Библиографическое описание:

Бабан Т. А. Институциональные факторы развития аграрного сектора экономики Украины в условиях глобализации [Текст] // Инновационная экономика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 19-21.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием аграрного сектора экономики Украины и роль институциональных факторов в условиях глобализационного развития. Рассмотрены основные направления государственного регулирования сельскохозяйственного производства и основные проблемы, которые при этом возникают.

Ключевые слова:глобализация, агарная политика, продовольственная безопасность, продовольствие, аграрный сектор.

 

Современные условия глобализационного развития предусматривают участие всех стран в международных экономических отношениях, в том числе, в такой их форме, как международная торговля, развитие которой сейчас опережает развитие производства. За последнее десятилетие объемы мирового экспорта товаров увеличились в три раза, в то время как объемы производства (мировой ВВП) возросли почти в два раза [1].

Важной составляющей в структуре международной торговли товарами является торговля сельскохозяйственной продукцией, доля которой в совокупном мировом экспорте приближается к 10 %.

В свою очередь, эффективное развитие аграрного производства является материальной основой существования человечества. В связи с этим для каждой страны одной из стратегических задач является обеспечение продовольственной безопасности, которая, в свою очередь, зависит, прежде всего, от эффективности развития сельскохозяйственного производства и от эффективной государственной аграрной политики.

Значительный взнос в исследование проблем государственного регулирования аграрного сектора Украины, а также вопросам продовольственной безопасности сделали такие украинские ученые как Андрейчук В. Г., Гайдуцкий П. И., Саблук П. С., Гейц В. М. и другие.

Вопросы продовольственной безопасности решаются не только на уровне отдельных государств, но также и на международном уровне: в рамках принятой в 1996 г. Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности, а также международными организациями ООН, ФАО, ВТО.

За последние годы наблюдается значительный рост цен на продовольствие, который вызван рядом факторов. Среди них и увеличение объемов потребления, и как следствия — спроса на продовольствие; расширение использования сельхозкультур для производства биотоплива; глобальные изменения климата, влияющие на урожайность и валовые сборы; а также общее сокращение посевных площадей, вызванное изменениями климата и негативным влиянием экстенсивного сельскохозяйственного производства. Поэтому вопросы, связанные с доступностью продовольствия для всех слоев населения и повышением его качества, становятся первоочередными при формировании государственной аграрной политики.

Необходимость вмешательства государства в регулирование аграрного сектора обусловлено, прежде всего, специфическими особенностями сельского хозяйства: зависимость от природно-климатических условий и, соответственно, высокие страховые риски; более длительный, в сравнении с другими отраслями экономики, срок окупаемости капитала; сезонность производства, которая определяет невозможность быстрого изменения объемов предложения; сезонность получения прибыли; консерватизм отрасли и невозможность быстрой диверсификации производства; слабая эластичность производства и продовольственного рынка. А также требует урегулирования проблема диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию смежных отраслей АПК.

На формирование государственной аграрной политики влияют факторы как внутреннего, так и внешнего характера.

К внутренним факторам относится, прежде всего, место сельского хозяйства в структуре экономики и актуальные проблемы его развития, состав и масштабы социальных задач государства, состояние политического рынка. А наиболее весомыми внешними факторами являются тенденции на мировых рынках сельскохозяйственной продукции, уровень конкуренции, внешняя политика других стран, участие в интеграционных объединениях, обязательства страны-члена перед международными организациями, такими как ВТО.

Беря во внимание вышеуказанные факторы, национальную аграрную политику, с нашей точки зрения, можно рассматривать как совокупность методов, форм, инструментов и институтов для обеспечения устойчивого развития аграрного сектора экономики, поддержки продовольственной безопасности государства и развития экспортного потенциала с учетом сравнительных преимуществ государства и факторов глобализационного развития.

Одним из сравнительных преимуществ Украины является то, что на ее территории сосредоточено около 30 % всех черноземов мира. Украинское сельскохозяйственное производство имеет огромный потенциал, который превышает потребности внутреннего рынка, и последние годы стабильно демонстрирует наиболее позитивные результаты развития по сравнению с другими отраслями экономики. Так показатель производства зерна на душу населения составляет более 1 тоны, сравнительно с мировым показателем в 450 кг. За последнее десятилетие втрое увеличилась урожайность зерновых культур, а экспорт увеличился на 60 %.

С одной стороны, сельскохозяйственное производство может стать двигателем украинской экономики, а с другой — двигателем ее постепенной интеграции в мировую экономику, в том числе её участия в решении глобальной продовольственной проблемы.

Украинское аграрное производство вместе с другими отраслями, способствующими его развитию, длительный период находится в стадии реформирования, постепенно приближаясь к уровню развития европейских стран. Вместе с тем, реформационный период проходит и государственная аграрная политика.

Основными направлениями государственного регулирования сельскохозяйственного производства в Украине являются бюджетное финансирование посредством целевых программ развития сельского хозяйства, как в целом, так и отдельных отраслей растениеводства и животноводства. К этому перечню можно отнести и программы по развитию оптовых сельскохозяйственных рынков, налоговое регулирование (украинские сельхозпроизводители являются плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога, а также действует специальный механизм уплаты НДС), льготное кредитование, компенсация части стоимости сельскохозяйственной техники национального производства, интервенционные операции Аграрного фонда, регулирование экспорта и импорта с помощью тарифных и нетарифных инструментов.

Но, к сожалению, существующие методы регулирования являются несовершенными. Отсутствует систематизация, в первую очередь, регулирующих актов, которые должны определять правила поведения субъектов сельскохозяйственной деятельности, особенности применения тех или иных методов регулирования в разных условиях, климатических зонах. В системе органов регулирования существует дублирование функций, а некоторые вопросы и функции остаются при этом неподотчетными ни одному из органов регулирования. При наличии большого количества нормативных актов, регулирующих аграрный сектор экономики, эффективность их остается достаточно низкой, в некоторых случаях возникают противоречия.

Основными нормативно-правовыми актами, определяющими аграрную политику в Украине, являются законы: «О государственном бюджете Украины», «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», «Об основных принципах государственной политики на период до 2015 года», Государственная целевая программа развития украинского села на период до 2015 года и многие другие. В данных нормативных и программных актах делается акцент на том, что развитие аграрного сектора является приоритетным для развития экономики Украины. Однако реалии демонстрируют совершенно другую ситуацию. Бюджетная поддержка отрасли является нестабильной и зачастую недостаточной. При декларировании социальных, экономических и экологических мероприятий отсутствуют реальные механизмы их осуществления.

Так в 2008 году было предусмотрено выделение 11 млрд грн из государственного бюджета Украины министерству аграрной политики Украины, в 2009–6,4 млрд грн., 2010–5,8 млрд грн., на финансирование бюджетных программ для сельского хозяйства в 2011 году 10,2 млрд грн., а в 2012–8,2 млрд грн. Было уменьшено финансирование мероприятий прямой поддержки аграрного сектора. В 2012 году прямая бюджетная поддержка сельского хозяйства в Украине составила 2,8 млрд грн., что на 31 % меньше, чем в 2011 году [2]. Эта сума значительно ниже потолка господдержки, предусмотренного обязательствами Украины перед Всемирной торговой организацией, объем которой составляет 3,43 млрд грн. Это свидетельствует о том, что внутренние бюджетные ограничения являются более жесткими по сравнению с внешними.

Не полностью используются объемы возможной поддержки сельскохозяйственных производителей в рамках «зеленой корзины». Задействование данного резерва позволит обеспечить стабильное развитие сельского хозяйства и сельских территорий, кроме того, не порождая конфликтных ситуаций с торговыми партнерами, развивать как производство, так и экспортный потенциал украинского сельского хозяйства.

Методы «зеленой корзины» могут способствовать повышению не только количественных показателей производства сельскохозяйственной продукции, и что особенно важно, повышению ее качественных характеристик. Улучшению продуктивности в животноводстве и урожайности в растениеводстве. В Украине есть все условия для производства качественной и экологически чистой продукцию. Последний аспект чрезвычайно конкурентен в современных условиях, так как в последние годы спрос на продукцию со знаком «эко» и «органик» возрастает. В Украине продажа органической продукции пока что составляет не много более 1 % от общих объемов торговли. Для сравнения в Европе — 5 %, а вот при потреблении органической продукции около 11 % от общего объема всего продовольствия. То есть эти цифры свидетельствуют о недостаточном производстве в Европе органической продукции, удовлетворяющей внутренний спрос. Это означает, что европейский рынок имеет значительный потенциал для украинских производителей органической продукции, ведь за оценками специалистов в Украине есть около восьми миллионов гектар экологически чистых черноземов [3]. Пока что из них сертифицировано и используется для производства органической продукции только 393,4 тысяч гектар.

Для этого требуется адекватное нормативно-правовое обеспечение и развитие необходимой инфраструктуры. Так, в рамках «Программы всестороннего институционального развития Украины», подготовленной Украиной совместно с ЕС, с целью гармонизации системы стандартизации и обеспечения качества сельскохозяйственной продукции на международном уровне ЕС планирует выделение 9 млн. евро.

Государство должно поощрять производителей качественной продукции, рационально использующих земельные ресурсы и заботящихся об улучшении их состояния. Необходимо стимулировать применение современных ресурсосберегающих экологичных технологий. Это, в свою очередь, приведет к повышению уровня продовольственной безопасности страны.

Повышение эффективности государственного регулирования аграрного сектора экономики Украины должно быть направлено, прежде всего, на построение институциональной среды для имплементации четких и, что является достаточно актуальным, стабильных правил поведения на аграрном рынке. Необходима разработка специальных программ развития сельского хозяйства, а также, что немаловажно, методов контроля за их выполнением. Ведь за все годы независимости в Украине было разработано не малое количество программ развития сельскохозяйственного производства в целом и отдельных его отраслей, но, к сожалению, ни одна из них не была доведена до логического завершения.

Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства государством должна проводиться постоянная работа информационно-разъяснительного характера, работа по обучению и повышению квалификации сельскохозяйственных кадров, в том числе по вопросам производства органической продукции. Важной задачей является также технико-технологическое переоснащение сельскохозяйственного производства, развитие логистической и рыночной инфраструктуры, экологизация производства и продукции, охрана земельных ресурсов. Для этого требуется усовершенствование существующей нормативно-правовой базы для устранения разночтений, а также разработка новых законов, устанавливающих правила производства и реализации органической продукции, доступа производителей к региональным и внешним рынкам, страхования сельскохозяйственных рисков, экологизации производства и утилизации сельскохозяйственных отходов. Также, немаловажным является разработка форм и методов контроля за выполнением основных положений государственных программ развития сельскохозяйственных отраслей и законодательных актов, которые носят обязательный для выполнения характер.

Как было сказано ранее, государственная аграрная политика Украины характеризуется несовершенством и наличием ограничивающих факторов. Но, тем не менее, продолжающиеся реформационные процессы способствуют ее международной гармонизации, в том числе, приближению к европейскому уровню. Регулируя аграрный сектор экономики государство должно стимулировать его развитие, повышая при этом эффективность и инвестиционную привлекательность отрасли. Наличие сравнительных преимуществ, для развития сельского хозяйства, у Украины в комплексе с обдуманной аграрной политикой будет способствовать не только обеспечению национальной продовольственной безопасности, но и развитию экспортного потенциала украинской сельскохозяйственной продукции. В основе современного развития аграрной отрасли должны лежать социально-экономические и экологические принципы производства, а также принципы производства глобального конкурентоспособного продукта, требования к которому предъявляет глобальный спрос, а также параметры экономического, экологического, маркетингового и нормативного характера.

 

Литература:

 

1.                  Официальный интернет-портал Мирового банка, 2015. URL.: http://www.worldbank.org

2.                  Официальный интернет-портал Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, 2015. URL.: http://www.minagro.gov.ua

3.                  Правила для виробників сертифікованої органічної продукції. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерации органического движения Украины URL: http://www.organic.com.ua /uk/homepage/2010–01–26–13–44–34

4.                  Официальный интернет-портал законодательной базы Украины, 2015. URL.: http://www.zakon.rada.gov.ua

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle