положения в связи с выходом на пенсию. Между тем, результаты международного исследования TALIS показали, что у 90 % руководителей образовательных организаций пенсионного возраста отмечается высокий уровень удовлетворенности результатами работы, что негативно может сказываться на реализации стратегии управления организацией в режиме развития, требующей систематического выявления разрывов между желаемым и действительным состоянием учебного заведения с целью проведения необходимых организационных изменений.

Таблица 1

Распределение управленческого персонала профессиональных образовательных организаций по возрасту

Критерий

всего

Возраст (лет)

менее 25

25–34

35–44

45–55/60

пенсионеры

Управленческий персонал (чел.)

17694

45

1445

4427

7133

4644

Управленческий персонал (%)

100

0,25

8,16

25,02

40,32

26,25

В российской системе профессионального образования управленческий персонал обладает большим стажем работы в должности руководителя: более 20 лет имеют 70,18 % руководителей, от 10 до 20 лет — 22,95 %, доля начинающих руководителей со стажем до 5 лет незначительна и составляет 2,31 % (таблица 2).

Таблица 2

Распределение управленческого персонала профессиональных образовательных организаций по стажу

Критерий

Всего

Стаж работы

до 3 лет

от 3 до 5 лет

от 5 до 10 лет

от 10 до 15 лет

от 15 до 20 лет

20 лет иболее

Управленческий персонал (чел.)

17694

204

206

805

1634

2428

12417

Управленческий персонал (%)

100

1,15

1,16

4,55

9,23

13,72

70,18

Распределение управленческого персонала профессиональных образовательных организаций по стажу еще раз подтверждает востребованность учредителей в руководителях с большим управленческим опытом работы и говорит о низком уровне текучести управленческого персонала, что имеет как положительные (высокий уровень управленческой компетентности), так и отрицательные (например, профессиональное выгорание) последствия.

Доля руководителей профессиональных образовательных организаций с высшим образованием составляет 94,7 %, в том числе высшее педагогическое образование имеют 47,37 % руководителей. Максимальная доля руководителей с высшим образованием в Крымском (96,3 %) и Южном (95,9 %) федеральных округах, минимальное значение показателя — в Дальневосточном (93,4 %) и Северо-Западном (по 93,7 %) федеральных округах (рис. 3).

Рис. 3. Распределение управленческого персонала профессиональных образовательных организаций по наличию высшего образования, (%)

Следует отметить, что в ряде территорий доля руководителей без высшего образования доходит до критичного уровня, превышая среднероссийские значения в несколько раз: например, в Магаданской области доля таких руководителей составляет 22,7 %, Чукотском автономном округе — 14,8 %, Кабардино-Балкарской республике — 13,4 %, республике Северная Осетия-Алания — 13,3 %.

Более половины руководителей российских профессиональных образовательных организаций (51,2 %) прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности руководителя. В том числе, аттестованы на высшую квалификационную категорию 37,9 % руководителей, на первую квалификационную категорию — 10,9 % руководителей. В ходе исследования также выявлено и отсутствие квалификационной категории у 51,2 % руководителей профессиональных образовательных организаций, что грубо нарушает требования Единого квалификационного справочника и Профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Максимальная доля руководителей образовательных организаций, не прошедших аттестацию на соответствие занимаемой должности, в Южном и Уральском федеральных округах; минимальное значение показателя — в Крымском федеральном округе (рис. 4). В разрезе по субъектам Российской Федерации — максимальная доля неаттестованных руководителей: на Камчатском крае (75,9 %), в Новгородской области (73,6 %), Краснодарском крае (71,5 %), Томской области (69,9 %). При этом, в лучшей степени организована работа с аттестацией управленческого персонала — в Ненецком (100 %) и Чукотском (88,9 %) автономных округах, Брянской (79,7 %) и Белгородской (77,3 %) областях.

Рис. 4. Распределение управленческого персонала профессиональных образовательных организаций по наличию квалификационной категории, (%)

Результаты проводимых международных исследований TALIS показали, что российские руководители образовательных организаций тратят на административную работу в среднем 53 % своего времени, что выше аналогичного показателя у их зарубежных коллег (41 %). Такой объем административной нагрузки эксперты считают высоким [2].

Таким образом, в ходе исследования социально-демографического и профессионального портрета управленческого персонала профессиональных образовательных организаций выявлено ряд проблем, заключающихся в высокой доле руководителей пенсионного возраста с большим стажем работы и одновременно низкой доле молодых руководителей (как директоров, так и заместителей директора) до 35 лет, что свидетельствует об отсутствии системной работы с кадровым резервом и планомерным продвижением специалистов по карьерной лестнице; в отсутствии у 5,3 % руководителей высшего образования и у 51,2 % руководителей квалификационной категории, что грубо нарушает требования Единого квалификационного справочника и Профессионального стандарта руководителя образовательной организации; в большом объеме времени, затрачиваемом управленческим персоналом на административную работу по сравнению с их зарубежными коллегами, что свидетельствует о затруднениях в реализации управленческих функций, вызванных, на наш взгляд, отсутствием у руководителей базового менеджерского образования.

На основе выявленных проблем можно сделать вывод об отсутствии системы развития управленческого персонала профессиональных образовательных организаций в Российской Федерации. В связи с этим, считаем необходимым продолжить исследовательскую работу по проектированию данной системы с целью обеспечения планомерного развития руководителей, способных управлять профессиональными образовательными организациями в режиме развития и обеспечивать необходимый комплекс условий для подготовки жизнеспособных и конкурентоспособных на рынке труда специалистов.

Литература:

  1. Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 792-р.
  2. Кибанов, А. Я. Управление персоналом: Учебник [Текст] / А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановская, Е. А. Митрофанова. — М.: Изд-во ИЦ РИОР, 2010. — 288 с.
  3. Тарасенко В. В. Социально-демографические проблемы управленческого персонала общеобразовательных организаций / В. В. Тарасенко. — Молодой ученый: Международный научный журнал. — Казань: ООО «Издательство Молодой ученый», 2016. Том 7 № 6. — С. 561–565
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основные термины: профессиональных образовательных организаций, управленческого персонала, управленческого персонала профессиональных, персонала профессиональных образовательных, Распределение управленческого персонала, развития управленческого персонала, доля руководителей, Российской Федерации, руководителей образовательных организаций, руководителей профессиональных образовательных, образовательных организаций Российской, образовательной организации, портрета управленческого персонала, портрет управленческого персонала, управленческого персонала профессиональной, руководителей пенсионного возраста, федеральных округах, профессионального портрета управленческого, системы развития управленческого, профессиональный портрет управленческого

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle