Библиографическое описание:

Сторожилова А. В. Программно-целевой подход в реализации жилищной политики (по материалам Краснодарского края) [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 207-209.



 

Программно-целевой подход в реализации жилищной политики, прежде всего, направлен на повышение доступности жилья и улучшения качества коммунальных услуг, на формирование спроса граждан на жилье, которое они могли бы приобрести по ценам ниже рыночных с помощью использования собственных и заемных средств.

Ключевые слова: жилищная политики, жилье, регион, жилье эконом-класса, обеспечение жильем, доступное жилье.

 

Программно-целевой подход предполагает разработку и реализацию программы разносторонних мероприятий, необходимых для достижения единой цели.[1]

Программно-целевой подход является основным инструментом реализации процесса модернизации и реформирования жилищной политики.

Основные черты программно-целевого подхода:

          единство целевой ориентации;

          четкость ориентации;

          комплексность проводимых мероприятий;

          определенность сроков реализации проекта;

          указание источников ресурсов.

На территории Краснодарского края действует долгосрочная целевая программа «Жилище», рассчитанная с 2011 до 2015 года.

В целях реализации целевой программы «Жилище» оказывается государственная поддержка в виде предоставления физическим лицам социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилoгo помещения в многоквартирных домах или на строительство индивидуального жилого дома отдельным категориям граждан. [2]

Категории граждан, имеющие право на поддержку в рамках целевой программы «Жилище»:

          граждане, которые не имеют собственного жилья и стоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

          кто не менее двух лет работают на предприятиях бюджетной сферы;

          многодетные семьи;

          молодые семьи;

          молодые учителя.

Так же в рамках программы «Жилище» на территории Краснодарского края действует подпрограмма «накопительная ипотека», разработанная администрацией края совместно со Сбербанком, которая реализуется с постановления губернатора Краснодарского края № 824 от 29 июля 2011 года [3].

Для получения субсидий молодым семьям необходимо соответствовать следующим условиям:

          семья должна быть в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий;

          у семьи должен быть доход, который позволит в будущем оплачивать кредит;

          возраст каждого из супругов не должен превышать 35 лет;

          никто из членов семьи не должен получать ранее льгот по другим жилищным программам.

Размер субсидии будет рассчитан исходя из стоимости жилья:

          для семей без детей — не менее 30 % от стоимости покупки;

          для семей с детьми или неполных семей — не менее 35 %.

С 2014 года началась реализовываться программа развития сельских территорий, подтверждение тому ЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы», которая продлится до 2020 года [4].

Главной целью этой программы является создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.

В первую очередь планируется решить жилищную проблему для 16,3 % семей, проживающих на селе и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для этого будет введено в строй более 5,4 млн кв. м жилья, в том числе 3 млн кв. м — для молодых семей и специалистов. Предусмотрены социальные выплаты на строительство и приобретение жилья в сельской местности. Прописан порядок их предоставления.

Общий объем финансирования программы составляет более 299 млрд руб. Из них средства федерального бюджета — 90,4 млрд руб., региональных бюджетов — 150,6 млрд руб., внебюджетные источники — 58 млрд руб.

Регионам из федерального бюджета будут выделяться субсидии на улучшение жилищных условий селян, развитие социальной и инженерной инфраструктуры села, грантовую поддержку местных инициатив.

За последние пять лет в Краснодарском крае гражданам, относящихся к категории «Вынужденные переселенцы» было выдано:

          в 2010 году — 71 сертификат на сумму 95519,9 тыс. руб.;

          в 2011 году — 109 сертификатов на сумму 151546, 1 тыс. руб.;

          в 2012 году — 277 сертификатов на сумму 436081,4 тыс. руб;

          в 2013 году — 11 сертификатов на сумму 20808,4 тыс. руб.;

          в 2014 году — 9 сертификатов на сумму 18445,9 тыс. руб.

Гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера:

          в 2010 году — 13 сертификатов на сумму 13652,0 тыс. руб.;

          в 2011 году — 10 сертификатов на сумму 12831,7 тыс. руб.;

          в 2012 году — 7 сертификатов на сумму 7883,3 тыс. руб.;

          в 2013 году — 5 сертификатов на сумму 4731,3 тыс. руб.;

          в 2014 году — 3 сертификата на сумму 4085,3 тыс. руб.

Права этой категории граждан регулируются Ф3 № 125. Люди, проработавшие в условиях Крайнего Севера более 15 лет и переехавшие, имеют право на получение дотации при покупке жилья. Для этого им нужно обратиться в местную администрацию, встать на учет и ждать своей очереди на получение социальной выплаты.

Основной задачей государственной политики является создание необходимых условий для эффективной реализации возможностей граждан по улучшению своих жилищных условий, а также оказание содействия в обеспечении жильем тех категорий граждан, которые не могут этого сделать самостоятельно.

Основными целями государственной политики являются формирование рынка доступного жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Для достижения обозначенных целей и решения основных задач государственной жилищной политики, необходимо реализовать целый комплекс правовых, организационных и финансовых мероприятий по ее совершенствованию, а также стимулированию предложения и спроса на жилье.

Государственная политика стимулирования жилищного строительства в Краснодарском крае должна основываться на следующих принципах:

  1.                приоритет развития рыночных механизмов;
  2.                государственное стимулирование отдельных видов деятельности на рынке жилья;
  3.                оказание государственной поддержки социально незащищенным категориям граждан при приобретении и найме жилья.

На протяжении 2008–2014 годов Краснодарский край удерживает лидирующие позиции по вводу жилья, а именно: 1-е место по вводу жилья в Южном Федеральном округе и 2-е место — в Российской Федерации (после Московской области).

В 2014 году индикативный план по вводу жилья в эксплуатацию составлял 3 млн 900 тыс. кв. метров жилья. По итогам года введено в эксплуатацию 4 млн 759 тыс. кв. метров жилья (5,86 % от общего ввода жилья в России). Индикативный план выполнен на 122 %.

Краснодарский край снова вошел в тройку лидеров в РФ по жилищному строительству — второе место, после Московской области (около 7,5 млн кв. метров). Третий результат показал г. Москва с результатом около 3,3 млн кв. метров.

Самые большие объемы жилья были введены в муниципальных образованиях гг. Краснодар, Анапа, Новороссийск, Геленджик, Сочи.

Выполнили плановое задание 38 муниципальных образований. Наибольшее выполнение показали муниципальные образования: г. Горячий Ключ (267,3 %), Крымский (243,91 %), Курганинский (172,27 %), Темрюкский (161,25 %) районы.

В 2015 году индикативный план составляет 4 млн 380 тыс. кв. метров жилья.

В первом квартале 2015 года Краснодарский край стал лидером среди субъектов РФ в жилищном строительстве. В крае было введено 7,3 % от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом.

За январь — март 2015 года введено в эксплуатацию 1338,12 тыс. кв. метров жилья, что составляет 128,4 % к аналогичному периоду прошлого года, из них 579,303 тыс. кв. метров составляет ИЖС (135,1 % к вводу ИЖС за март 2014 года).

За январь — апрель 2015 года введено в эксплуатацию 1845,69 тыс. кв. метров жилья, что составляет 136,9 % по отношению к аналогичному периоду 2014 года, из них 737,91 тыс. кв. метров составляет ИЖС (120,7 % к вводу ИЖС за апрель 2014 года). [5].

Программно-целевой подход в реализации жилищной политики, прежде всего, направлен на повышение доступности жилья и улучшения качества коммунальных услуг, на формирование спроса граждан на жилье, которое они могли бы приобрести по ценам ниже рыночных с помощью использования собственных и заемных средств.

 

Литература:

 

  1.                Учеб. пособие для работников НИИ и КБ/В. Г. Захаров, Г. А. Краюхин, Н. И. Маланчев и др.; Под ред. Г. А. Краюхина. — М.: Экономика, 1986. — 223
  2.                Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07 февраля 2012 года № 120
  3.                Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 июля 2011 г. N 824 «Об утверждении порядка предоставления социальных выплат физическим лицам, открывающим вклады (счета) в кредитных организациях с целью накопления средств для улучшения жилищных условий
  4.                Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 “О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года»
  5.                Интернет ресурс: http://minstroy.krasnodar.ru/activity/stroitelstvo/Zil_stroy/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle