Библиографическое описание:

Зеленова Е. С., Быкова Ю. А. Страхование как метод минимизации рисков при транспортировке [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 116-118.



 

В статье ставится задача рассмотрения страхования как метода минимизации рисков при транспортировке. Выделяются ситуации возникновения рисков в авиа, морских, железнодорожных и автомобильных транспортировках. Производится систематизация рисков при транспортировке, а также выделяются категории страхования риска.

Ключевые слова: логистика, риски при транспортировке, источники риска, страхование груза

 

В любой сфере деятельности человека может возникнуть риск. Сфера транспортных перевозок не исключение. Деятельность людей при перевозках сопровождается высокой ответственностью, а значит и вероятностью наступления риска. К рискам можно отнести непредвиденные случаи, которые могут негативно отразиться как на целостности груза, его товарном состоянии, так и на репутации компании.

Стихийные бедствия, промышленные аварии, международные конфликты, геополитические ситуации, это лишь малая часть непредвиденных событий, которые представляют постоянную угрозу для эффективного функционирования системы поставок. [2]

Важной задачей, для каждого предприятия является доставить груз до места назначения в целостности и сохранности.

Риски оказывают влияние на параметры движения потоков, что, в свою очередь, приводит к сбоям в поставках. Помимо очевидных потерь, таких как убытки, штрафные выплаты вследствие нарушения сроков доставки продукции или повреждения грузов, последствия могут быть более критичными: нарушение непрерывности процесса производства и обслуживания, снижение качества сервиса, изменение или прекращение отношений с партнерами, уменьшение уровня доходности. Так, исследования практики зарубежных компаний показывают, что в среднем срывы поставок приводят к падению продаж на 7 % в год, операционной прибыли — на 42 %, а рентабельности активов — на 35 %. [1]

Рис. 1. Влияние срывов поставок на показатели эффективности предприятия

 

Возможных рисков при транспортировке товара от поставщика к потребителю существует целое множество. Например, выход из строя или повреждение транспорта, его техническое состояние, погодные условия, дефекты упаковки товара, неправильное размещение груза в транспорте, резкое движение, нарушение температурного режима внутри транспортного средства, аварии, хищение груза, не правильное оформление данных в маршрутном листе.

Таким образом, на основе вышесказанного составим таблицу. Выделим четыре основные группы внешних воздействий, которые носят, как правило, случайный (рисковый) характер.

 

Таблица 1

Систематизация рисков при транспортировке

Группы внешних воздействий

Источники риска

Механические

удары, толчки, вибрации, статистические нагрузки

Климатические

влияние атмосферных осадков, влажность воздуха, перемена температуры, солнечная радиация

Биологические

влияние жизнедеятельности микроорганизмов, насекомые.

Организационно-экономические риски

неверный выбор маршрута перевозки, вида транспорта, размещения на транспортном средстве

 

Многие события (как, например, катастрофы техногенного характера) невозможно спрогнозировать, то есть, компании не в состоянии контролировать множество рисков, с которыми они сталкиваются. Однако некоторые компании реагируют на неблагоприятные события эффективнее других. Им удаётся выстоять, вернуться на прежние позиции или перейти в качественно новое состояние.

Рассмотрим ситуации возникновения рисков в авиа, морских, железнодорожных и автомобильных транспортировках.

Авиаперевозки: движение товаров по воздуху является относительно безопасным способом. В основном при авиаперевозках перемещают товары, которые имеют не большие размеры. Для более крупных объектов используют чартерные специализированные рейсы. В авиаперевозках риск не велик, ведь этот транспорт является одним из безопасных. Риском при данной транспортировке может быть превышение допустимой массы груза, что может привести к небезопасному полету и перемещению товара. В связи с этой причиной может возникнуть порча товарного вида или его утрата, не исключен риск хищения, особенно если транспорт часто находится в промежуточных пунктах при перелете.

Морские перевозки: здесь довольно часто риски возникают из-за неблагоприятных погодных условий, что ведет к повреждению транспорта и порчи перевозимого груза. Но, иногда именно морская транспортировка является исключительным путем доставки товара. Не стоит также забывать о загрязнении воды при транспортировке данным способом. Ведь существует высокая вероятность нанесения вреда здоровью животным, которые обитают в океанах всего мира. [3]

Железнодорожные перевозки: обычно возникновение рисков в данной сфере связано в случае схода поезда с рельс, нарушения герметичности вагона с перевозимым товаром, хищения.

Автомобильные перевозки: самый распространенный способ транспортировки товара и имеющий высокие риски, а именно, дорожные аварии, погодные условия, незаконные умышленные действия, от третьих лиц, а так же не исключена вина перевозчика.

Для того чтобы минимизировать риск при транспортировке многие компании пользуются услугами страхования, где им обеспечивается гарантия покрытия убытков, если наступил риск. На сегодняшний день страхование — это неотъемлемая часть деятельности каждой компании при любой транспортировке.

Поэтому страхование груза при перевозке товара является актуальным решением. Страхование — система мероприятий по созданию страхового фонда за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, причиненный стихийными бедствиями, несчастными случаями, а так же выплачиваются иные денежные суммы в связи с наступлением определенных событий. Цель страхования — возможность поставщиков получить возмещение в денежной сумме за утрату или порчу товара. Страхование груза в транспортных перевозках обуславливается многоуровневым процессом, в котором могут быть задействованы несколько участников рынка. Участниками могут являться поставщики, перевозчики груза и потребители. В реальности все участники заинтересованы, чтобы груз был доставлен в целостности и сохранности. Страхование груза будет выгодно:

  1.              Если поставщик учёл все характеристики груза, его особенности и правила транспортировки;
  2.              Если потребитель изучил все возможные методы защиты своих интересов в случае, если груз доставлен до него не в товарном состоянии или груз не был доставлен вовремя;
  3.              Если перевозчик выделил транспорт соответствующий всем нормам для перевозки предоставленного груза.

Страхование товара является обязательным процессом, который требует высокого внимания. Важно отметить, что бывают различные виды страхования рисков. Существует три категории страхования риска при транспортировке. Категория «А»: предполагает страхование в случае, если товар был поврежден или даже уничтожен, то страховщик обязан возместить страхователю все убытки. Существуют плюсы этого страхования: страхуются все виды рисков, какие могут случиться при перевозке товара. Минусы: это страхование дорогостоящее. Но всегда есть выход и оплату можно снизить, если в договоре прописать некоторые исключения. Например, если поставщик просит осуществить перевозку пшена, то он может указать в договоре, что из страхового случая исключается повреждение товара грызунами. Категория «В» охватывает страхование от самых распространенных рисков связанных с транспортировкой: транспортные аварии, хищение груза, стихийные бедствия, неудачные случаи при погрузке или выгрузке товара. Категория «С» включается в себя страхование тех же рисков, что и категория «В», но в данном случае страхователю будет выплачены деньги в том случае, если была частичная или полная гибель товара. Минусы категории «С» состоят в том, что порча груза не возмещается страхователю.

Итак, для того, чтобы минимизировать риски в транспортных перевозках, нужно уметь идентифицировать риск и заранее позаботиться о сохранности товара благодаря системе страхования, которая поможет обеспечить защиту имущественных интересов участникам транспортировки.

 

Литература:

 

  1.              Яхнеева И. В. Теория и методология управления рисками в системах поставок: Дис. … д.э.н., доцент, профессор. Самара. 2013.- 330с.
  2.              Henry Hicks. Managing Supply Chain Disruptions// Inbound Logistics/Articles By Subject/ Risk Management — March 2012.
  3.              Henry P. Huntington, Raychelle Daniel. Vessels, risks, and rules: Planning for safe shipping in Bering Strait // Marine Policy —2015. —Volume 51. — Pages 119–127.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle