Библиографическое описание:

Сторожилова А. В. Жилищная политика в России [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 107-109.



Жилищное строительство является одной из основных жизненных потребностей индивидуума. В более широком смысле жилье является центральным сектором общества, связанным с другим другими секторами экономики, в частности.

В данной статье я буду рассматривать текущую ситуацию и последние изменения в жилищной политике в России. Чтобы понять сложившуюся ситуацию нужно описать основные особенности жилищного строительства, начиная с Советского Союза, начатых тогда реформ.

Ключевые слова: жилищная политики, жилье, обеспечение жильем, жилищное строительство, жилье для граждан, жилищные субсидии, приватизация, жилищно-коммунальное хозяйство, ТСЖ, Жилищный кодекс.

Жилищное строительство является одной из основных жизненных потребностей индивидуума. В более широком смысле жилье является центральным сектором общества, связанным с другим другими секторами экономики, в частности.

Состояние жилищного сектора отражает экономическую ситуацию в стране и средние условия на жилье могут служить критерием оценки уровня жизни в государстве.

В данной статье я буду рассматривать текущую ситуацию и последние изменения в жилищной политике в России. Чтобы понять сложившуюся ситуацию нужно описать основные особенности жилищного строительства, начиная с Советского Союза, начатых тогда реформ.

В Советском союзе жилищный фонд, в основном, находился в государственной собственности, а именно:

– в городских районах — 79 %;

– в крупных городах — до 90 % жилищного фонда.

В соответствии с социалистической идеологией арендная плата и расходы на жилье для граждан были номинальными и расходы на жилье субсидировались государством.

В городах жилье выделялось в соответствии с санитарными нормами, которые регулировали количество жилой площади на одного человека. Эта норма была введена в 1920-е годы, что было связано с высокой урбанизацией и иммиграцией в города. Гигиеническая норма составляла 9 квадратных метров на человека, но зачастую эта норма не соблюдалась и большинство людей жили в переполненных домах. Например, в Москве в 1940-м году, в среднем, на человека приходилось четыре квадратных метра.

Дефицит жилья был постоянной проблемой в городах с 1930-х до 1980-х годах, несмотря на многочисленные принятые попытки решения в этой области.

В 1930-е годы одним из таких решений было создание коммунальных квартир — нового типа жилья. Коммунальная квартира — квартира, где несколько не связанных между собой людей жили вместе, разделяя общие части жилья (кухня, туалет, коридор и так далее). Созданные коммунальные квартиры стали доминирующим типом городского жилья.

Советский союз осуществлял своеобразную жилищную политики, которая базировалась на идеологической основе. Коммунальная квартира должна была представлять собой «социализм в одном здании», но вынужденное сожительство разных людей в одной квартире привело к совершенно противоположной ситуации, поскольку жители были направлены на получение и расширение личного пространства в квартире, отдельно друг от друга.

В 1950–60-е годы президент Н. С. Хрущев начал масштабную реформу в области обеспечения граждан жильем: каждой семье отдельную квартиру, чтобы положить конец нехватке жилья уже через 10–12 лет. Новые пятиэтажные дома получили название «хрущёвки», они были построены с минимальными затратами на строительство. Квартиры были небольшими с низкими потолками, площадь которых для двухкомнатной составляла 40–45 квадратных метров. Жёсткий график строительных работ привел к низкому качеству и в последствии «хрущёвки» требовал частого ремонта. На сегодняшний момент они образуют наиболее изношенную часть жилищного фонда, которая нуждается в срочном ремонте.

В советское время были созданы жилищно-строительные кооперативы, чтобы облегчить проблему нехватки жилья. Основная идея заключалась в том, что государство обеспечивало инфраструктуру для домов и предлагало низкую процентную ставку по кредиту, а остальная стоимость выплачивалась жителями, время возврата кредита составляло 25 лет. Созданные кооперативы пользовались популярностью потому, что им были доступны привилегии для жителей, поэтому, чтобы вступить в такой кооператив люди стояли в очереди.

После распада нескольких реформ была проведена приватизация жилья, которая началась в 1991 году — жилищный фонд, предприятия жилищно-коммунального хозяйства были переданы от государства к муниципалитетам.

Для создания частного жилищного фонда была проведена политика бесплатной приватизации, что позволило жильцам претендовать на право собственности бесплатно.

Процесс приватизации быстро прогрессировал. Передача жилищно-коммунальных услуг местным органам власти была частью реформы муниципального самоуправления, объявившей местные органы власти независимыми от государства в начале 1990-х годов.

Независимость местных органов власти в политическом и экономическом смысле была ограничена, но некоторые социальные вопросы были переданы государством на местные администрации.

Местные органы власти требовали огромных финансовых ресурсов и не могла обрести финансовую независимость и по-прежнему зависели от денежных поступлений из федерального и регионального бюджетов, как и в советское время. Поэтому на пути реализации жилищной реформы на местном уровне встречались экономические проблемы.

В 1994 голу была запущена программа жилищных субсидий, которая основана на социальной справедливости. Основными принципами являлись:

– получение помощи не отдельному собственнику жилья, а семье в целом;

– заявительный порядок предоставления льгот;

– прямая зависимость размера и объема субсидии от уровня семьи в целом;

– целевое направление использования средств.

Создание районных и городских центров жилищных субсидий помогло решить множество проблем:

– снизился процент неплатежей;

– в «едином окне» потребители теперь могут получить квалифицированную консультацию;

– усовершенствована система начисления, сбора и дальнейшего распределения сумм в области ЖКХ;

– предприятиям ЖКХ предоставляется компенсация за предоставленные населению льготы;

– население получает помощь адресного типа не только на оплату помещений, но и на сопутствующие расходы.

В настоящее время местные органы власти играют ключевую роль в реформировании жилищного сектора, хоть и зависят финансово от федерального правительства и региональных органов власти.

Нормативно-правовая база определяется федеральным правительством, но реализация реформ на практике относится к местному уровню, а местные органы власти решают вопросы расходования на жилье и коммунальные тарифы, а также жилищного субсидирования.

Проведенная приватизация привела к тому, что управление и поддержание жилья осуществлялось самостоятельно домовладельцами. В 1996 году были созданы ассоциации домовладельцев для управления и технического обслуживания приватизированных многоквартирных домов.

Рассмотрим структуру жилищного фонда в Российской Федерации на рисунке 1.

Рис. 1. Структура жилищного фонда в Российской Федерации.

После введения в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации в 2005 году утратили силу ЖК РСФСР, законы «О товариществе собственников жилья», «Об основах федеральной жилищной политики». Старые законы не соответствовали требованиям нового времени, экономической и политической ситуации в стране.

В новом Жилищном кодексе было прописано, что во всех многоквартирных домах управление должно осуществляться жителями, либо посредством ТСЖ или частной управляющей компанией.

Новая жилищная политика направлена на разработку хорошо развитого рынка жилья, который предлагает доступное жилье для среднего класса и обеспечивает социально незащищенные категории граждан, то есть строительство жилья эконом-класса.

Очень важно развивать строительство жилья для среднего класса населения, поскольку средний класс домовладельцев — это залог стабильного общества и хорошего функционирования экономики.

Не менее важно развитие системы ипотечного кредитования. Новое законодательство в этой области позволило сделать эту область доступной для большей части населения.

Очевидно, что жилищные условия в России нуждаются в совершенствовании.

Дефицит жилья был и остается самым главным вопросом в строительстве как в Советском союзе, так и в России.

Для того, чтобы удовлетворить спрос на жилье, необходимо стимулировать эту область социального обеспечения.

Новое жилищное законодательство направлено на то, чтобы рынок жилья стал более эффективным. Увеличение объемов жилья тесно связано с созданием рабочих мест, что в свою очередь окажет положительное влияние на экономику страны, к тому же это повлияет на развитие конкуренции в области строительства и на рынке ипотечного кредитования, поскольку банковский сектор принимает непосредственное участие в процессе реформирования и развития.

Реформы, проведенные в 1990-е году можно рассмотреть как основу рыночных изменений экономики в жилищном секторе.

Литература:

  1. Закон РФ от 4 июля 1991г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации»
  2. Федеральный закон от 15.06. 1996 № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья»
  3. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle