Библиографическое описание:

Колесниченко М. Н. Положение службы занятости населения на современном рынке труда [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 79-81.



 

Одной из основных составляющих экономики нашей страны являются сфера трудовых отношений. Современный рынок труда представляет собой особую форму экономической жизни общества, где работники осуществляют торговлю особым видом товара — своими знаниями, навыками, умениями и опытом [2].

Основными субъектами рынка труда являются:

  1.    собственники средств производства и органы, представляющие их интересы (ассоциации предпринимателей);
  2.    наемные работники и организации, отражающие их интересы (профсоюзы, советы работодателей);
  3.    государство (в лице различных его структур) как посредник между работодателями и наемными работниками.

Следовательно, рынок труда представляет собой систему конкурентных связей между участниками рынка по поводу найма и использования работников в общественном производстве. Также рынок труда характеризуется процессом обмена способности трудиться на денежное вознаграждение.

Как отмечалось ранее, среди основных субъектов рынка труда особая роль отведена государству, как регулятору отношений найма, посредника между работодателями и наемными работниками и главного организатора функционирования рыночных отношений в этой сфере.

Государство обладает влиянием на различные сферы рынка труда, которые оказывают воздействие на становление занятости, как в отдельных отраслях, так и в глобальном масштабе. Государство в качестве регулятора отношений на рынке труда может оказывать влияние на:

          уровень предлагаемой заработной платы,

          условий труда,

          предоставление дополнительных льгот отдельным лицам или категориям работников,

          уровень социального обеспечения.

Для регулирования рынка труда государство создает специализированные организации — службы занятости.

Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:

I уровень — федеральная служба занятости;

II уровень — региональные организации службы занятости;

III уровень — местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры.

В процессе своего формирования служба занятости прошла сложный путь развития [1]. По мнению автора, связано это с определенными нелегкими этапами в истории нашей страны, кризисными явлениями, которые не могли, не отразится на социальной политике. Также прослеживается постепенное увеличение функционала службы занятости в процессе преобразований, что говорит о значимости службы занятости в социально-экономической политике как макро-, так и микро-уровне.

Основными задачами государственной службы занятости являются:

          учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;

          информирование о возможностях трудоустройства;

          содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;

          сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;

          организация общественных работ;

          организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;

          оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;

          регистрация безработных;

          выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;

          оформление досрочного выхода на пенсию;

          разработка программ занятости;

          мероприятия по социальной защите различных групп населения.

Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции.

Общими функциями служб занятости всех уровней являются:

          анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;

          оказание помощи в выборе работы;

          организация подготовки и переподготовки кадров.

Для федеральной службы частными являются функции:

          разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;

          поиск и разработка механизма финансирования этих программ;

          определение основных направлений профессионального обучения;

          создание правовой и нормативной базы функционирования;

          координация работы региональных и местных служб занятости.

Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения.

Стоит отметить, что работа служб занятости не в силах влиять коренным образом на состояние рынка труда в стране. В нашем государстве не существует на законодательном уровне обязательства выполнять назначения и рекомендации служб занятости предпринимателями и предприятиями. Последние стараются самостоятельно определить круг возможных соискателей через собственные отделы кадров. Это позволяет сделать выбор в достаточно короткие сроки и принимать решение о трудоустройстве после общения с большим кругом возможных специалистов. А соискатели, в свою очередь, чтобы избежать бюрократических издержек общения с государственными структурами, изъявляют желание общаться с потенциальными работодателями напрямую, без посредников. Но при этом на законодательном уровне закреплена обязанность предприятий ежемесячно передавать сведения в службу занятости. В соответствие со ст. 25 Закона Российской федерации от 19 апреля 1991г. № 1032–1 (в ред. от 22.12.2014г.) «О занятости населения в Российской федерации» организации должны предоставлять в органы службы занятости населения информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. Но в действительности практика показывает, что большое количество работодателей зачастую пренебрегают данной обязанностью, либо предоставляют данные об отсутствие вакансий, когда в реальности они существуют.

По мнению автора, существующие государственные службы занятости не в состоянии выполнять в полном объеме роль регулятора рынка труда. Вопрос трудоустройства населения продолжает находиться на критическом уровне. В условия современной нестабильной экономики многие учреждения и организации либо перестают работать на время, либо становятся банкротами. Соответственно, все сотрудники, которые работали на таких предприятиях, остаются без работы. Естественно, что не все они могут устроиться на работу с помощью центров занятости, многие так и останутся находиться на учете (особенно, если возраст предпенсионный, либо же нет соответствующей профессии). А в сегодняшней ситуации с притоком беженцев наиболее остро встает вопрос конкуренции на рынке труда. Также приток безработных приходится на период окончания учебного года, поскольку ВУЗов и профильных училищ много, а обеспечить всех выпускников работой не представляется возможным, по крайней мере, сразу. Эти проблемы были известны всегда, но особого внимания к ним не привлекалось. Только в последнее время государственный службы занятости стали уделять решению этих проблем достаточное внимание. Изменилась позиция в отношении рынка труда, замещать освободившиеся вакансии теперь можно после посещения ежемесячно устраиваемых ярмарок вакансий, а также других подобных мероприятий. Однозначно, не отметить роль служб занятости в регулировании рынка труда просто невозможно. Как уже отмечалось, данные государственные органы занимаются перепрофилированием, переподготовкой, учебой потенциальных работников, а также реально помогают в трудоустройстве гражданам. Кроме того, особое значение имеет то, что службы занятости занимаются сбором данных о количестве безработных, уже трудоустроенных, определении перечня востребованных профессий, что помогает составить статистику и план мероприятий, направленных на борьбу с безработицей. Но, что бы ни делала служба занятости, основную проблему она не решает. Потерявший работу человек, придя в службы занятости и получив предложение приобрести новую специальность, естественно, соглашается. Но на рынке труда будут отдавать предпочтение потенциальным сотрудникам, возраст которых — до 45, есть определенный стаж работы по необходимой профессии. А реальные соискатели, которые ищут работу через центры занятости, не имеют опыта в новой профессии, да и возраст зачастую около пенсионного, либо же выше. То же происходит и с молодежью, которая на период поведения перепрофилирования, может утратить реальную возможность трудоустроиться, в связи с занятием вакантной должности другим специалистом. То есть вопрос переобучения не может решить проблему трудоустройства. Поскольку еще очень много времени пройдет до момента, когда проблема будет полностью устранена, можно предпринимать эффективные промежуточные решения. Они хоть и не решают в целом проблему, но смогут снизить напряжённость на рынке труда:

          увеличение минимального и максимального размера пособия, получаемого безработными;

          направление усилий на проведение трудоустройства молодого населения страны;

          необходимо повысить уровень доверия к службе занятости не только со стороны соискателей, но и со стороны работодателей.

В условиях сегодняшнего дня огромную роль в стабилизации и улучшении экономики в стране, а также экономических процессов, играет мобильность потенциальных соискателей. То есть способность работника, а также членов его семьи, по надобности изменять место своего проживания с региона на регион. Именно это особенность может привести к увеличению производительности и эффективности экономики в целом.

Таким образом, подводя итог, следует сделать акцент на том, что при всем многообразии услуг, предоставляемых населению службой занятости, все же данные учреждения не в полной мере способны регулировать существующую ситуацию на рынке труда. И только правильные действия и мероприятия государства по стабилизации рынка труда и наделению служб занятости большими полномочиями помогут добиться положительных показателей на рынке труда.

 

Литература:

 

  1.    Горина Е. Е. Служба занятости: проблемы формирования и оптимизация функционирования //Регионология. — 2010. — № 2. — С.176–186.
  2.    Горина Е. Е. Рынок труда в России: вопросы теории и практики // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/25761 (дата обращения: 28.11.2015)
  3.    Горшкова В. И. Теоретические аспекты регулирования структуры рынка труда // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19694 (дата обращения: 27.11.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle