Библиографическое описание:

Пименова В. В. Государственная поддержка малого предпринимательства в Евразийском экономическом союзе (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан) [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 15-18.



 

В статье рассмотрена текущее состояние малого бизнеса в Российской Федерации и Республике Казахстан, его функции в социально-экономическом развитии страны, методы государственного регулирования и поддержки, а также теоретические разработки ведущих экономистов о роли малого бизнеса в экономическом росте государства и наиболее эффективных способах его развития.

Ключевые слова: малый бизнес, импортозамещение, государственное регулирование, инновационная экономика, гибкость экономики, субсидии, Российская Федерация, Республика Казахстан, ЕАЭС, экономический рост.

 

Малый бизнес является базисом экономического развития любого государства с рыночной экономической системой. Малый и средний бизнес выполняет множество функций: стимулирует экономическое развитие страны, обеспечивает занятость значительной части населения, а также способствует созданию благоприятных социальных и экономических условий среды.

Учитывая создания ЕАЭС, то развития малого бизнеса стран, входящих в это объединение, может иметь взаимные положительные воздействия на экономики стран-членов (на данный момент в ЕАЭС входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия).

Согласно федеральному закону в Российской Федерации на данный момент действительна следующая классификация предприятий [6]:

       0–15 человек, оборот предприятия до 60 млн. руб.- микропредприятие;

       16–100, оборот предприятия до 400 млн. руб.- малое предприятие;

       101–250, оборот предприятия до 1 млрд. руб.-среднее предприятие.

Несмотря на широкий спектр государственных мер- имеют место отрицательные тенденции. Количество малых предприятий в последнее года сокращается, население не реализует свой предпринимательский потенциал, и зачастую не доверяет подобным фирмам. На данный момент доля малого и среднего предпринимательства вносит незначительный вклад в экономику как России, так и Казахстана. И если посмотреть на успешный опыт развитых стран, то там доля субъектов мало предпринимательства превышает 50 % (например, в Японии и США).

Согласно данным на 1 января 2014 года в Российской Федерации действует 5, 6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, что обеспечивает 25 % занятости по стране [14]. На данный момент в России действует 5, 5 млн. предприятий, которые относятся к сектору малого предпринимательства.

Также к негативным тенденциям, характеризующим ситуацию с малым бизнесом, можно отнести развитие нелегальной занятости и теневой экономики, неравномерность распределения субъектов предпринимательства на территории Российской Федерации, а также слабый инновационный потенциал российских компаний.

В Казахстане ситуация еще менее благоприятная. На территории Казахстана зарегистрировано 840 тыс. предприятий- субъектов малого предпринимательства. Малое и среднее предпринимательство составляет всего около 20 % от общего ВВП страны [10]. Тем не менее, в Республике Казахстан также уделяется внимание развитию малого предпринимательства, ключевые задачи которого изложены в документе «Стратегия «Казахстан 2050»». Также в 2014 году, президентом Казахстана, Нусурлатаном Назарбаевым, поставлена задача увеличить долю товаров и услуг, произведенных малым и средним бизнесом, в структуре ВВП Казахстана до 50 %. Отдельное внимание в этой политике уделено предоставлению финансирования и развитию предпринимательской активности населения [15].

В России принимается широкий спектр мер на поддержание малого бизнеса, особенно это актуально в современных неблагоприятных экономических реалиях и политике импортозамещения. Поддержка малого бизнеса регулируются ФЗ-209 и рядом других нормативно-правовых актов. Существуют государственные программы поддержки, а также программы регионального уровня. Стоит отметить, что субъекты малого предпринимательства распределены по территории очень не равномерно, с большой концентрацией в центральном регионе. В некоторых российских регионах малый бизнес практически не развит. Наиболее популярные меры поддержки малого бизнеса включают выделение льготных кредитов, субсидий, льготное налогообложение, создание бизнес-инкубаторов. Однако, в 2016 значительно сокращены средства на поддержку малого бизнеса с 17 млрд. руб. 2015 года, до 11 млрд. руб.

Так как поставлена задача расширить до 2030 года долю составляющей ВВП, получаемой от малого предпринимательства, до 45 % (на данный момент это 21 %), то необходимо создание новых эффективных мер поддержки.

В Республике Казахстан используются аналогичные меры. Всестороння поддержка малого бизнеса объявлена приоритетным направлением экономической политики Казахстана [4]. Среди новых мер, в 2015 году, по указу президента Казахстана, был наложен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства; согласно словам президента, что в случае если предприниматель, владеющий малым бизнесом, выполняет все требования законодательства, органы проверки не должны приходить к нему вообще.

Для эффективного решения этого вопроса необходимо рассмотреть значение и роль малого бизнес с точки зрения наиболее известных теоретиков.

О значении именно малых предприятий исследователи задумались в середине прошлого века. Одним из первых такие исследователей был Дэвид Бери, который увидел в них новый драйвер, который пришел на замену прежним крупным предприятиям. Ученый отметил, что данная тенденция — пример глубокой трансформации, которая происходит раз в 150–200 лет.

Арнольд Купер, лауреат Нобелевской премии по экономике 1997 г., отметил, в свою очередь, что основными носителями экономического роста выступают малые фирмы. Проанализировав опыт США, Арнольд Купер пришел к выводу, что именно небольшим компаниям принадлежит большая доля инновационных разработок, несмотря на то что расходы крупных и малых фирм на научно-технические разработки несопоставимы, результативность последних куда более высока. По мнению Арнольда Купера, факторы производства определяются квалификацией персонала, отношением технического персонала к своей деятельности и скоростью коммуникации и координации в организации. Очевидно, что данные факторы производства характерны скорее для небольшой компании. Не менее важным преимуществом малых предприятий является их гибкость, в результате чего и вся экономика становится более гибкой. Это особенно важно, если обратить внимание на политическую и экономическую обстановку стран ЕАЭС, и в частности Российскую Федерацию.

Серьезный вклад в разработке данной проблематике внесли также исследователи Золтан Аке и Дэвид Одрети. Они обратили внимание на возникновение мини-заводов в сталелитейной отрасли промышленности. В результате они пришли к выводу, что подобные предприятия выступают в роли агентов изменений, что положительно сказывается на экономическом развитии. Однако, данная тенденция не является универсальной, и характерна лишь для некоторых отраслей. В других отраслях эффективно себя зарекомендовали крупные предприятия, и они являются источником инноваций в своей отрасли.

Уильям Баумол изучал взаимодополняемость инновационной активности малых и крупных предприятий. В результате он утверждал, что инновационная политика должна быть направлена на сбалансированное развитие как малых, так и крупных компаний. Также Уильям Баумол подчеркивал значительную роль университетов [16].

Малый и средний бизнес выполняют множество как социальных, так и экономических функций (обеспечение занятости населения, развитие человеческого капитала, развитие производства, инновационное развитие экономике, обеспечение рынка качественными товарами и услугами).

Для России и Казахстана характерен относительно низкий уровень развития малого и среднего бизнеса, и неблагоприятные условия внешней среды. Из этого следует, что малый и средний бизнес особенно сильно нуждаются в государственной поддержке и государственном регулировании.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что меры, принимаемые правительствами стран ЕАЭС (на примере рассмотрения России и Казахстана), только пассивно влияют на развитие малого предпринимательства. Вливание финансовых средств и льготное налогообложение может помочь развитию предприятия, но мало эффективны к созданию новых. Необходимо создать хорошую, во всех отношениях, инфраструктуру, создать в сознании граждан доверие к органам власти, развивать в молодежи предпринимательские способности. Также необходимо продолжать работу по снижению финансовых, и особенно административных барьеров, которые значительно тормозят развитие сектора малого предпринимательства.

В заключение необходимо отметить, что именно развитие малого предпринимательства позволит достичь экономического роста и благополучия, перейти от сырьевого типа экономике к инновационному, обеспечить высокий уровень занятости, а также создать среду для развития человеческого капитала. Помимо этого, это может обеспечить развитие перспективных экономических отношений в рамках ЕАЭС, и производить свои отечественные, которые будут конкурентоспособны, и тем самым избежать заполнения рынка стран ЕАЭС дешевыми, некачественными китайскими товарами (такая угроза существует, так как в Киргизии рынок перенасыщен ими, а режим свободной беспошлинной торговли с другими странами обеспечивает их свободное передвижение). Также малый бизнес за счет обеспечения гибкости экономики может, с одной стороны, обеспечить развитие отношение с другими нашими потенциальными партнерами, с другой стороны минимизировать негативное влияние, связанное с неблагополучной внешней обстановкой.

 

Литература:

 

  1.    Административные барьеры на пути развития малого бизнеса/ Е. В. Бессонова [и др.]; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ; отв. ред. Н. А. Волчкова. — М.: Дело, 2010. — 75 с.
  2.    Бессонов, И. С. Количественные характеристики малого бизнеса в России/ И. С. Бессонов// Российское предпринимательство. -2014.- № 19.- С. 4–12.
  3.    Буров, В. Ю. Основы предпринимательства: учеб. Пособие/ В. Ю. Буров. — Чита.: …, 2011. — 441 с.
  4.    Джакупов, К. К. Приоритеты новой экономической политики Казахстана «НурлыЖол» в условиях Евразийского экономического союза/ К. К. Джакупов// Евразийский международный научно-аналитический журнал.- 2015.- № 3.-С. 10–12.
  5.    Доклад о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. М.: Кремль, -2015. -82с. URL: http://smb.gov.ru/statistics/navy/analitic/?q= %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D0 %BB %D0 %B0 %D0 %B4
  6.    Закон Российской Федерации от 22.07.2007 г.№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
  7.    Институциональный анализ и экономика России/ под ред. В. Т. Рязанова, — М.: Экономика, -2012. -495 с.
  8.    Кондраков, Н. П. Основы малого и среднего предпринимательства/ Н. П. Кондраков, И. Н. Кондраков. — М.: Инфра-М, — 2014. -448 с.
  9.    Концепция долгосрочного развития Российской Федерации-2020, URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/
  10. Кулбарытов, Н. Н. Факторный анализ текущего состояния бизнес-климата в регионах Казахстана/ Н. Н. Кулбарытов// Евразийский международный научно-аналитический журнал. — 2014. -№ 4. — С. 322–326.
  11. Малый бизнес/ В. Я. Горфинкель [и др.]; под ред. В. Я. Горфинкеля.-М.: Кнорус, 2014.- 495 с.
  12. Пахомова, Н. В. Экономика отраслевых рынков и политика государства/ Н. В. Пахомова, К. К. Рихтер.- М.: Экономика, — 2009. -815 с.
  13. Переходько, М. Развитие инновационной деятельности малых предприятий на современном этапе/ М. Переходько// Аналитический журнал РИСК. — 2014.-III.- С. 80–82.
  14. Статистический сборник: малое и среднее предпринимательство в России.-2014 URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139841601359
  15. Стратегия «Казахстан-2050», URL: http://www.kazembassy.ru/ru/presssluzhba/allnews/5-politika/5774-visgoslic124
  16. Чепурейко, А. Ю. Современные классики теории предпринимательства. Лауреаты Международной премии за вклад в исследования предпринимательства и малого бизнеса/ А. Ю. Чепурейко,- М.: Издательский дом Высшей школы экономики, — 2013. -526 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle