Библиографическое описание:

Турмаганбетова А. К. Особенности и возможности стратегического развития регионов в Республике Казахстан [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 94-97.



Социально-экономическое развитие каждого из регионов Республики Казахстан в период экономического кризиса при внезапности изменений внешней и внутренней сред, инфляций и темпов экономического роста, нуждается в применении системы планирования на республиканском и региональных уровнях с целью соединения текущего, перспективного и стратегического планирования функционирования и развития народного хозяйства республики, регионов, индивидуальных и корпоративных участников рынка — хозяйствующих субъектов.

Социально-экономическое развитие каждого из регионов, народного хозяйства республики, повышение эффективности использования всех видов ресурсов зависят от планово-расчетного обоснования текущего функционирования, перспективного развития и стратегического целевого ориентирования региональной экономики на достижение необходимых результатов, от выполнения социально-экономических программ, определяющих не только повышение темпов экономического роста, выход национальной и региональных экономик из депрессивного состояния, но и увеличение объемов потребления социальных и материальных благ, рост трудовой занятости населения.

Находясь в составе Советского Союза, Казахстан развивался в единой экономической системе, все производительные силы осуществлялись согласно общесоюзной схеме. При этом развитие регионов Казахстана мало учитывались. Президент РК Н. А. Назарбаев в своих Посланиях народу страны подчеркнул, что нельзя добиться форсированной диверсификации без реформы регионального развития, а индустриализация страны должна формировать новую парадигму региональной политики [1, 16]. Развитие региона — многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным.

Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

– рост производства и доходов;

– перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;

– перемены в общественном сознании;

– перемены в традициях и привычках [2, с. 112–121].

Формирование рыночных отношений в каждом из регионов республики осуществлялись на фоне глубоких кризисных явлений и в экономике, и в социальной сфере. Тем не менее, более чем за 20 лет Независимому Казахстану удалось пройти сложный путь перехода от планово-административной к новой демократически-рыночной парадигме регионального развития [3, с.77]. Территориальные особенности, разный стартовый уровень, различия в структуре и специализации хозяйств, неоднозначность остроты и глубины кризисных процессов в первые годы рыночных реформ, темпов и форм их осуществления поставили регионы нашей страны в неравные условия, что способствовало углублению их дифференциации. По результатам исследовательского агентства «Рейтинг KZ», направленного на ранжирование регионов Казахстана по комплексу статистических показателей, были получены результаты, которые позволили обозначить слабые точки каждого из регионов, а также их изначальные преимущества относительно среднереспубликанского уровня. В процессе анализа 19 статистических показателей были разделены на три группы: экономическая и социальная сфера, а также уровень жизни населения.

По результатам исследования административно-территориальные единицы разделены на три группы:

  1. Регионы лидеры: города Астана и Алматы, Атырауская, Актюбинская, Мангистауская, Павлодарская области.
  2. Регионы со средними показателями: Западно-Казахстанская, Карагандинская, Алматинская, Кызылординская области.
  3. Регионы-аутсайдеры: Восточно-Казахстанская, Костанайская, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Южно-Казахстанская и Жамбылская области.

Таким образом, выявленные результаты рейтинга отражают уровень развития региона, который обуславливается его географическим положением, качеством сырьевой базы либо особым статусом.

В ходе анализа подтвердился неофициальный статус Астаны как «города чиновников». Высокое место по ВРП в столице республики обеспечивается за счет непроизводственного сектора. По уровню производства промышленной и инновационной продукции на одного жителя г. Астана занимает одно из последних мест (14-е). Астана и Алматы характеризуются критическим уровнем преступности и дороговизной продовольственной корзины. Это объясняется повышенной привлекательностью для мигрантов, высокой долей регистрируемых преступлений, превышением спроса над предложением из-за высокого уровня доходов населения. Кроме того, г. Алматы отличается плохой экологией, что проявляется, в частности, в высокой смертности населения от онкологических заболеваний.

Атыраускую и Мангистаускую области объединяет ряд проблем, обусловленных сырьевым характером их экономики. В данных областях зафиксированы низкие показатели по производству промышленной продукции на человека, высокий уровень цен (прожиточный минимум), а также низкое качество педагогических кадров.

Наименьшее количество проблемных секторов имеют Актюбинская и Западно-Казахстанская области. Слабые точки Актюбинской области сосредоточены в социальной сфере: число коек в медицинских учреждениях (14-е) и доля педагогических кадров высшей категории (13-е). В Западно-Казахстанской области проблема качества педагогических кадров стоит еще более остро (15-е).

Павлодарскую и Карагандинскую области объединяют похожие проблемы, обусловленные развитым производственным сектором. К общим положительным характеристикам регионов относятся сравнительно большое производство инновационной продукции, невысокие цены и низкая доля самозанятого населения. Вопросы проблемного характера в данных регионах: численность активных субъектов малого бизнеса, низкая рождаемость и продолжительность жизни, смертность от онкологических заболеваний, а также низкие относительные показатели ввода жилья в эксплуатацию.

В Алматинской области требуют вмешательства исполнительных органов власти проблемы в экономической сфере (11-е), уровень жизни населения (14-е), количество коек в медицинских учреждениях (15-е). Последнее можно объяснить близостью и относительной доступностью медицинских учреждений г. Алматы для жителей области.

В Кызылординской области проблемная ситуация зафиксирована по 6 статистическим показателям. При этом по четырем из них область занимает последнее место по республике, в том числе по объему инновационной продукции. Жамбылская область, как и Южно-Казахстанская, имеет хорошие совокупные показатели в социальной сфере. При этом в экономической сфере и по уровню жизни населения область занимает 16-е и 15-е места соответственно [4].

С восстановлением положительной динамики экономических процессов главной задачей экономической политики государства стало обеспечение устойчивого экономического роста в каждом регионе страны. В этой связи появилась необходимость в развитии региональных теорий с целью обоснования новой региональной политики, соответствующей современным реалиям глобализации, учитывающей специфику Казахстана и его регионов, обеспечивающей рациональное размещение производительных сил, их устойчивое развитие и на этой основе повышение качества жизни населения, проживающего на каждой территории нашей страны [5, с.4–6]. Как показал анализ, в современных исследованиях и программных документах Казахстана все больший акцент делается на точечный подход в региональной экономике. На этот подход нацеливает и Президент РК Н. А. Назарбаев в Послании народу страны, подчеркивая необходимость начать формирование центров экономического роста на западе, в центре, на севере, юге и востоке страны. В Казахстане в качестве центров роста развиваются, прежде всего, регионы, где складывается наиболее благоприятная среда для повышения инновационной активности, в частности имеются предприятия обрабатывающей промышленности как потенциально наиболее активные инноваторы, развита рыночная инфраструктура, финансовый сектор и сектор услуг. При этом цель нового подхода в региональной политике в условиях экономического роста должна заключаться не столько в выравнивании уровня экономического развития регионов, как это делалось при советском планировании, а в обеспечении благосостояния населения и сокращении бедности на всей территории страны [6, с.67].

Подводя итог, можно сказать, что благодаря новым условиям развития регионов Независимого Казахстана происходит формирование и осуществление «новой региональной политики», которая характеризуется следующими отличительными чертами. Во-первых, поддержка децентрализованных инициатив на уровне местных органов власти и самоуправления вместо государственных, безвозмездных субсидий. Положительный результат такой политики имел место в таких государствах как Италия и Китай. Во-вторых, стимулируется и поддерживается рост в беднейших регионах, что нашло отражение в активной региональной политике Бразилии, имевшей эффект в относительно бедных северо-восточных регионах страны. В-третьих, применяется комплексный подход, обеспечивающий использование конкурентных преимуществ региона и страны, а также оказывается содействие развитию региональных «точек роста». Наибольшее внимание уделяется инвестициям в инновации и научно-техническую сферу, в человеческий капитал. В-четвертых, в настоящее время в условиях глобализации мировой экономики получил распространение достаточно широкий подход к составу производительных сил, куда, наряду с традиционными экономическими показателями, включены новые элементы, такие как информационные, организационные и географическое положение. Выгодное географическое положение Республики Казахстан в центре Евразийского континента позволяет ей быть международным транспортным коридором, и использование территориального преимущества при достаточной развитости транспортной инфраструктуры может сыграть значительную роль в формировании эффективной структуры хозяйства страны. Перечисленные подходы к осуществлению региональной политики направлены на модернизацию хозяйства регионов, экономический рост, создание условий для социального развития и обеспечение экологической безопасности.

Литература:

  1. «Послание Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана» — в действии»: материалы республиканской научно-практической конференции (г. Алматы, 28 сентября 2010 г.) — Алматы, 2010. — 104 с.
  2. Данилин B. C., Смирнов С. Н., Яковлев А. А. Региональный аспект формирования и реализации целевых программ/ «Методы обоснования перспектив развития регионов». Сборник докладов. Материалы Всероссийской научной — практической конференции. Москва, 27–28 мая 2004 г./ М.: СОПС, 2004. с.112–121.
  3. Становление и развитие независимого Казахстана: социогуманитарный анализ, Алматы, 2011. 368 с.
  4. Ранжирование регионов Казахстана. Результаты исследования агентства «Рейтинг KZ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dknews.kz.htm
  5. Парамонов В., Камилов И., Строков А.. Состояние и перспективы интеграции в Центральной Азии. // Экономическое обозрение. 2010. — 2. с.4–6.
  6. Лаумулин М. Т. Казахстан в современных международных отношениях: безопасность, геополитика, политология. — Алматы, 2007. 185 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle