Библиографическое описание:

Гарифуллина А. А. Аттестация аудиторов в РФ [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 59-62.



 

Аттестация аудиторов в России была введена Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», утвердившим Временные правила, в соответствии с которыми все физические лица, занимающиеся аудиторской деятельностью, обязаны пройти аттестацию на право осуществления указанной деятельности. Выполнение требования об аттестации является своеобразным «пропуском» в профессию аудитора.

Профессия аудитора является общественно значимой, что подразумевает признание своей ответственности перед обществом. Несмотря на то, что рынок аудиторских услуг сравнительно молод в России, он развивается быстрыми темпами. Сегодня это самостоятельный сегмент бизнеса с большим годовым оборотом и множеством занятых в нем специалистов.

Обучение и аттестация и аудиторов. Система образования аудиторов, созданная на этапе становления аудита в России и позволившая сформировать действующий институт аудиторов, строилась на сочетании двух основных принципов — централизации и децентрализации. Централизованная составляющая системы образования выражалась в том, что ключевые вопросы учебного процесса решались уполномоченным федеральным органом — Минфином России. Так, Совет по аудиторской деятельности при Минфине России и его комиссии разрабатывали, в частности:

          единые программы квалификационных экзаменов претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора и единые программы повышения квалификации аудиторов, которые утверждались Минфином России;

          методические материалы для проведения квалификационных экзаменов.

Децентрализованная составляющая учитывала размеры России. В связи с этим процесс обучения осуществляла сеть учебно-методических центров (УМЦ), которые создавались, как правило, при высших учебных заведениях страны в различных регионах по установленным Минфином России правилам и аккредитовывались при нем.

В результате в стране сложилась единая система специализированных учебных заведений с постоянным составом квалифицированных кадров, умеющих владеть аудиторией профессионалов, быть им необходимой, давать новые знания, обсуждать и разъяснять сложные ситуации и тем самым помогать аудиторам формировать свое профессиональное суждение.

Однако из-за быстрого роста числа аудиторов и, как следствие, учреждений обучения, контроль за обучением аудиторов и за работой этих учреждений из одного центра стал затруднителен [3].

С принятием Федерального закона от 30.12.08 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в аудиторской среде была создана новая структура — саморегулируемая организация аудиторов (СРОА), наделенная полномочиями в области организации и контроля за аудиторской деятельностью, в том числе и в области обучения аудиторов. Так, СРОА:

          разрабатывает и утверждает программы повышения квалификации аудиторов;

          организует предквалификационное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью;

          осуществляет регулярные проверки качества проведения повышения квалификации.

Благодаря этому стало возможным повышение контроля как за аудиторами, так и за деятельностью учебных центров.

На первых совместных совещаниях СРОА были согласованы единые критерии аккредитации УМЦ для обучения и повышения квалификации аудиторов. УМЦ могут быть аккредитованы при нескольких СРОА.

Заметим, что аудитор может повышать свою квалификацию в любой образовательной организации, внесенной в реестр СРОА, членом которой он является, и выбирать для обучения любую из программ повышения квалификации, утвержденных СРОА.

Единый квалификационный аттестат

Как известно, в России было четыре аттестата аудитора:

          по общему аудиту;

          по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования;

          по аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

          по аудиту кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов.

Начиная с IV квартала 2009 г. квалификационные экзамены на получение аттестатов по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования и аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов были отменены. Все претенденты сдавали квалификационный экзамен по программе общего аудита, в каждый раздел которой были включены вопросы по отраслевым особенностям деятельности страховых организаций и обществ взаимного страхования, а также бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Претенденты, успешно сдавшие квалификационный экзамен, получали аттестат по общему аудиту, предоставляющий право осуществлять аудиторскую деятельность и де-юре, и де-факто только в организациях, относящихся к области общего аудита. В страховых организациях, на биржах и во внебюджетных фондах единый аттестат давал право осуществлять аудиторскую деятельность только де-юре. Это обусловлено тем, что знаний отраслевых особенностей в объеме, включенном в программу квалификационного экзамена, было недостаточно для проведения профессионально грамотного аудита в страховых организациях, на биржах и во внебюджетных фондах. Поэтому аудиторы, желающие специализироваться по аудиту этих организаций, должны были первоначально изучить спецкурсы по особенностям правового регулирования, бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, финансов и анализа и аудита страховых организаций и бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. Программы по этим спецкурсам рассматриваются как программы повышения квалификации.

Начиная с 1 января 2011 года изложенный порядок получения единого квалификационного аттестата аудитора распространяется и на аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов. Таким образом, если претендент, получая единый аттестат аудитора после 1 января 2011 года, желает специализироваться по банковскому аудиту, он должен будет сдать квалификационный экзамен по программе общего аудита, в каждом разделе которой будут содержаться вопросы по особенностям отдельных отраслей экономики, включая и деятельность кредитных организаций, а после этого изучить спецкурс повышения квалификации по аудиту в кредитных организациях [4].

За овладение этими программами повышения квалификации, которые де-факто дают специалисту право осуществлять аудит в особых отраслях экономики, аудитор несет повышенную личную ответственность, поскольку практически имеет место получение аудитором принципиально новых знаний и тем самым расширение сферы его деятельности.

Заметим, что в международных стандартах образования профессиональных бухгалтеров и аудиторов настойчиво повторяется, что, если возникает необходимость проведения аудита у аудируемого лица, находящегося в особых условиях хозяйствования, аудитор обязан изучить эти условия и несет личную ответственность за наличие у него этих знаний. Более того, всегда подчеркивается, что наряду с аудитором эту ответственность несут и аудиторская фирма, и соответствующая профессиональная организация аудиторов, т. е. предполагается солидарная ответственность [1].

Квалификационный экзамен. Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия» (АНО «ЕАК») создана шестью Саморегулируемыми организациями аудиторов 31 августа 2010 года в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» ФЗ-307 от 30.12.2008 г. и Приказом Минфина России N 51н от 27.05.2010 года «Об утверждении Порядка создания единой аттестационной комиссии». Задачей АНО «ЕАК» является проведение квалификационных экзаменов по проверке квалификации лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата.

Требования к претендентам. К квалификационному экзамену на получение квалификационного аттестата аудитора допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

На дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора претендент должен иметь стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

С 22 мая 2015 г. АНО «ЕАК» установила размер платы за прием квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора:

13 000 рублей — компьютерное тестирование (ранее 10 000);

27 000 рублей — письменная работа (ранее 20 000).

Согласно Приказу Минфина России от 30.06.2015 N 101н «О внесении изменений в Положение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденное Приказом Минфина России от 19 марта 2013 г. N 32н» требования к проведению квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора стали мягче.

Сокращено количество вопросов, содержащихся в экзаменационных билетах, предлагаемых претендентам в форме тестов. Теперь их количество должно быть не менее 600 (ранее 800). Также уменьшено количество практических задач с 4 до 2. Продолжительность времени для решения практической задачи увеличена с 1,5 часа до 2 часов.

Квалификационный экзамен состоит из двух частей: компьютерного тестирования и выполнения письменной работы.

Индивидуальный тест состоит из 50 вопросов (по 10 вопросов из каждой области знаний, одобренной советом по аудиторской деятельности). Для ответов на все вопросы индивидуального теста претенденту предоставляется не более 2 часов 30 минут.

Письменная работа проводится Единой аттестационной комиссией два раза в год. Письменная работа проводится одновременно во всех установленных Единой аттестационной комиссией местах ее проведения

Письменная работа проводится Единой аттестационной комиссией в два дня:

          в первый день претендент получает три вопроса индивидуального экзаменационного билета (по одному вопросу из областей знаний «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность», «Налоговое законодательство российской федерации», «Финансы, финансовый анализ, основы финансового менеджмента, управление рисками, внутренний контроль»);

          во второй день претендент получает два вопроса индивидуального экзаменационного билета (по одному вопросу из областей знаний «Право» и «Аудиторская деятельность») и практическую задачу.

Для ответа на один вопрос экзаменационного билета претенденту предоставляется не более 45 минут, а на практическую задачу — не более 1 часа 30 минут.

Также аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

На квалификационном экзамене претенденту должны быть предложены такие вопросы, ответы на которые должны свидетельствовать о наличии у претендента надлежащего уровня теоретических знаний в областях, необходимых для участия в (осуществления) аудиторской деятельности, а также о его умении применять эти знания при участии в (осуществлении) аудиторской деятельности.

Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, устанавливается из следующих областей знаний:

а) бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность (в том числе консолидированная), включая: законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, стандарты бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, международные стандарты финансовой отчетности, информационные технологии и компьютерные системы;

б) аудиторская деятельность, включая: законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности, федеральные стандарты аудиторской деятельности, профессиональную этику и независимость аудитора, информационные технологии и компьютерные системы

Кроме этого, перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, устанавливается также из следующих областей знаний в части, в которой они необходимы для участия в (осуществления) аудиторской деятельности:

а) право, включая: гражданское законодательство Российской Федерации, трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о социальном страховании и обеспечении, корпоративное управление;

б) налоговое законодательство Российской Федерации;

в) финансы, финансовый анализ, основы финансового менеджмента, управление рисками, внутренний контроль [5].

Результаты сдачи компьютерного тестирования, проводимом 20 ноября 2015 года [5]:

Допущены к экзамену: 235 претендентов

Явились на экзамен: 234 претендента

Количество сдавших: 65 претендентов

Процент сдавших экзамен: 27,5 %

 

Литература:

 

  1.              Федеральный закон от 30.12.08 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  2.             Приказ Минфина России от 30.06.2015 N 101н «О внесении изменений в Положение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденное Приказом Минфина России от 19 марта 2013 г. N 32н»;
  3.              Система образования аудиторов: Современный этап, «Аудиторские ведомости», № 5/2011;
  4.              Организация и проблемы современной системы аттестации аудиторов в России, «Молочно-хозяйственный вестник», № 1 (9)/2013;
  5.              Официальный сайт «Единой Аттестационной Комиссии» — http://eak-rus.ru/
  6.              Официальный сайт Министерства финансов РФ — http://minfin.ru
  7.              Сайт http://www.audit-it.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle