Библиографическое описание:

Безуглова М. Н., Зубенко А. А. Медиапроект как бизнес цифровой эпохи [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 68-70.



 

Рассмотрены варианты использования различных медиа для продвижения проекта, а также заработка на предлагаемом контенте и увеличения его популярности. Представлены пути развития и финансирования медиапроекта на примере работы телекомпании. Отмечены способы доставки контента зрителю и тенденции в них, связанные с ростом популярности Интернета.Названы проблемы распространения телепродукта и привлечения аудитории. Определены причины необходимости развития медиапроекта.

Ключевые слова:медиа, медиакоммуникация, медиапроект, конвергенция, телевизионный проект, телевидение, Интернет, бизнес

 

Развитие науки и технологий стремительно меняет мир. Как писал Билл Гейтс, «В ближайшие десять лет бизнес изменится сильнее, чем за предыдущие пятьдесят» [1, с.12]. Поэтому, чтобы не оказаться «за бортом», важно не просто быть в курсе текущих событий, но и продумывать стратегию ведения бизнеса на несколько шагов вперед.

На сегодняшний день медиа являются активно развивающейся частью экономической системы, а также выступают в качестве связующего звена между компанией и её аудиторией. Медиа — это обширное понятие, которое включает в себя всю совокупность технологических средств и приемов, служащих для передачи конкретному потребителю информационного сообщения в том или ином виде (печатное слово, музыкальная композиция, радиопередача и т. п.). Также термин определяют как «совокупность всех СМИ». Они подразделяются на печатные, аудиовизуальные и электронные.

Однако сегодня в медиа наблюдается конвергенция, то есть интеграция информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. Таким образом, проект размещает свой контент на всех возможных площадках, позволяя узнать о себе большему числу людей, и становится медиапроектом.

Для успешности и эффективности работы он должен соответствовать следующим критериям.

  1.                Правильная постановка целей проекта. Цели играют роль двигателя любого медиапроекта. На этапе создания необходима правильная их постановка и формулирование соответствующих им конкретных спланированных задач.
  2.                Согласованное выполнение поставленных целей и задач. Процесс выполнения каждой отдельной задачи должен быть синхронизирован с остальными, чтобы не нарушать целостности проекта. Если определённые задачи остались незавершёнными, нельзя переходить к следующим. В случае нарушения этого условия, может пострадать весь проект.
  3.                Время «жизни» проекта ограничено. Медиапроекты не могут функционировать бесконечно. У них есть начало и конец. Работа над ним заканчивается, когда основные цели достигнуты. Для того, чтобы контролировать этот процесс, строятся графики выполнения задач, входящих в медиапроект.
  4.                Неповторимость. Медиапроекты уникальны. Даже в том случае, если тема схожа, то создание и исполнение должно быть другим. Соответственно, готовый проект уже будет отличаться от ему подобных.
  5.                Реализация проекта. Под этим критерием понимается деятельность, целью которой является претворение проекта в жизнь с минимальной тратой ресурсов и за ограниченное время, но с максимальной эффективностью. Для этого задействуются не только средства медиа, но и труд и совместная деятельность людей.

Рассмотрим пути развития и финансирования медиапроекта в условиях современного рынка на примере работы телекомпании.

Для телепроектов очень важными медиа становятся печатные СМИ, наружная, полиграфическая реклама, и радио. Они не являются способом заработка, так как в этом случае телеканал — это и есть рекламодатель, но позволяют привлечь внимание аудитории к проектам канала и мотивируют потенциального зрителя перейти на площадку размещенного контента. То есть посмотреть, к примеру, сериал по телевизору или в Интернете.

Продвижение бренда в печатных СМИ и с помощью наружной, полиграфической рекламы включает в себя публикацию материалов в газетах и журналах, размещение всевозможных баннеров, растяжек, плакатов на улицах, а также в местах пребывания целевой аудитории, печать листовок и т. п. Так, каналом СТС, для привлечения внимания к новому сериалу, была размещена реклама на билбордах, расклеены афиши на информационных стендах университета. Кроме того, используются различные виды радиосообщений. К основным относятся информационные, игровые, имиджевые, музыкальные ролики.

Одним из способов финансирования телекомпании является абонентская плата. Это своего рода налог на зрителей за пользование каналами (юридически абонентская плата не является налогом). Во многих странах эта система является основным источником доходов телеканала. Однако с развитием коммерческого телевидения на рынке, где зритель сам может выбирать не только какой список каналов, но и какие телепрограммы ему смотреть, этот способ может очень скоро потерять популярность. Хотя кабельное телевидение имеет самую крупную абонентскую базу (17,3 млн. абонентов, спутниковое — 12,9 млн., IPTV — 3,4 млн.), оно не даёт зрителям такой свободы выбора, как спутниковое или IPTV. Поэтому уже сейчас снижается рост его пользователей. Так, по данным iKS-Consulting, за 2013 год прирост абонентской базы кабельного ТВ составил 0 %, спутникового — 19 %, IPTV — 25 % [4].

Также зритель может оформить платную подписку на «пакет» интересующих его каналов. Такие услуги в России уже предоставляют многие операторы (например: Ростелеком, НТВ-ПЛЮС, Триколор ТВ).

С улучшением медийной оснащённости домохозяйств становится возможной ещё одна форма финансирования — оплата за просмотр или pay-per-view. Зритель может выбрать, какую передачу и в какое время он будет смотреть, и, соответственно, заплатить только за неё. Пока этот способ не является массовым, однако за рубежом многие вещатели предоставляют зрителям возможность «поштучной» оплаты фильмов, спортивных соревнований, концертов.

Также существуют такие формы, как «почти видео по заказу» и «видео по заказу», где зрителю предлагается почасовая оплата программ.

Согласно данным исследований, основным источником доходов телеканалов является реклама. Размер прибыли зависит от состояния национальной экономики, которая, в свою очередь, влияет на объём расходов на рекламу потенциальных рекламодателей и потребительский спрос.

Одним из способов сотрудничества с рекламодателем является спонсорство. В этом случае компания — спонсор берёт на себя расходы на производство программы, а взамен получает возможность выпустить в телеэфир свои рекламные ролики [6].

Телевидение остаётся самым популярным медиа на протяжении нескольких лет подряд: 72 % населения каждый день смотрит телевизор. Тем не менее, с 2012 по 2014 год дети и молодёжь в возрасте от 4 до 24 лет потребляют информацию посредством телевидения меньше на час в сутки, молодёжь и взрослые от 25 до 43 лет — меньше на полчаса. Для каналов СТС и ТНТ это — основная платёжеспособная аудитория, которая постепенно перестаёт смотреть телевизор, предпочитая ему потребление контента на компьютере, планшете или смартофоне через Интернет. По данным TNS за январь — март 2015 года, уже сейчас пользователями Всемирной паутины являются 82 миллиона россиян или 66 % населения России в возрасте 12–64 лет [2]. А значит перед телеканалами стоит угроза уменьшения числа зрителей и, соответственно, потери доходов от рекламы. Поэтому телевизионные проекты теперь выходят на новый уровень. Помимо непосредственной трансляции программы по телевизору, они начинают взаимодействовать с аудиторией в социальных сетях, социальных медиа, и даже на мобильных устройствах.

По результатам исследований, проводимых J’son & Partners Consulting, объем российского рынка легальных видеосервисов в 2014 году стал равным 7,4 млрд. руб. Из них 66,5 % выручки составила рекламная модель, когда пользователю предлагается бесплатный контент, но с предварительным просмотром рекламы. 29,8 % выручки приносит модель, когда пользователь платит за доступ к одному конкретному продукту (или возможность его скачать). Подписная модель составляет всего 3,6 % рынка.

По прогнозам J’son & Partners Consulting, к 2018 году доходы рынка вырастут до 12,9 млрд. руб., рекламная модель при этом останется лидером рынка с долей в 72 %. Объемы доходов от подписной модели вырастут до 4,5 % [3].

На сегодняшний день такие каналы, как СТС и ТНТ активно используют возможности Интернета. ТНТ публикует программы, отрывки из них, фотографии, краткие анонсы, конкурсы от партнёров и прочее на официальном сайте, на «Rutube», в «Facebook», «В контакте», «Instagram» и «Twitter». Более того, разработано приложение для смартфонов «ТНТ-CLUB», где, кроме вышеперечисленной информации, есть раздел, полностью посвящённый продаже товара на специальных для держателей одноимённых карт условиях.

Кроме того, компания «СТС-Медиа», выяснив в результате исследований, что люди во время просмотра телевизора параллельно общаются, смотрят новости или ищут полезную информацию на планшете или смартфоне, решили использовать это в своих целях и разработали приложение «Второй экран». Помимо публикации анонсов программ, оно синхронизируется с телевизором по анализу звука и устраивает различные опросы, публикует юмористический контент, позволяет общаться в чате с другими зрителями, показывает, сколько времени осталось до конца программы.

Пока, однако, эти телеканалы почти не размещают рекламу на своих страницах в сети и оставляют бесплатный доступ к программам. Собственные наблюдения, а также социологические опросы показывают, что россияне пока не готовы к полноценной платной подписке в Интернете. Поэтому зарабатывать деньги таким способом ещё рано [5].

Таким образом, сейчас распространение телекомпаниями контента в сети выполняет стимулирующую функцию, как печатная и радиореклама, а основным источником заработка остаётся размещение рекламы в эфире. Однако статистика и прогнозы экспертов говорят о том, что скоро Интернет окончательно сольётся с жизнью людей и займёт лидирующее место среди прочих медиа. Поэтому превращение классического телевизионного проекта в медийный — это вклад в будущее успешной компании.

 

Литература:

 

  1.                Гейтс Билл. Бизнес со скоростью мысли. Изд. 2-е, исправленное — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 480 с.
  2.                Доля эксклюзивных пользователей мобильного Интернета в России 100 000+ за год выросла на 90 % [Электронный ресурс] // TNS [Офиц. сайт]. — URL: http://www.tns-global.ru/press/news/344111/ (дата обращения: 02.12.2015).
  3.                «Первый канал» вводит платную подписку на свой контент в интернете, Сурганова, Е. [Электронный ресурс] // РБК [Офиц. сайт]. — 28.05.2015. − URL: http://www.rbc.ru/technology_and_media/28/05/2015/5566e1f79a7947849aca5266 (дата обращения: 02.12.2015).
  4.                Платное ТВ: миллиард абонентов к 2019 году [Электронный ресурс] // Консультационное агентство «Телекомпас» [Офиц. сайт]. − URL: http://www.telecompass.ru/news/1849/index.html (дата обращения: 02.12.2015).
  5.                Платный YouTube: как это будет в России [Электронный ресурс] // 17.05.2013 г. URL: http://subscribe.ru/digest/inet/inet/n1106638255.html (дата обращения: 02.12.2015).
  6.                Рынок телевидения и on-demand сервисов в России [Электронный ресурс] // EuropeanAudiovisualObservatory [Офиц. сайт]. — 2011. — URL: http://www.obs.coe.int/documents/205595/552774/RU+TV+On-Demand+2011+J_Son+RU.pdf/4d24f106–2a49–48c0–825b-5f915d907330 (дата обращения: 02.12.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle