Библиографическое описание:

Дандаев Р. Р., Шамсадов Ш. М., Бисаев И. М. Малое предпринимательство Чеченской республики и его роль в развитии межрегиональных связей в СКФО [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 9-12.



 

Под межрегиональными экономическими связями понимается система экономических отношений регионов, которые формируются и развиваются в процессе функционирования общественного производства материальных благ и услуг, обусловленная целым рядом факторов: углублением разделения общественного труда, специализацией производства, характером размещения производительных сил и природно-географическими условиями, развитием инновационных и информационных процессов, демографической ситуацией и социальными факторами.

Основные проблемы развития современного российского бизнеса находятся в прямой зависимости от характера и содержания экономической политики, от его поддержки государством. Несмотря на все усилия по активизации малого бизнеса со стороны государства от федерального до муниципального уровня, коренного улучшения ситуации за последние годы не происходило. Создание благоприятных условий для доступа к финансам, недвижимости, информации, интеллектуальным ресурсам — таков главный фактор, который в ближайшее время будет влиять на поступательное развитие малого бизнеса, на его конкурентоспособность.

В последние годы часто обсуждались проблемы развития малого и среднего предпринимательства, ибо многие фирмы имели неудовлетворительную финансовую характеристику. Это было связано как косвенно, так и напрямую с устаревшей техникой, были проблемы получения кредитов и обеспечением заказами. Также одной из главных проблем является слабая степень изученности реального состояния предпринимательства в мелких экономических формах хозяйствования, необходимость формирования концептуальных основ организации и совершенствования современной концепции государственной поддержки, что является немало важным для нормального функционирования и развития малого или среднего предпринимательства. Ибо именно государственная поддержка оказывает огромную поддержку в развитии предпринимательства. Поэтому изменения законодательства Чеченской республики о сборах и налогах в части введения налоговых льгот налогоплательщикам, могут способствовать увеличения числа субъектов среднего и малого предпринимательства и обеспечат расширение уровня экономического роста. В сфере малого или среднего предпринимательства государству необходимо давать реальную отдачу, обеспечивая рост бюджетных поступлений. Таким образом, проблема, связанная с увеличением вклада бюджетных средств в малый бизнес является актуальной. На наш взгляд, существует ряд основных факторов, которые препятствуют развитию малого предпринимательства на территории Чеченской Республики. 1) отсутствие эффективных механизмов кредитования начинающих субъектов малого предпринимательства; 2) недостаточное развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; 3) проблема кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства; 4) низкая социальная активность предпринимателей [2].

Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, поддержку в области усиления кадрового потенциала, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. В субъектах Северо-Кавказского федерального округа наибольшее распространение получили такие формы поддержки малого и среднего предпринимательства, как финансовые (микрокредитование, субсидии на развитие бизнеса), имущественные (предоставление в аренду площадей на льготных условиях). Наиболее распространенной формой является поддержка сельхозпроизводителей. Несмотря на то, что организации инфраструктуры поддержки бизнеса предоставляют диверсифицированный спектр услуг и располагают финансовыми средствами, ощутимых результатов в решении задачи активизации предпринимательской деятельности добиться пока не удается. Одной из ключевых причин является дефицит специализированных компетенций у субъектов малого и среднего предпринимательства, что затрудняет ведение бизнеса и получение государственной поддержки в различных формах [3,4,7].

По состоянию на 1 января 2014 года, согласно официальных статистических данных, в Республике было зарегистрировано 5,0 тыс. малых предприятий, что составляет 0,31 % от общего числа малых предприятий по России и 14,66 % — по СКФО (табл.4.).

 

Таблица 1

Данные о количестве малых предприятий по Российской Федерации и регионам Северо-Кавказского федерального округа за начало 2014 года

Регион

Число малых предприятий, тыс. ед.

Российская Федерация

1608,0

Северо-Кавказский федеральный округ

34,1

Республика Ингушетия

1,8

Кабардино-Балкарская Республика

3,6

Карачаево-Черкесская Республика

2,4

Республика Северная Осетия-Алания

3,9

Чеченская Республика

5,0

Ставропольский край

13,4

Республика Дагестан

4,0

 

Таблица 2

Удельный вес малых предприятий по регионам Северо-Кавказского федерального округа на начало 2014 года [7]

Регион

Удельный вес, %

Северо-Кавказский федеральный округ

100

Республика Дагестан

11,73

Республика Ингушетия

5,28

Кабардино-Балкарская Республика

10,56

Карачаево-Черкесская Республика

7,03

Республика Северная Осетия-Алания

11,44

Чеченская Республика

14,66

Ставропольский край

39,30

 

По СКФО доля занятых в малых предприятиях на начало 2010 года составила 9,2 % от общей численности занятого населения. Данный индикатор на 2,6 % ниже общероссийского. При этом почти по всем федеральным округам Российской Федерации в 2013 году произошло снижение доли занятого в малом предпринимательстве населения. Лидерами в снижении уровня занятости являются: Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. Негативная динамика показателя наблюдается и в целом по Российской Федерации.

 

Таблица 3

Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации на 01.01.2014 г. [7]

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП1

Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых

тыс. чел.

в % к 2008г.

%

Изменение относительно 2008 г.

РФ

5 493,4

95,7

11,8

-0,14

Центральный ФО

1 548,2

92,5

11,6

-0,54

Северо-Западный ФО

685,9

102,6

13,6

0,69

Южный ФО

492,9

90,9

12,9

-0,79

Северо-Кавказский ФО

151,5

91,6

9,2

-0,68

Приволжский ФО

1 238,9

95,6

12,6

0,02

Уральский ФО

392,5

97,6

8,8

-0,04

Сибирский ФО

717,7

97,5

11,8

0,02

Дальневосточный ФО

265,7

103,4

12,1

0,66

 

Общая негативная динамика еще более остро наблюдается по Чеченской Республике, при этом отмечается, что в условиях отсутствия официальных статистических данных оценка представляется возможной только за период 2007–2009 годы. Если в целом по России около 12 % экономически активного населения вовлечено в малое предпринимательство через малые предприятия, то по Чеченской Республике доля занятых составляет 1,29 % и 0,60 % от численности населения, проживающего в регионе.

Доля Чеченской республики среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа в 2014 году составляет всего 0,16 % стоимостных объемов округа, вместе с тем, имеется положительная динамика ежегодного увеличения данных объемов.

Динамика выручки от продаж, обеспеченной малыми предприятиями в РФ, в СКФО, в ЧР годов положительная, при этом более высокие темпы роста наблюдаются по СКФО и ЧР. Высокие темпы роста и прироста выручки от продаж малых предприятий, к сожалению, не сопровождались высокими индикаторами их развития ни по федеральному округу, ни по Чеченской Республике.

В процессе углубления рыночных реформ в России все большее значение приобретают вопросы развития региональной экономической интеграции. Эффективность функционирования единого рыночного пространства в значительной мере зависит от скоординированного взаимодействия региональных рыночных структур и развития интеграционных отношений на разных уровнях экономической системы. Вместе с тем затянувшийся этап региональной дезинтеграции в России предопределяет необходимость диагностики интеграционного процесса, активного изучения межрегиональных экономических связей и разработки механизма регулирования территориальной интеграции. За годы постпланового функционирования российская экономика перестала быть единым народнохозяйственным комплексом, где внутренний спрос и предложение сориентированы друг на друга. Ситуация, при которой внешние экономические связи ряда регионов начинают превалировать над внутренними межрегиональными связями, свидетельствует о том, что национальная экономика утрачивает основное системное свойство, а ее элементы компании и целые территориально — производственные комплексы в большей степени работают на укрепление экономических систем других стран, а не своей собственной, превращаясь в сырьевые придатки транснациональных компаний. В данной ситуации действенная политика государства в области усиления внутренней интегрированности региональных систем является необходимым условием экономической стабилизации и предпосылкой экономического роста в России. В связи с этим особую актуальность приобретают научные изыскания, посвященные разработке теории и методологии исследования процесса межрегиональной экономической интеграции и формированию основ государственной интеграционной стратегии, способной работать в условиях рынка. Следует отметить, что долгие годы отечественная школа исследования межрегиональных экономических связей развивалась в условиях плановой системы, ориентируясь не на рыночные механизмы, а исключительно на административный ресурс государства. Тем не менее, многие подходы отечественных ученых к рассмотрению региона в качестве социально — экономической системы, интегрированной в национальное пространство сетью межрегиональных экономических связей сохранили свою значимость и актуальность [1,5].

В таких условиях необходим прорыв, разработка и последующая реализация региональной политики развития малого предпринимательства, основанная не на эволюционном, а на революционном подходе. Формирование среднего класса общества становится стратегической задачей повышения экономической, политической и социальной стабильности в Чеченской Республике. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого предпринимательства. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест Малое предпринимательство снижает остроту безработицы, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.

Чеченская Республика имеет договорные отношения с 39 субъектами Российской Федерации, зарубежными городами (странами) — Минском (Беларусь), Стамбулом (Турция), провинцией Чжэцзян (КНР) и различными бизнес-структурами России и зарубежных стран.

Крупнейшими торговыми партнерами, ввозившими продукцию в республику были из стран дальнего зарубежья (в процентах от стоимости импорта республики) Китай (54,63 %), и Германия (8,59 %), а из стран СНГ — Украина (22,92 %) и Армения (2,23 %).

В ближайшей перспективе планируется подписание ряда соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с зарубежными странами: между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Чеченской Республики (Российская Федерация) — в рамках развития сотрудничества между регионами осуществлены двусторонние официальные визиты; между Правительством Республики Абхазия и Правительством Чеченской Республики (Российская Федерация) — в настоящее время подписан Протокол о намерениях между Правительством Чеченской Республики Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия; между Правительством Государства Кувейт и Правительством Чеченской Республики (Российская Федерация) — проведены ряд рабочих встреч.

Благоприятное экономико-географическое положение, богатая минерально-сырьевая база, наличие квалифицированного работоспособного населения — это часть факторов, делающих Чеченскую Республику одним из наиболее перспективных регионов для ведения бизнеса, развития внешнеэкономических связей и инвестиционной деятельности в Северо-Кавказском федеральном округе и на Юге России в целом.

 

Литература:

 

  1.      Асхабов Р. Ю., Даудов М. Х., Магомадов В. А. Проблемы и перспективы развития межрегиональных продовольственных связей Чеченской Республики. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 11 (71). С. 46.
  2.      Барзаева М. А. Малое предпринимательство. Проблемы и этапы развития малого предпринимательства в Чеченской республике [Текст] / М. А. Барзаева // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 346–349.
  3.      Гайсумова Л. Д. Экономико-географические особенности развития межрегиональных экономических отношений Чеченской Республики [Текст] / Л. Д. Гайсумова, Р. А. Гакаев, Л. Б. Халикова // Инновационная экономика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 108–111.
  4.      Гайсумова Л. Д., Давлаков М. В., Эльмурзаев Р. С. Система показателей рекреационного пользования. Проблемы и возможности современной науки. 2011. № 12. С. 13–15.
  5.      Рашидов М. У., Гакаев Р. А. Регионализация, как фактор устойчивого развития стран мира в условиях глобализации. В сборнике: Научные работы, практика, разработки, инновации 2013 года Cборник научных докладов. Sp. z o. o. «Diamond trading tour». Warszawa, 2013. С. 29–33.
  6.      Рашидов М. У., Гакаев Р. А. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2007. Т. 2. № 3 (9). С. 146–149.
  7.      Самханова Л. В. Формирование региональной политики развития малого предпринимательства в условиях модернизации экономики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кисловодский институт экономики и права. Кисловодск, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle