Библиографическое описание:

Зубарев М. Г. Система управления знаниями внутри компании [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 21-23.



 

Необходимость повышения конкурентоспособности и инновационности малого и среднего бизнеса — одна из главных задач для экономики России. В таких странах как США, Канада, Япония, Финляндия и Швеция активно использует систему управления знаний в своих компаниях. Создаются департаменты, которые в свою очередь занимаются оценкой, накоплением, хранением и поиском информации. Данная область хорошо зарекомендовала себя как инструмент, позволяющий увеличить продуктивность и конкурентоспособность компании. Целью опроса является понять отношение сотрудников Российских фирм к сфере управления знаниями.

В опросе участвовали 56 респондентов. Сотрудники компаний являются специалисты в области продаж, маркетинга, IT-технологий и менеджмента.

Список вопросов.

A description...

 

Более 60 % респондентов сталкивались с таким понятием, как «Управление знаниями».

Опрос показал, что в 64 % случаях у компании существуют сотрудники, в обязанности которых входит сбор, обработка, классификация и распространения информации.

Более половины опрошенных выделили корпоративное обучение — как лучший способ повысить эффективность конкретного подразделения и организации в целом. У 48 % в компаниях тренинги не проводятся вовсе.

В ряде случаев, когда сотрудникам компании требуется помощь в получении конкретной информации им известно к кому обратиться. Так ответило 62 % опрошенных.

На вопрос «При возникновении трудностей в рабочем процессе, к какому источнику вы обращаетесь за помощью в первую очередь?» ответы распределились следующим образом:

                   Сотрудники 55 %

                   Интернет 25 %

                   Вышестоящее руководство 20 %

В роли электронных инструментов в области обмена и накопления знаний в компании являются:

Корпоративный портал 21,4 %

Система электронного документооборота 46,4 %

Корпоративная база знаний 10,7 %

В 21,4 % случаев такой инструмент отсутствует.

Сотрудникам компаний приходится обращаться к внешним источникам получения информации, в ходе рабочего процесса (например Internet) достаточно часто, а именно:

                   Редко 16,1 %

                   Часто 46,6 %

                   Каждый день 28,6 %

                   Обращаются только в редких исключениях 10,7 %

В качестве авторитетности источников знаний ответы распределились следующим образом:

                   Форумы 26,8 %

                   Блоги 17,9 %

                   Wiki 23,2 %

                   Соц. Сети 10,7 %

                   Другое 21,4 %

Формат опроса предусматривает комментарии к ответу «Другое». Собственные ответы респондентов:

Официальные сайты. Сайты, специализирующиеся на конкретной тематике (интересующей меня в конкретный момент). Около половины ответов указали «Консультант плюс», как наиболее авторитетный источник.

На вопрос о необходимости создания портала внутри компании для хранения и обмена знаний 60,7 % считают необходимым, в 30,4 % случаев такой портал уже существует, остальные 8,9 % не считают это необходимостью.

Часто ли сотрудники компании обращаются за помощью именно к Вам?

                   Часто 32,1 %

                   Иногда 60,7 %

                   Практически никогда 7,1 %

Исследования Майкла Полани[1] показывают то, что большинство знаний сотрудников существуют в неявной форме и являются интеллектуальным капиталом компании. На вопрос «Считаете ли Вы, что основная часть знаний скрыты и представлены опытностью сотрудников?» ответы показали следующие результаты:

                   Да, я часто что-то делаю машинально 51,8 %

                   Нет, я иногда обращаюсь за помощью 23,2 %

                   Затрудняюсь ответить 21,4 %

Более половины опрошенных, а именно 64 % считают перспективными создание новых процессов в области управления знаниями компании.

35 % уверены, что при увольнении сотрудников знания не теряются, т. к. они передаются новому человеку, пришедшему на его место. 60 % считают что знания все-таки теряются, и 5 % в качестве своего ответа предполагают, что удостовериться в передаче знаний можно лишь, в тот момент когда новый сотрудник уже приступит к должностным обязанностям.

При возникновении новой бизнес-идеи в 62,5 % случаем этот вопрос обсуждается с коллегами, в 26,8 % — с руководством, 7,1 % — никак не обсуждается. Всего один опрошенный (что соответствует 1,8 %) ответил, что в компании существует отдел, отвечающий за новизну решений.

Как показал вопрос, связанный с новаторством идей, далеко не все компании согласны поощрять своих сотрудников за предложения, оптимизации процессов.

В 19,6 % сотрудники поощряются денежной премией.

1,8 % опрошенных показывает, что эффективным также являются разные способы нематериальной мотивации

Остальная доля 78,6 % считает подобную мотивацию бесполезной.

82,1 % опрошенных ответили, что положительное настроение коллектива благоприятно сказывается на отношение между сотрудниками, и на рабочий процесс в целом. 17,9 % считают, что каждый должен выполнять свою работу, независимо от настроения других.

На вопрос «Случалось ли, что Вы не делились знаниями с другими сотрудниками, для поддержания своего «статуса эксперта»» ответы распределились следующим образом:

                   Я всегда делюсь тем, что знаю 82,1 %

                   Пусть сотрудники сами находят ответы, это поможет им в дальнейшем 7,1 %

                   Ко мне редко обращаются за советом 7,1 %

Опрос показывает, что наиболее распространенными инструментами управления знаниями являются специализированные сайты, форумы, Википедия. Что касается консультантов компании, обучающего персонала — их компании используют очень редко.

Технологии в области накопления и обмена знаниями пока не получили широкого распространения в Российских компаниях.

Руководители зачастую не знают о существующих техниках и приемах, применяемой в данной области, однако более существенным и труднопреодолимым барьером является «характерная для российских организаций недооценка значимости совместного опыта, привычка обращаться к его анализу лишь после серьезного провала, чрезвычайной ситуации или при наличии внешней угрозы [1]». Именно поэтому управление знаниями еще не стало общепринятым направлением деятельности в российских компаниях

 

Литература:

 

  1.              Нестик Тимофей Александрович, ВШМБ РАНХиГС, Институт психологии РАН. «Модели управления знаниями в российских организациях: социально психологический анализ».

[1]Майкл Полани. Автор понятия «Личностное знание»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle