Библиографическое описание:

Ермишина О. Ф., Иванчук А. В. Основные подходы к организации системы экономической безопасности ГБУ ВПО (вуза) [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 137-142.

 

Общество людей, независимо от уровня развития и политического строя, не может существовать, не удовлетворяя свои материальные потребности. Для этого нужно производить товары и оказывать услуги населению. Этим занимается экономика, с точки зрения участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода подразделяющаяся на две сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.

Являясь фундаментом различных подсистем и сфер деятельности, экономика определяет жизнедеятельность и жизнеспособность общества.

Проблема защиты экономических интересов хозяйствующего субъекта является очень актуальной, однако ей уделяется весьма мало внимания со стороны руководителей организаций. Поэтому необходимо уменьшить негативное влияние различных факторов на хозяйствующие (экономические) субъекты, создать благоприятные условия для их работы.

Выявлением причин, которые создают угрозы и риски для функционирования, как для экономических субъектов, так и в целом для всей национальной экономики, занимается экономическая безопасность.

В современных научных публикациях по обеспечению системы экономической безопасности представлены работы академика РАН Л. И. Абалкина, Н. М. Блинова, Ю. Ю. Петрунина, Л. Б. Логуновой, М. Н. Панова, И. Н. Петренко, В. А. Савина, В. К. Сенчагова, В. Ф. Гапоненко, Ю. Г. Галая, С. Ю. Глазьева и др.

Анализ источников, раскрывающих сущность экономической безопасности России, позволяет выделить несколько определений данной категории. Так, академик Абалкин Л. И. рассматривает данную категорию как «совокупность условий и факторов, создаваемых государством, гарантирующих недопущение хозяйству страны непоправимого ущерба, способность к обновлению, самосовершенствованию» [4, с.34].

По определению других авторов, под экономической безопасностью понимается как «состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям».

По мнению Савина В. А., «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности» [16, с.43].

С. Ю. Глазьев сформулировал одно из наиболее полных определений экономической безопасности, часто цитируемое в российской литературе: «Экономическая безопасность — состояние экономики и производительных сил общества с точки зрения возможностей самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, поддержания необходимого уровня национальной безопасности государства, а также должного уровня конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной конкуренции» [6, с.4].

Проведя анализ различных определений, мы приходим к выводу, что экономическая безопасность — уровень жизнеспособности, устойчивости всех отраслей экономики страны, который выражает состояние экономических отношений между производителями и потребителями.

Эта важная экономическая категория непосредственно влияет на уровень благосостояния и качество жизни, на покупательную способность населения, на конкурентные возможности экономических субъектов, объем налогов, собираемых в регионе, на уровень занятости.

В условиях наличия конкуренции и частной собственности в обществе всегда будет актуальна тема обеспечения экономической безопасности.

При рассмотрении вопроса об обеспечении экономической безопасности нельзя обойтись без упоминания категорий субъект и объект экономической безопасности.

Субъектом является лицо, организация, коллектив людей, выступающие как активные деятели в каком-либо процессе. Экономическим же субъектом выступает действующее физическое или юридическое лицо, которое принимает экономические решения, самостоятельно разрабатывает хозяйственные планы, получает заказы или задания на производство, или распределение тех или иных продуктов и услуг или выступать в качестве покупателя [4, с.5].

Основными субъектами экономической безопасности, то есть теми фигурантами, которые могут и должны в пределах своих возможностей защищать интересы объектов в экономической сфере, выступают государство и его институты, а именно: министерства, ведомства, налоговые и таможенные органы, биржи, фонды и страховые компании, а также предприятия, общественные организации и физические лица.

Объектами же экономической безопасности могут выступать как экономическая система в целом, так и ее различные составляющие: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, хозяйственные структуры, образовательные учреждения, а также отдельные граждане, предприятия и даже государство.

Таким образом, основные объекты экономической безопасности в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать в качестве субъектов экономической безопасности.

При обеспечении безопасности экономического субъекта необходимо помнить о системе экономической безопасности. Она включает в себя комплекс мер, направленных на изучение внутренних и внешних неблагоприятных для экономики факторов и рисков.

В РФ система обеспечения экономической безопасности функционирует на основе Конституции РФ, Указа Президента РФ от 12.05.2009г. № 537 (ред. от 01.07.2014г.) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и др. нормативных документов.

Органы власти и хозяйствующие субъекты разрабатывают стратегию экономической безопасности, отвечающую за реализацию их планов согласно этим основополагающим нормативно-правовым актам.

Стратегия системы экономической безопасности включает в себя установку стратегической цели предприятия, критериев, индикаторов и методов оценки безопасности, рассмотрение реальных и возможных рисков и угроз, мер по их устранению, а также разработку концепции экономический безопасности и план ее обеспечения.

Важной мерой в обеспечении безопасности является разработка алгоритма теоритических и практических действий.

Исследуя такие характеристики, как потенциальные угрозы безопасности, возможный ущерб безопасности можно вывести стратегию обеспечения экономической безопасности предприятия, а также рекомендации по сокращению негативного влияния.

Рассмотрим основные подходы обеспечения экономической безопасности экономического субъекта на примере ГБУ ВПО Ульяновского государственного университета.

Ульяновский государственный университет — классический вуз с большим коллективом преподавателей, сотрудников и студентов, обладающий большой материальной и технической базой, располагающийся в нескольких учебных корпусах. Имеет много учебного, лабораторного и научного оборудования.

Требования и нормы, регламентирующие особенности вуза, в том числе ГБУ ВПО УлГУ представлены на рис.1.

Рис. 1. Требования и нормы, регламентирующие особенности ГБУ ВПО (вуза) [8, с. 67]

 

ГБУ ВПО (вуз) действует как отлаженный механизм: разделен на службы и управления, которые выполняют и контролируют свой определенный участок работы. При этом объект рассматривается в постоянно меняющихся условиях существования, с присущими ему материальными и духовными ценностями, а также со сформировавшимися жизненно важными экономическими интересами, которые данная система и будет защищать. Система экономической безопасности обеспечит устойчивое развитие, реализацию целей и задач вуза.

По мнению Алимовой Н. К. «Экономическая безопасность общеобразовательного учреждения — это состояние наличия требуемых ресурсов и системы взаимоотношений между агентами ресурсообращения, позволяющими качественно осуществлять функции организации и создающие состояние ее защищенности изменяющихся экономических, социальных, политических условиях» [5, с.7].

Следует обратить внимание также на ресурс управленческих решений и правовой ресурс деятельности вуза.

Таким образом, структура системы обеспечения экономической безопасности университета, определяется наличием следующих компонентов: организационно — управленческая безопасность, правовой ресурс, финансовый ресурс, информационный ресурс, кадровый ресурс, технологический ресурс, а так же органы, различные подразделения, предназначенные для обеспечения экономической безопасности.

Для соблюдения экономической безопасности деятельности в ГБУ ВПО УлГУ действует служба проректора по безопасности, которая состоит из управления по защите ресурсов, специального отдела и мобилизационного отдела.

Управление по защите ресурсов состоит из следующих отделов: пожарно — технического отдела, службы охраны и пропускного режима, отдела охраны труда, контрольно — ревизионного отдела.

Целью деятельности всей службы является защита жизни обучающихся и сотрудников, сохранность и эффективное использование финансовых, материально — технических и информационных ресурсов, а также предотвращение ущерба интересам образовательной организации.

Руководители университета: президент, ректор, попечительский совет — лица, которые принимают решения и определяют стратегию, генеральное направление деятельности, механизмы решения задач и достижения целей.

Главная цель любого ГБУ ВПО (вуза) — обеспечение высокого уровня обучения студентов и подготовка хороших специалистов путем осуществления социально — педагогического деятельности. От принятия управленческих решений в области экономической безопасности напрямую зависит выполнение поставленных планов для данного образовательного учреждения.

Потенциальные риски для деятельности организации заключаются в потери конкурентоспособности образовательного учреждения.

Для сохранения независимости ГБУ ВПО УлГУ, обеспечения системы его защиты и жизненно важных интересов руководству вуза следует действовать в следующих направлениях, а именно:

  1.      Использование новых технологий обучения (интерактивные программы, электронное обучение, тренинги, мастер-классы, case-study и др).
  2.      Разработка новых основных образовательных программ на основе педагогической компетентности.
  3.      Проведение научно-исследовательской деятельности в приоритетных направлениях развития экономики.
  4.      Развитие системы контроля над интеллектуальной собственностью, принадлежащей ГБУ ВПО УлГУ.
  5.      Совершенствование системы инноваций (технопарк, научно-исследовательский технологический институт, бизнес — инкубатор).
  6.      Развитие механизма кадрового резерва — увеличение количества студентов, преподавателей.
  7.      Правильное использование всех ресурсов, мониторинг и анализ результатов деятельности организации, разработка долгосрочной стратегии данного объекта.
  8.      Разработка концепции экономической безопасности университета, и планирование деятельности по ее обеспечению.

Стратегия инновационного развития России предполагает эффективное использование образовательного и научного потенциала, которое будет способствовать развитию базовых отраслей экономики. Только используя новые технологии в обучении можно сохранить передовые позиции в рейтингах развития образовательных учреждений.

Нормативно — правовое обеспечение образовательной деятельности, а именно соблюдение законодательства, определяющего статус ГБУ ВПО (вуз), является важной частью экономической безопасности, как на федеральном, так и на региональном уровне. Обеспечение нормативно — правовой базы необходимо для обеспечения безопасности данного образовательного учреждения. Такой базой являются законы, указы, постановления, уставы, ведомственные инструкции, нормы здравого смысла и правила ведения дел.

Существуют потенциальные угрозы нарушения требований законодательства, которые могут повлечь лишение университета аккредитации. Студенты могут не получить дипломы о высшем образовании, определенная отрасль экономики не получит необходимых специалистов. Снижению рисков в данной области будет способствовать работа юридического отдела, а именно, повышение уровня правовой культуры сотрудников, правовое сопровождение всех видов деятельности в рамках образовательной деятельности университета.

Персонал управления по защите безопасности обеспечивает экономическую защиту объекта, используя находящиеся в их распоряжении силы и средства.

Говоря об экономической безопасности образовательного учреждения, необходимо понять, что интересы безопасности должны преобладать над интересами экономической эффективности.

Сотрудники системы безопасности, могут использовать необходимое для своей деятельности финансовое, интеллектуальное, информационное обеспечение. Как показывает практика, существенной характеристикой хорошей работы служит системность и непрерывность сбора данных, контакт со всеми системами и управлениями внутри ГБУ ВПО (вуза).

Сотрудники, осуществляющие безопасность экономических интересов должны стратегически мыслить, эффективно анализировать факты, работать в коллективе, обрабатывать информацию и выдавать рекомендации для руководства.

Показателем экономической стабильности ГБУ ВПО (вуза), является состояние финансового ресурса. Денежный ресурс находится в ведении службы по экономике и финансам. Организация финансируется из федерального бюджета. Управленческие решения определяют направления финансовых потоков внутри образовательного учреждения.

Престижность ГБУ ВПО (вуза) определяет количество бюджетных средств выделяемых из федерального бюджета. Они идут на обеспечение образовательной деятельности, а именно: на заработную плату педагогам, на академические и социальные стипендии студентам, средства на проведение научно- исследовательских работ, использование передовых технологий, закупку оборудования, строительство новых зданий для организации.

Существует прямая зависимость качества и количества образовательных услуг, специализации университетов от объема финансирования.

В настоящее время, выделяемых на образование бюджетных средств недостаточно. Есть данные об отставании средней заработной платы образовательного учреждения от средней заработной платы в промышленности [6, с.7].

В современных условиях ГБУ ВПО (вузам), предоставляют право расширения финансово-хозяйственной самостоятельности, тем самым предлагается самостоятельно увеличить объема денежных поступлений, например, использование инновационных бизнес-проектов.

Риски и угрозы экономической безопасности связаны с неэффективным, нецелевым расходованием денежных средств.

Следует сказать о социальных рисках. Экономический кризис в стране скажется уменьшением платежеспособности населения, за этим последует уменьшение студентов, сокращения педагогов и т. п. Система экономической безопасности, используя определенный набор инструментов, должна обеспечить необходимый учет и внутренний контроль формирования и движения финансовых потоков на всех этапах осуществления образовательной деятельности.

В ГБУ ВПО (вузе), большое количество сотрудников, принимающих участие в образовательном процессе. Важно создать комфортную в психологическом плане обстановку, а именно защищенное пространство.

В связи с человеческим фактором рассматриваются риски и угрозы, связанные с защитой от посягательства на жизнь, здоровье и имущество персонала и организации. Потенциальные риски, угрозы присутствуют в виде форс-мажорных ситуаций, пожаров, террористических нападений, наводнений.

В целях обеспечения индивидуальной и коллективной безопасности ГБУ ВПО (вуза) необходимы следующие мероприятия:

1)     Ознакомление с должностными инструкциями, которые четко определяют права и обязанности вносят организованность и порядок в характер деятельности, «укрепление корпоративного духа», психологические занятия.

2)     Физическая защита сотрудников, имущества, благодаря использованию контроля доступа в здания, технических средств слежения и других средств.

3)     Повышение образовательного уровня сотрудников, периодическая профессиональная аттестации с целью оценки их компетентности.

4)     Поощрение здорового образа жизни.

5)     Проведение противопожарных мероприятий и антитеррористических действий, совершенствование системы соблюдения охраны труда.

Для реализации целей и задач бюджетного учреждения имеет большое значение информационный ресурс. В университете информация хранится как на бумажном носителе, так в электронном виде. Обычно информационная безопасность рассматривается в компьютерной среде.

На информационный ресурс воздействуют как внутренние, так и внешние факторы. К внутренним рискам относятся: ошибки пользователей, нарушения сотрудников при обработке материала, ошибки в работе программного обеспечения. Внешние воздействия могут быть следующие: вирусы, вредоносные программы, несанкционированные проникновения, аварии электрооборудования.

Для защиты информации необходимо сочетание законодательных, организационных и программно-технических средств. Механизм обеспечения защиты информации включает идентификацию, управление доступом, протоколирование, аудит, криптографию, экранирование [9, с.7].

Для обеспечения конкурентоспособности учебного учреждения следует обеспечить защиту и развитие информационного ресурса, и формирование современной интегрированной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры университета.

Технологический ресурс важен для обеспечения защиты работников и их имущества и имущества организации, защиты от аварийных состояний, отказов оборудования, пожаров и прочих обстоятельств. Он представляет собой технические средства слежения, физическую охрану объектов, контроль автотранспорта, а так же пропускной режим в здания. Только комплексный подход к организации системы экономической безопасности поможет обеспечить функционирование университета.

В заключении, отметим, чтосистема экономической безопасности является многогранным явлением, состоящим из множества взаимовлияющих компонентов, обеспечивающих не только безопасность экономического развития, а так же национальную безопасность государства.

Главная цель любого ГБУ ВПО (вуза) — обеспечение высокого уровня образования и подготовка высокопрофессиональных специалистов. От принятия управленческих решений в области экономической безопасности напрямую зависит выполнение поставленных планов для данного образовательного учреждения. Соблюдение законодательства, определяющего статус ГБУ ВПО (вуза), является важной частью экономической безопасности, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Технологический ресурс важен для обеспечения защиты работников и их имущества и имущества организации, защиты от аварийных состояний. Система экономической безопасности, должна обеспечить необходимый учет и внутренний контроль формирования и движения финансовых потоков на всех этапах осуществления образовательной деятельности.

Для обеспечения конкурентоспособности высшего учебного учреждения важна защита информационного ресурса, и формирование современной интегрированной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры университета.

 

Литература:

 

  1.      Конституция Российской Федерации от 12 декабря.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
  2.      Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014г.) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
  3.      Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015г.).
  4.      Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение// Вопросы экономики. — 1998 г. — № 12.
  5.      Алимова Н. К. Экономическая безопасность образовательного учреждения в условиях становления инноваций экономики. Дис.. канд. экономических наук.08.00.05. Москва, 2009г.- 184 с.
  6.      Глазьев С. Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны — альтернативный реформационный курс.// Рос. Экономический журнал. — 2004 г. -№ 12 — с. 3–19.
  7.      Гапоненко В. Ф. Экономическая безопасность предприятий. Учебник/ Под ред. В. Ф. Гапоненко.- М.: 2007.
  8.      Ермишина О. Ф. Налоговые показатели ГБУ ВПО как объект учета и внутреннего контроля.// Экономическая наука и практика: материалы III Междунар.науч. конф. (г. Чита, апрель 2014г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014.- с.66–71.
  9.      Ильина О. В. Роль права в развитии науки и образования в РФ. Дис.. канд. юрид. наук.- Саратов. 2011 г.- 205с.
  10. Кирсанов К. А. Экономическая безопасность образования и образовательных учреждений: проблемы периодизации. Вестник ЮРГТУ (НПИ) 2012, № 2.
  11. Козаченко А. В., Пономарев В. П., Лященко А. Н. Экономическая безопасность предприятия: сущность и механизм обеспечения. — К. Либра, -2003 г.
  12. Кондрат И. Н. Экономическая безопасность производства образовательных услуг и ее обеспечение. — СПб: изд. Санкт-Петербург, 2005. — 136 с.
  13. Пилипенко В. Ф. Обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения: Справочник руководителя. // В помощь руководителю. — Выпуск — М.: Центр школьной книги — 2009 г.
  14. Райзберг Б. А., Лазовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 5-е изд. — М.; Инфра-М 2007.
  15. Романова И. Б., Ермишина О. Ф. Оценка системы внутреннего контроля.// Поволжский педагогический поиск (научный журнал)№ 2(4),2013. — с.140–149.
  16. Савин В. А. Некоторые аспекты экономической безопасности России. // Международный бизнес России. 1995г.- № 9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle