Библиографическое описание:

Закиева А. И. Перспективы проектного финансирования инвестиционных проектов в России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 15-18.



 

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития проектного финансирования в России, а также определяются его особенности и отличия от других видов финансирования инвестиционных проектов. Представлены некоторые пути преодоления затруднений в механизме осуществления проектного финансирования.

Ключевые слова: инвестиционный проект, проектное финансирование, инвестиции, реальный сектор экономики.

 

Инвестиционная стратегия всегда предполагает обоснование выбора методов финансирования, а также определения источников финансирования инвестиционного проекта. Поскольку реализуемые инвестиционные проекты имеют своей целью развитие бизнеса, то они, как правило, требуют долгосрочных финансовых вложений. В последнее время набирает популярность наиболее привлекательный как для инициаторов, так и для инвесторов метод финансирования, который в экономической теории называется проектным (projectfinance). В данной статье мы рассмотрим основные проблемы развития проектного финансирования (ПФ) в России и его перспективы.

Существует немало определений, отражающих сущность ПФ. В этом многообразии понимания рождается неопределённость, тем самым создавая первую проблему, которая возникает на пути популяризации рассматриваемого понятия. Так, в международной практике под проектным финансированием понимается финансирование инвестиционных проектов, который отличается особым способом возвратности вложенных денежных средств, основанной на получении определённых инвестиционных качеств, а также доходов, которые инвестиционный проект планирует получить в будущем [3]. Таким образом, проектное финансирование в общем понимании направлено на инвестирование средств с целью получения экономического эффекта от будущих денежных потоков, генерируемых проектом, поскольку имеет долгосрочный характер вложений, и активы проекта сами по себе низколиквидны.

К основным характеристикам проектного финансирования можно отнести следующие:

1)                 капиталоёмкость (проектам с данным методом финансирования присуща высокая инвестиционная ёмкость). Как правило, крупные инвестпроекты требуют колоссальных вложений (сотни миллионов, миллиардов долларов). Согласно данным статистики международного финансового института WorldBank за последние годы средняя стоимость инфраструктурных проектов с участием частного капитала составила более 400 млрд долларов США [9]. При этом как количество таких проектов, так и объём инвестиций имеют положительный тренд на возрастание. Однако не исключён и тот факт, что возможна реализация проектов и с меньшей капиталоёмкостью (около 100–200 млрд долларов США).

2)                 высокий уровень финансового рычага. Проектное финансирование изначально предполагает в структуре инвестиций значительную долю заёмного капитала (нормальным для подобных проектов считается уровень от 65 до 80 %).

3)                 длительный срок. Срок инвестпроектов, финансируемых рассматриваемым методом, в основном, составляет 10–15 лет. Именно поэтому возврат капитала обеспечивается не активами заёмщика, а теми денежными потоками, которые будет генерировать проект в течение всего срока своего существования.

4)                 создание специальной проектной компании (юридического лица) с конечным сроком функционирования. В литературе такие организации называются SPV (specialpurposevehicle) или же SPE (specialpurposeentity). Среди её основных функций выделяют следующие: привлечение ресурсов для реализации проекта, непосредственно сама реализация проекта в оговорённых контрактом формах, уплата кредиторам и инвесторам проекта причитающихся средств в процессе всего периода существования проекта.

5)                 финансирование с полным регрессом на заёмщика, с ограниченным регрессом на заёмщика и без права регресса на заёмщика. Здесь имеется в виду формы ПФ. В первом случае риски проекта, в основном, возложены на заёмщика, т. е. финансирование осуществляется с определённой долей гарантий, что является причиной относительно невысокой «цены» займа и более быстрого получения финансирования. Во втором случае риск возлагается на каждого участника проектного финансирования, однако смысл риска и его покрытие на каждом периоде реализации инвестпроекта могут различаться. Например, банк-кредитор не берёт на себя риск своевременного и качественного завершения строительно-монтажных работ, данный вид риска остаётся за заёмщиком. При этом банк, как правило, принимает на себя политические и форс-мажорные риски. В случае финансирования без права регресса банк не получает от заёмщика никаких гарантий и признаёт все риски за собой. Соответственно, стоимость заёмного капитала возрастает в несколько раз. Поэтому такую форму используют только при реализации проекта с высокой нормой отдачи.

В целом, стоимость проектного финансирования выше, чем стоимость корпоративного финансирования за счёт специфичности капитала, сложности и уникальности его финансовой структуры, низкой ликвидности капитала, дополнительной премии за различные виды рисков и прочих дополнительных расходов. Однако рассматриваемый метод финансирования актуален для значительных по своему масштабу проектов. Классическим успешным примером является тоннель под Ла-Маншем, в его реализации приняли участие около 50 международных банков, а кредитором выступил синдикат, в число которого вошли 198 банков различного уровня. В разрезе отраслей, где применяется ПФ, стоит выделить строительство трубопроводов, портовых терминалов и многих других объектов инфраструктуры.

В России в связи со сложившимися в последнее время обстоятельствами политического и экономического характера, когда приток инвестиций в страну снизился многократно, а бюджет был сформирован с дефицитом, актуальным становится вопрос финансирования инфраструктурных преобразований и инновационной деятельности. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации является механизм проектного финансирования. В его рамках ЦБ РФ будет выделять деньги бизнесу на льготных условиях, однако главное отличие в том, что средства будут получены не компанией, а конкретным проектом.

Для развития данного направления в 2014 году Правительство РФ утвердило программу проектного финансирования инвестиционных проектов, в рамках которого была создана Межведомственная комиссия по их отбору, которую возглавил министр экономического развития Алексей Улюкаев. Основная цель — это снижение стоимости заимствований для компаний, желающих вложить средства в новые проекты. Так, по действующему законодательству «размер процентной ставки для лица, которому предоставляется кредит в целях реализации инвестиционного проекта, отобранного для участия … не должен превышать уровень процентной ставки, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации, при предоставлении уполномоченным банкам кредитных средств в целях рефинансирования кредитов, выданных уполномоченными банками конечным заемщикам, плюс 2,5 процента годовых», но должен быть не более 11 % годовых [8]. По итогам первых заседаний к участию в программе были допущены 4 банка: ОАО «Сбербанк», ОАО «ВТБ», ОАО «Россельхозбанк» и АО «Альфа-банк», поскольку они соответствовали всем установленным ранее параметрам: капитал свыше 100 млрд рублей и успешный опыт финансирования крупных инвестпроектов. Далее список банков был расширен за счёт снижения планки до 50 млрд руб., и в него внесли ПАО «Промсвязьбанк», АО «Газпромбанк», ОАО АКБ «Банк Москвы», ПАО Банк ФК «Открытие», Международный инвестиционный банк, Евразийский банк развития (ЕАБР) [6].

Проекты, которые будут претендовать на льготное финансирование со стороны государства, тоже отбираются по определённым параметрам: во-первых, их стоимость должна быть в пределах от 1 до 20 млрд рублей, собственник должен вложить в проект не менее 20 % средств. Согласно особенностям ПФ, банки сами проводят предварительный отбор проектов. Но последней инстанцией, принимающей решение о финансировании, остаётся Банк России.

Согласно данным Минэкономразвития РФ на период реализации данной программы отобран 31 проект общей стоимостью 283,84 млрд руб. (сумма кредитов составит 196,4 млрд рублей) [7]. Среди них присутствуют проекты сотовой связи, строительство комплексов птицеводства и животноводства в регионах, строительство мостов, энергоустановок, а также строительство нового аэропортового комплекса и несколько проектов в сфере фармацевтики. Схема программы представляет собой предоставление кредитов на льготных условиях и госгарантий до 25 % от суммы заимствования.

Самыми крупными проектами станут запуск 4-го оператора мобильной связи в г. Москве (Теле-2) и строительство сетей 3G/4G (ООО «Пилар»), которому требуется кредит в размере 15976 млн рублей, финансирование основной инвестиционной стадии этапа модернизации системы взимания платы с автомобилей массой более 12т (ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы») — кредит на 15700 млн рублей, создание нового аэропортового комплекса «Южный» в г. Ростове-на-Дону (ОАО «Ростоваэроинвест») — кредит на 15700 млн рублей и проект «Цифровой каркас России. Этап 1» (ОАО «Ростелеком») — необходим кредит в размере 15600 млн рублей.

На сегодняшний день одобрены 4 проекта общей стоимостью 33,2 млрд руб., объём запрашиваемого кредита по которым составляет 25,1 млрд рублей. Во-первых, строительство и реконструкция участка автомобильной дороги Сыктывкар — Ухта — Печора — Усинск — Нарьян-Мар (стоимость проекта — 4,96 млрд руб., объём требуемых кредитных средств — 3,97 млрд руб.). Во-вторых, строительство объектов внеплощадочной инфраструктуры для ТЭЦ (г. Советская Гавань) (стоимость проекта — 7 млрд руб., требуется кредит — 5,6 млрд руб.). В-третьих, создание производства импортозамещающих фармацевтических субстанций и готовых лекарственных средств НИОКР ЗАО «Р-Фарм» (стоимость проекта — 19,70 млрд руб., требуется средств — 14,61 млрд руб.). В-четвёртых, создание первой очереди тепличного комплекса площадью 7 га на основе ресурсосберегающих технологий (стоимость проекта — 1,54 млрд руб., объём требуемого кредита — 930 млн рублей).

В рамках реализации программы поддержки инвестиционных проектов через механизм проектного финансирования Правительство РФ в лице премьер-министра Дмитрия Медведева планирует предоставить кредиты объёмом до 500 млрд рублей нарастающим итогом на конец 2018 года, гарантии по которым составят до 125 млрд рублей.

Основными проблемами в сфере проектного финансирования в России остаются: относительно высокая стоимость капитала, которая напрямую связана с нестабильностью банковского сектора; неблагоприятные условия для инвестиций; длительный период отбора проектов для финансирования, поскольку в РФ ранее не был развит рынок проектного финансирования; кроме того, в стране нет проектов, которые могли бы считаться примером успешной реализации ПФ. Однако перечисленные проблемы решаемы в процессе развития института ПФ, так как для полноценного развития требуется определённое время и опыт.

Преодоление пробелов успешного функционирования механизма проектного финансирования в России связаны со следующими факторами: обеспечение развития рынка капиталов и ценных бумаг, в том числе производных финансовых инструментов; создание эффективной системы поддержки межбанковского сотрудничества в рамках проектного финансирования; улучшение законодательной базы; формирование качественного государственно-частного партнёрства; улучшение инвестиционного климата страны в целом, в том числе и для успешного привлечения иностранных инвестиций и кредитов.

Рынок проектного финансирования в Российской Федерации был развит довольно слабо, однако принятые правительством меры по реализации механизма ПФ, дают основания считать, что данное направление будет развиваться и откроет новые горизонты для инфраструктурных и инновационных проектов. Проектное финансирование, безусловно, необходимо реальному сектору, а также бизнесу в целом, поскольку в случае кредитования крупных инвестиционных проектов, банки будут получать немалую выгоду, что повысит доступность денег и для среднего и малого бизнеса.

 

Литература:

 

  1. Постановление Правительства РФ от 09 декабря 2014 года № 1341 «О Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» (ред. от 17.03.2015). — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/
  2. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 года № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» (ред. от 21.02.2015). — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.garant.ru/
  3. Никонова И. А. Проектный анализ и проектное финансирование / И. А. Никонова. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 154 с.
  4. Коокуева В. В. Проблемы финансирования собственных ресурсов инвестиционной деятельности организаций Московской области // Актуальные проблемы финансово-кредитной сферы и финансового менеджмента. — 2015. — № 1. — С. 160–166
  5. Форсированные инвестиции: как вернуть Россию к экономическому росту / А.Аганбегян // Финансово-экономический журнал «Forbes». — 2015. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.forbes.ru/mneniya-column/gosplan/283097-forsirovannye-investitsii-kak-vernut-rossiyu-k-ekonomicheskomu-rostu
  6. Перечень российских кредитных организаций и международных финансовых организаций, отобранных для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/CorpManagment/investprojectprogramme/banks/ (дата обращения: 05.10.2015)
  7. Реестр инвестиционных проектов, отобранных для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/CorpManagment/investprojectprogramme/reestr/ (дата обращения: 05.10.2015)
  8. Официальный сайт ЦБ РФ: http://www.cbr.ru/
  9. Официальный сайт WorldBank: http://ppi.worldbank.org

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle