Библиографическое описание:

Шелкунова Т. Г., Бузаджи И. В. Антикризисные мероприятия в реальном секторе экономики России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 29-33.



 

В данной статье рассматриваются мероприятия по проведению антикризисных мер для улучшения положения реального сектора экономики. Правительство предлагает различные варианты, одним из которых является финансирование реального сектора по льготной ставке. Так же была утверждена программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования. За счет Центробанка планируется на льготных условиях профинансировать проекты на сумму до 500 млрд. рублей до 2018 года.

Ключевые слова: реальный сектор, финансирование, инвестиции, инвестиционный проект, антикризисные мероприятия.

 

Реальный сектор экономики является одним из центральных объектов государственного регулирования. Реальный сектор представляет собой отрасли экономики, производящие материально-вещественные блага, а также нематериальные блага стратегического или производственного назначения, в том числе сельское хозяйство и рыболовство, добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство, производство и распределение электроэнергии, воды, газа, транспорт и связь. Реальный сектор относится к макроэкономическому блоку государственного регулирования. В зависимости от фазы экономического цикла можно выделить антикризисное, стабилизационное и стимулирующее государственное регулирование реального сектора экономики. Антикризисное государственное регулирование реального сектора представляет систему форм, методов, инструментов государственного управления, направленное на анализ и прогнозирование кризисных процессов в реальном секторе экономики, снижение отрицательных последствий кризиса для экономических субъектов реального сектора и использование накопленных данных для дальнейшего развития экономики сектора. [1]

Начало 2015 года является одним из самых худших в истории российских компаний. Обрабатывающее производство России за январь зафиксировало рекордный убыток в 506 млрд. руб. по всем компаниям. Ничего подобного не было даже в 2009 году. Тогда убыток в абсолютном выражении составлял «лишь» 190 млрд. Но и в относительном исчислении убыток в 2015 почти в 2 раза выше уровня 2009, если сравнивать убыток относительно выручки или капитала. В 2014 году, когда казалось, что все плохо прибыль была около нуля (+26 млрд. руб.). Это было на 80 % меньше, как казалось не очень сильного, 2013 года. Что касается нормы или приемлемого уровня прибыльности российских компаний из обрабатывающего сектора за январь, то это около 230–250 млрд. руб.

Ниже приведена таблица, в которой рассматривается соотношение финансового результата различных отраслей на начало 2015 года в сравнении с тем же периодом 2014 года.

Таблица 1

Результаты финансового состояния отраслей реального сектора экономики на январь 2015 года по сравнению с январем 2014 года.

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций в январе 2015 года

Сальдо прибылей (+) и убытков (-), млрд.руб.

В % к соответствующему периоду предыдущего года

Прибыль, млрд.руб. (+)

В % к соответствующему периоду предыдущего года

Убыток, млрд.руб.(-)

В % к соответствующему периоду предыдущего года

Всего:

- 152,5

-

1629,5

191,3

1782,0

В 3,6р.

из них по организациям с основным видом деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

+ 12,4

в 5,1 р.

24,1

в 2,3 р.

11,7

142,3

рыболовство, рыбоводство

-1,5

-

6,0

в 2,7 р.

7,5

в 6,1 р.

добыча полезных ископаемых

+408,8

174,6

687,5

в 2,5 р.

278,7

в 6,3 р.

из нее добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

+435,9

192,5

634,8

в 2,5 р.

198,9

в 6,6 р.

обрабатывающие производства

-506,4

-

299,0

в 2,4 р.

805,4

в 3,4 р.

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

+40,5

68,9

81,8

99,3

41,3

175,2

из них производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды

+39,9

68,0

79,3

98,1

39,4

177,6

строительство

+6,1

112,3

24,2

111,4

18,1

111,2

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования

+117,3

83,0

245,9

136,5

128,6

в 3,3 р.

транспорт и связь

-141,4

-

132,1

156,9

273,5

в 4,0 р.

из них: деятельность железно-дорожного транспорта

-60,7

-

5,9

в 3,6 р.

66,6

в 7,1 р.

деятельность прочего сухопутного транспорта

-7,5

-

2,1

165,4

9,6

116,4

транспортирование по трубопроводам

-20,9

-

52,3

123,2

73,2

в 6,3 р.

связь

+2,1

34,3

35,5

193,1

33,4

в 2,7 р.

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

-32,4

-

78,3

166,1

110,7

в 2,8 р.

из них:

 

 

 

 

 

 

управление эксплуатацией жилого фонда

-0,3

-

1,2

86,6

1,5

83,4

научные исследования и разработки

+6,6

в 3,8 р.

10,1

в 2,2 р.

3,5

127,0

 

И если бы не настолько устойчивые отрасли, как добыча полезных ископаемых, среди которых и добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, общая картина положения дел в реальном секторе экономики выглядела бы куда более печально. Общий доход от этих отраслей в 844,7 млрд. рублей так и не смог покрыть все убытки. И если рассматривать обрабатывающий сектор как основу российской промышленности, включающей производство от тапочек и бумаги до сложной машиностроительной и вычислительной техники, то фактические 506 млрд. убытка — это невероятно много.

Таким образом, по данным на январь 2015 года общая прибыль всех отраслей составила 1629,5 млрд. рублей, а убытки — 1782 млрд. рублей. Это позволяет нам утверждать об отрицательном балансе и негативных последствиях предыдущего года.

Рассмотрим таблицу сравнения прибыльности отраслей и секторов российской экономики за предыдущие 10 лет.

Таблица 2

Сравнение прибыли в отраслях реального сектора экономики России 2004–2014 гг.

Прибыли в отраслях экономики России (млрд. руб. за год)

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Совокупная прибыль по экономике

2199

3004

3846

5726

3999

4301

6133

7253

7892

6661

590

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

43,4

32,6

46,7

92,6

86,6

58,2

72,2

101,2

126,8

74,4

181,7

рыболовство, рыбоводство

3,3

2,3

3,7

5,4

1,8

10,8

11,5

14,4

22,9

23,0

11,2

добыча полезных ископаемых

458,0

804,2

712,9

906,7

872,5

892,5

1377,5

1981,0

1833,8

1707,1

2648,6

добыча тэк и полезных ископаемых

374,6

695,7

588,7

767,2

712,9

806,8

1144,9

1607,7

1503,9

1472,5

2408,9

добыча полезных ископаемых, кроме тэк

83,4

108,5

124,2

139,5

159,6

85,7

232,6

373,3

329,9

234,6

239,7

обрабатывающие производства

812,1

934,7

1483,5

1739,4

1693,7

970,8

1598,0

1904,1

2093,3

1544,5

877,1

пищевые продукты, включая напитки и табак

53,1

65,1

92,8

103,9

123,5

163,6

176,8

147,0

206,2

200,8

191,6

текстильное и швейное производство

0,7

0,3

2,3

1,8

1,0

0,5

0,9

4,7

7,6

5,8

4,3

кожа, обувь, изделия из кожи

0,3

0,4

0,8

1,4

1,0

0,4

0,8

1,1

1,3

1,1

-0,8

обработка древесины и производство изделий из дерева

1,4

2,6

3,2

8,9

-7,4

-9,2

0,5

-1,1

7,7

6,5

-14,7

целлюлозно-бумажное производство

16,8

22,0

27,8

29,0

15,4

19,2

40,8

37,3

41,4

25,2

12,8

производство кокса и нефтепродуктов

245,8

314,9

509,7

473,6

532,4

486,1

591,7

735,1

765,8

555,1

279,1

химическое производство

37,7

64,8

84,8

120,3

230,5

63,2

162,8

274,4

291,3

165,8

16,1

прочие неметаллические минеральные продукты

23,5

29,6

85,5

151,6

92,2

16,3

25,4

61,7

92,1

55,4

-9,5

металлургическое производство

341,1

343,5

517,6

636,2

562,9

223,9

435,3

370,9

352,2

235,9

238,1

производство машин и оборудования

19,0

23,7

30,6

41,9

46,4

36,6

40,0

45,6

59,4

51,7

20,3

производство электрооборудования

18,3

23,3

38,6

48,9

44,3

23,7

52,7

64,7

66,9

73,3

82,5

производство транспортных средств

28,1

22,8

37,6

59,4

-21,6

-87,9

13,5

86,4

92,9

86,1

-14,1

прочие

24,2

21,6

24,3

37,8

66,6

28,6

42,3

55,9

77,9

57,2

 

производство и распределение электроэнергии, газа, пара, горячей воды

87,7

117,8

90,4

119,7

98,6

242,3

369,8

120,7

216,1

129,3

160,9

строительство

32,9

39,8

66,4

108,8

130,4

105,3

98,0

132,7

153,5

121,1

94,3

оптовая и розничная торговля, ремонт

395,2

563,1

823,5

1010,9

567,8

1184,9

1282,2

2083,9

1893,8

1983,8

1407,9

оптовая

355,7

506,9

740,3

879,9

446,5

1109,5

1122,6

1875,9

1606,9

1691,1

1116,2

розничная

25,2

36,3

45,9

61,6

64,5

61,5

89,8

110,8

161,9

184,4

181,0

гостиницы и рестораны

6,7

11,2

15,9

22,8

15,9

9,8

16,8

18,2

17,8

15,6

-6,9

транспорт и связь

250,9

326,9

411,0

659,3

573,5

503,4

719,1

768,3

926,3

763,9

312,9

связь

97,2

157,0

185,5

2965

286,7

235,7

264,6

276,6

276,2

 

 

финансовая деятельность (без банков)

1,2

2,3

5,8

232,5

-406,1

-13,0

173,3

-79,1

146,4

226,0

-0,6

операции с недвижимостью, аренда

86,6

128,1

139,3

763,2

292,8

302,0

367,4

154,4

312,1

12,8

197,9

научные исследования

22,7

25,1

37,4

42,9

45,8

46,4

52,2

49,1

55,6

57,5

70,1

государственное управление

0,0

-0,2

1,6

0,3

0,5

0,2

10,6

15,6

106,1

17,9

3,3

образование

1,0

1,4

1,7

2,2

2,7

3,1

3,7

2,1

2,7

2,5

2,5

здравоохранение и предоставление соц. услуг

1,9

3,5

3,8

5,9

6,3

6,5

6,3

5,8

6,0

6,1

7,5

предоставление прочих коммунальных и социальных услуг

17,9

27,6

39,7

56,6

61,6

26,7

26,6

29,4

34,7

325

6,6

 

 

Например, за весь 2014 год накопленная годовая прибыль была 877 млрд. руб., а в лучшие времена (2012) около 2.1 трлн. т.е. только за 1 месяц 2015 было нейтрализовано почти 60 % прибыли прошлого года. Хотя в динамике добычи полезных ископаемых прослеживается стремительный рост за последние 10 лет более чем в 5 раз.

Учитывая, что российским компаниям перекрыты почти все источники фондирования инвестиций, правительством были приняты меры по урегулированию текущего положения. Было опубликовано постановление об утверждении программы поддержки инвестиционных проектов на основе механизма проектного финансирования. Данная программа устанавливает условия льготного предоставления средств, порядок предоставления госгарантий по кредитам, критерии выбора самих проектов, а также параметры отбора банков, которые будут являться финансовыми посредниками между ЦБ и компаниями. Программа будет способствовать увеличению объемов кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях.

В 2015 году Министерством экономического развития был подготовлен проект постановления «Об утверждении программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования». Цель этой программы — создание финансового механизма для поддержки проектов в реальном секторе экономики. Всего в рамках создаваемого механизма проектного финансирования планируется предоставить кредиты в объеме до 500 млрд. рублей нарастающим итогом на конец 2018 года. Кроме того, по кредитам, выданным в рамках программы, в 2015–2018 году будут предоставлены государственные гарантии в объеме до 125 млрд. рублей. [2]

Источниками финансирования программы на данном этапе выступают кредитные средства Банка России. ЦБ будет предоставлять средства отобранным для участия в программе банкам для рефинансирования кредитов, выданных инициаторам инвестпроектов. Банки будут получать средства по формуле: ключевая ставка Банка России минус 1,5 %. Срок финансирования составит три года с возможностью последующей пролонгации. Коммерческие банки, в свою очередь, будут финансировать компании реального сектора по ставке ЦБ плюс 1 %, таким образом зарабатывая на каждом выданном кредите 2,5 % годовых.

В программе указаны критерии отбора банков для участия в финансировании проектов — ими смогут стать кредитные организации, размер собственных средств которых составляет не менее 100 млрд. руб. Такой банк не может иметь запрет ЦБ на привлечение вкладов физлиц и должен иметь опыт реализации не менее 10 инвестпроектов на основе проектного финансирования на протяжении последних трех лет на сумму не менее 3 млрд. рублей каждый. На сегодня этим требованиям соответствуют не более 10 российских банков, шесть из которых — крупнейшие в стране госбанки. Международные финансовые организации для участия в программе должны быть созданы на основе межгосударственного соглашения, при этом доля России в ее капитале должна составлять не менее 30 %.

Отбирать проекты для программы будет специальная межведомственная комиссия при Минэкономразвития. Предлагаемые проекты имели отношение к секторам экономики, являющимся приоритетными для развития экономики РФ в соответствии с «Основными направлениями действия правительства на период до 2018 года. Полная стоимость инвестиционного проекта должна составлять 1–20 млрд. руб. При этом программа предполагает финансирование не более 80 % полной стоимости инвестпроекта за счет заемных средств, а остальные деньги на финансирование проекта его собственник должен найти самостоятельно. Дополнительные требования к конечным заемщикам смогут устанавливать банки, предоставляющие кредит.

Конечно же, санкции повлияли на экономику России. Многие отрасли реального сектора потерпели убытки. Но данный факт можно рассматривать и с положительной точки зрения. Правительство предпринимает все меры для улучшения собственной экономики и создает множество новых программ для укрепления и восстановления экономики страны в целом.

 

Литература:

 

  1.      Голышева М. О. «Антикризисное государственное регулирование реального сектора экономики: международный опыт», Управление экономическими системами, № 8, 2012г., стр. 42
  2.      «Государство готово поддержать инвестпроекты дороже 1 миллиарда рублей» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn--o1agc1b.xn--p1ai/news/861/
  3.      Рябов П. «Рекордные убытки российских компаний из реального сектора экономики» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://spydell.livejournal.com/575770.html
  4.      Шелкунова Т. Г., Гаглоева К. А. «Банковская конкуренция и конкурентоспособность: сущность, понятие, специфика» — В сборнике: «Проблемы и перспективы экономики и управления» Материалы III Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2014. С. 141–145.
  5.      Шелкунова Т. Г., Гасиева Д. К. «Мониторинг управления ликвидностью кредитных организаций в России». — Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 38. С. 183–193.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle