Библиографическое описание:

Таштамиров М. Р., Калаева З. З. Состояние и проблемы развития малого бизнеса в Чеченской Республике и пути их решения [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 192-198.



 

В статье рассмотрены проблемы развития малого бизнеса в Чеченской Республике, какие существуют организации, содействующие в развитии бизнеса, а так же программы по развитию предпринимательства в республике. После изучения и анализа развитости малого предпринимательства в республике и выявлению барьеров, нами предложены меры для решения проблем развития малого и среднего бизнеса в Чеченской республике.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, Чеченская Республика, развитие малого предпринимательства, проблемы развития экономики, предпринимательство

Одним из актуальных вопросов развития экономики России является развитие малого и среднего бизнеса. Стимулирование малого и среднего бизнеса несет для экономики любого государства с рыночной структурой хозяйствования реализацию предпринимательского потенциала. Это является стратегическим ресурсом и движущим внутренним фактором, который способен создать конкурентные преимущества для дальнейшего развития. Для региона реперными точками экономического роста и социальной стабильности выступает малое предпринимательство. Именно оно позволяет выйти на конкурентоспособный уровень развития региона. Это создает ряд преимуществ, которые можно разделить на два основных модульных блока: экономические и социальные. В экономическом пространстве это приводит к:

                    увеличению частных собственников имущества и финансового капитала, что в свою очередь создает предпосылки для выделения и образования среднего класса;

                    технологической модернизации и ускорению научно-технического прогресса;

                    стимулированию инновационной деятельности и внедрению предпринимательских новшеств;

                    созданию здоровой конкурентной среды в предпринимательской сфере;

                    структурированию внутренних межотраслевых связей и налаживанию внешних хозяйственных отношений с соседними регионами;

                    мобилизации и реализации имеющихся региональных ресурсов и реализация регионального потенциала;

                    повышению налогового потенциала и росту бюджетных доходов и т. д.

Для регионального социального блока развитие малого и среднего бизнеса несет в себе следующие преимущества:

                    создание новых рабочих мест;

                    рост трудоустройства экономически активного населения;

                    селективная выборка из предпринимательской среды наиболее энергичных, дееспособных и креативных предпринимателей, которые могут выйти на более широкие масштабы экономической активности; [1]

                    снижение диспропорций в уровне доходов различных слоев населения;

                    социальная стабильность и рост уровня жизни населения и т. д.

Большинство развитых стран мировой экономики обеспечивали высокие экономические достижения в отдельных отраслях и регионах за счет особого акцента развитию малого бизнеса. Например, в Германии, в послевоенные годы (50–60 гг.) рост экономики произошел благодаря развитию малого и среднего бизнеса. [2]

В социально-экономическом развитии Чеченской Республики малое и среднее предпринимательство играет большую роль, на данное направление руководством делается большой акцент. Так как это является важнейшим потенциальным источником для пополнения налоговых поступлений, создания и развития новых рабочих мест, насыщения местных и региональных рынков товарами и услугами внутреннего производства, а также оказания помощи для стратегического на сегодняшний день вектора развития импортозамещения.

Подобная ставка на развитие регионального сектора малого и среднего бизнеса обусловлена рядом причин, зависящих от существующего социально-экономического состояния Чеченской Республики. По итогам 2014 года основные социально-экономические показатели республики имеют значительный рост по сравнению с сопредельными субъектами РФ, однако этого пока недостаточно для того, чтобы вывести республику на среднероссийские показатели и выйти из депрессивного типа регионального развития. В условиях высокой дотационности региона (84 место из 85 субъектов РФ), высокой безработицы (15,6 %), низкого уровня развития логистики и транспортных коммуникаций, недоиспользования регионального потенциала (природных, финансовых и трудовых ресурсов) выходом для преодоления перечисленных факторов видится приоритетно в развитии малого и среднего бизнеса. [3]

Малый и средний бизнес обеспечивает высокую занятость во многих странах мира, так в Китае и в Италии по данным за 2014 год 80 % экономически активного населения занято малым и средним бизнесом. Для Японии и Франции этот показатель равен 70 % и 65 % соответственно. В США более 50 % занято в сфере малого предпринимательства. Однако, в России этот показатель составляет лишь около 30 %. [4]

В Чеченской Республики доля занятых в малом бизнесе, с учетом микропредприятий, составляет лишь 3 % от экономически активного населения республики. По величине занятых индивидуальных предпринимателей в РФ доля составляет 7,5 % (5 645,7 тыс. человек). По Чеченской Республике доля занятых индивидуальным предпринимательством имеет тот же показатель — 7, 5 %.

 

Таблица 1

Число занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности по субъектам Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу [5]

Год

2012

2013

2014

Единица измерения

ТЫС. ЧЕЛ.

ТЫС. ЧЕЛ.

ТЫС. ЧЕЛ.

Всего по СКФО

365

395,7

367,7

Дагестан

92,2

98,1

65,4

Ингушетия

11,3

17,8

11,1

Кабардино-Балкария

41,5

49,4

54,6

Карачаево-Черкесская Республика

18,3

16,3

16,4

Республика Северная Осетия-Алания

23,0

19,6

15,8

Чеченская Республика

40,3

48,3

48,5

Ставропольский край

138,5

146,2

155,9

 

Таким образом, исходя из данных таблицы 1, не смотря на низкую долю занятых ИП за последние три года, наблюдается увеличение их числа в Чеченской Республике, Ставропольском крае и Кабардино-Балкарии. В республиках Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия-Алания наблюдается уменьшение числа занятых в области индивидуальной предпринимательской деятельности. Рост числа занятых индивидуальным предпринимательством в ЧР связан с увеличением поддержки развития малого бизнеса за счет действующих программ и грантов.

 

Таблица 2

Развитие малых предприятий в субъектах Северо-Кавказского федерального округа [5]

Субъекты Северо-Кавказского федерального округа

Численность населения

Количество малых предприятий

Соотношение малых предприятий на 1000 жителей

Единица измерения

ТЫС. ЧЕЛ.

Единиц

Единиц

Дагестан

2990,3

7781

3

Ингушетия

463,8

1307

3

Кабардино-Балкария

860,7

5695

7

Карачаево-Черкесская Республика

469

2074

4

Республика Северная Осетия-Алания

705,2

6471

9

Чеченская Республика

1370,2

5653

4

Ставропольский край

2799,4

23442

8

 

В сравнении со средними показателями по России (на 1000 жителей приходится 2 предприятия) в регионах СКФО больше всего предприятий на 1000 человек приходится в Ставропольском крае (8 предприятий) и в Республике Северная Осетия-Алания (9 предприятий). Это свидетельствует о том, что ситуация в СКФО намного лучше. [3]

 

Таблица 3

Динамика развития субъектов малого и среднего бизнеса в Чеченской республике [6]

Наименование показателя

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Численность субъектов малого и среднего предпринимательства, всего

30,5

30,9

36,2

32,5

30

28,9

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Численность юридических лиц (ООО, ОАО и т. д.)

5

6,9

6,3

6,1

5,2

5,9

Количество индивидуальных предпринимателей

25,5

14,0

29,9

26,4

24,8

23,0

 

Представленная выше динамика институционального развития малого бизнеса в Чеченской Республики позволяет сделать вывод о снижении количества действующих организаций и ИП в период с 2012 года. Хотя количество ИП за последний год выросло на 13,5 %. Подобная динамика обусловлена сокращением финансирования республики по федеральным целевым программам, которые активно действовали до 2012 года. Как, например, ФЦП «Социально-экономическое развитие ЧР на период 2008–2012 гг».. Активизация деятельности малых предприятий в этот период была обусловлена потоком финансовых ресурсов.

Снижение численности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно объяснить также следующими причинами: избыточный контроль внеплановыми проверками контрольно-надзорными органами власти (внеплановые проверки должны проводиться только с разрешением органов прокуратуры), а в соответствии с Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-Ф-3 ст.9 часть 2 плановые проверки должны проводиться один раз в три года, уход некоторых предпринимателей в «теневую экономику» и др.

 

Таблица 4

Основные показатели малых предприятий в Чеченской Республике за 2014 год по видам экономической деятельности [7]

 

Число предприятий, единиц

В процентах к итогу

Малые предприятия

Малые предприятия

Всего

В том числе микропредприятия

Всего

В том числе микропредприятия

Всего по республике

5653

5551

100

100

Из них:

 

 

 

 

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

912

907

16.1

16.3

Рыболовство

4

4

0.1

0.1

Добыча полезных ископаемых

40

39

0.7

0.7

Обрабатывающие производства

420

414

7.4

7.5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

26

25

0.5

0.5

Строительство

1680

1635

29.7

29.5

Оптовая и розничная торговля

1358

1327

24.0

23.9

Гостиницы и рестораны

58

56

1.0

1.0

Транспорт и связь

238

236

4.2

4.3

Финансовая деятельность

112

112

2.0

2.0

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

540

533

9.6

9.6

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

11

10

0.2

0.2

Образование

34

34

0.6

0.6

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

96

95

1.7

1.7

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

124

124

2.2

2.2

 

В основном деятельность малых предприятий в Чеченской Республике направлена на производство товаров и оказание услуг населению в регионе. Таким образом, исходя из таблицы 4, наблюдаем, что по малым предприятиям в Чеченской Республике приоритетными являются строительство и торговля. Строительство как вид деятельности очень популярен, так как с 2004 года шло восстановление республики, и строительные фирмы предлагали свои услуги. В республике нужно развивать сельское хозяйство и обрабатывающую промышленность, так как имеются земельные ресурсы и благоприятные условия для фермерства и выращивания сельхоз продукции.

Проблемы развития малого и среднего бизнеса можно разделить на 2 группы:

1 группа, это проблемы развития малого бизнеса по России в целом. Наиболее распространенные проблемы в России по малому и среднему бизнесу: сложное законодательство, трудности в регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, контроль различными государственными органами, отсутствие налоговых каникул, высокие налоги для малого и среднего бизнеса, слабая поддержка государства, недоступность кредитов, отсутствие должной квалификации как у персонала, так и у самого предпринимателя.

2 группа, это проблемы развития малого бизнеса по Чеченской Республике. Несмотря на положительные тенденции в сфере развития малого и среднего предпринимательства предприниматели республики в наши дни сталкиваются с такими проблемами, как:

                    Отсутствие полноценной банковской системы в республике, например: нехватка банковских пунктов по приему налоговых платежей или иных взносов, что создает проблемы по своевременной уплате налогов

                    Трудности в получении кредита для реализации проекта, например: при кредитовании субъектов малого и среднего предпринимательства кредитный проект отправляется в главную организацию банка и тем самым уходит много времени для решения вопроса кредитования

                    Ограниченный доступ к кредитным ресурсам, высокие процентные ставки (от 18 % до 25 %)

                    Трудности в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица

                    Высокие ставки арендной платы за коммерческую площадь

                    Трудности при получении документов устанавливающих право на объекты коммерческой деятельности или своего личного имущества (местные органы власти требуют переводить помещения используемые предпринимателем из жилого в нежилое).

Для решения проблем развития малого и среднего бизнеса в Чеченской Республике принята программа «Развития малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике» утвержденная постановлением Правительства Чеченской Республики от 19.12.2013 года № 350, рассчитанная на 2014–2018 годы. В соответствии с этой программой Комитет Правительства Чеченской Республики по малому предпринимательству и бизнесу, осуществляет программу путем проведения мероприятий, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:

                    создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике

                    кадровое обеспечение и научно-методическое

                    информационное обслуживание субъектов малого и среднего предпринимательства

                    поддержка выставочной деятельности

                    формирование нормативно-правовой базы

                    содействие развитию малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне

В Чеченской Республике на базе республиканского бизнес-центра действует Евро Инфо Консультационный Центр(ЕИКЦ). Деятельность ЕИКЦ направлена на повышение уровня информированности предпринимателей. Так, ЕИКЦ и другими органами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике предоставляют следующие услуги: обучение, консультации, поиск партнеров, сертификация продукции и др.

Для решения проблем развития малого и среднего предпринимательства в Чеченской республике необходимо принять ряд мер для устранения барьеров мешающих развитию предпринимательства:

                    Совершенствование нормативно-правовой базы

                    Проведение различных курсов и семинаров для предпринимателей для повышения их квалификации

                    Привлечения населения (особенно молодежи) для открытия собственного бизнеса, создавая различные программы вовлечения в предпринимательскую деятельность

                    Проводить различные конкурсы и стартапы в каждом районе для отбора лучших проектов, их инвестирования и дальнейшей реализации в Чеченской Республике

                    Развивать банковскую систему Чеченской Республике

                    Упростить систему оплаты налоговых, страховых и других платежей через терминалы или перевода денег с банковских карт

                    Преодоление административных барьеров

                    Упростить систему перевода помещений коммерческого назначения из жилого в нежилой фонд, хотя согласно статье 17 п.2. Жилищного Кодекса РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение

                    Изменить «отношения» между чиновниками, органами государственной власти и предпринимателями

                    Сокращение количества организаций, требующих предоставление информации о деятельности предприятий

Таким образом, можно сделать следующие выводы: без максимальной поддержки со стороны государства малый и средний бизнес не будет развиваться на уровне зарубежных стран. В Чеченской Республике необходимо решать такие проблемы, как: высокая арендная плата и налоги, повышение квалификации предпринимателей, стимулировать развитие полноценной банковской системы и другое. В Чеченской Республике необходимо создание новых малых и средних предприятих, развивать промышленность, так как будут создаваться новые рабочие места, и будут решаться проблемы связанные с занятостью населения.

Малый и средний бизнес, как на региональном, так и на федеральном уровне, будет «процветать и приносить свои плоды» только в том случае, если государство максимально содействовать его развитию, контролировать расходы финансовых средств, выделяемые для развития регионов. Государство должно ставить малый и средний бизнес на 1 место, чтобы решить многие социально-экономические проблемы.

 

Литература:

 

  1.                Т. В. Брижанина. Малый бизнес: суть, преимущества, развитие // Вестник Челябин-ского государственного университета. Управление. Вып. 9. 2014. № 2 (331). С. 32–37.
  2.                Глава VI. Особенности становления и развития рыночной экономики Германии (XVI — XX) века [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/519335/
  3.                Таштамиров М. Р., Ахмарова Х. В. Оценка современного социально-экономического развития региона, на примере Чеченской Республики // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 12 (52)
  4.                Таштамиров М. Р., Калаева З. З. Уровень развития малого бизнеса в России в сравнении с развитыми странами // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58240 (дата обращения: 19.10.2015)
  5.                Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электрон-ный ресурс] — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/
  6.                Институциональные преобразования в экономике. Официальный сайт Федераль-ной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] — Режим досту-па: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/#
  7.                Официальные данные о численности предприятий по видам экономической дея-тельности за 2014 год. Территориальный орган Федеральной службы государ-ственной статистики по Чеченской Республике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://chechenstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chechenstat/resources/dcaf2a004843772ba5d5a5ed3bc4492f/Число+предприятий+по+видам+экономической+деятельности+в+2014+году.docx.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle