Автор: Сморудова Ольга Викторовна

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2015)

Библиографическое описание:

Сморудова О. В. Основные элементы инновационной деятельности современной организации [Текст] // Инновационная экономика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 93-98.

В настоящее время в условиях глобализации современного мира и развития научно-технического прогресса успешное функционирование организации во многом зависит от создания интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности. Процесс этот непрерывный: после того, как организация достигает конкурентных преимуществ, она может удержать их только с помощью новых последующих инноваций. Конкуренты непременно опередят любую организацию, которая прекратит внедрение инноваций.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная стратегия, инновационный менеджмент, инновация.

 

Инновация — это результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, услуги и технологии и (или) новой организационно-экономической формы, обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потребление и утилизации продуктов, обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую (экономия затрат или дополнительная прибыль) и (или) общественную выгоду [1].

Необходимость инновационного развития предприятий предъявляет новые требования к организации, содержанию и методам управленческой деятельности. Организация инновационной деятельности предприятия представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями.

Внедрение инновационного менеджмента на предприятии означает переход на новый, более совершенный способ организации деятельности, обеспечивающий рост возможностей предприятия. При этом факты внедрения инноваций на предприятии свидетельствует о переходе к более высокому уровню производственных возможностей, т. е. являются показателем инновационного развития предприятия.

Для эффективного осуществления производственно-хозяйственной деятельности ее основные элементы необходимо скоординировать во времени и пространстве, т. е. разумно организовать (рисунок 1).

Рис. 1. Основные элементы организации производственно-хозяйственной деятельности

 

Организация инновационного менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное использование всех ее составляющих в едином процессе управления инновационной деятельностью.

С позиций организации в качестве основных элементов инновационной деятельности традиционно рассматриваются:

1.      Определение целей управления.

2.      Выработка стратегии.

3.      Разработка программы управления.

4.      Планирование инновационных процессов.

5.      Определения технологий (приемов) управления.

6.      Координация работ по выполнению программы.

7.      Организация контроля выполнения программы инновационной деятельности.

8.      Анализ и оценка эффективности управления.

9.      Корректировка процессов осуществления инновационной деятельности.

Определение целей управления инновационной деятельностью во многом связано с выработкой общих целей производственно-хозяйственной деятельности, включая увеличение выручки и прибыли, расширение рыночного присутствия, выход на новый рынок, расширение ассортимента, поднятие имиджа и т. д.

Успехи в достижении целей организации во многом определяются факторами, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Факторы, формирующие инновационную деятельность предприятия

Группа факторов

Перечень факторов

Внутренние факторы

— ресурсы (материальные и финансовые);

— техника;

— технология;

— организация;

— управление;

— кадровый потенциал;

— маркетинг;

— научный потенциал;

— восприимчивость и нововведения;

— сопротивление нововведениям;

— отраслевая принадлежность предприятия;

— степень самостоятельности предприятия;

— форма собственности;

— размер предприятия

Внешние факторы

Факторы прямого воздействия:

— потребители;

— конкуренты;

— рыночная инфраструктура;

— бюджетная и налоговая системы;

— государственная инновационная политика;

— законодательное обеспечение инновационной деятельности;

— научный потенциал страны (региона);

— уровень инновационной культуры населения;

— защита и охрана интеллектуальной собственности

Факторы косвенного воздействия:

— состояние макроэкономики;

— обеспеченность природными ресурсами;

— социально-демографическая политика;

— международное научно-техническое сотрудничество;

— политическая ситуация;

— таможенная политика

 

Выработка стратегии инновационного менеджмента, определяющей общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели, формируется исходя из возможностей хозяйствующего субъекта, с одной стороны, и целей его инновационного развития, с другой стороны.

Типовые варианты стратегий инновационного менеджмента, основанные на сигнальном подходе (таблица 2).

Таблица 2

Основные варианты инновационных стратегий, соответствующих сигнальному подходу

Подход

Суть

Особенности

Риски

Эволюционный

Осуществление инновационного развития «естественным» образом — от генерируемого платежеспособного спроса к формированию адекватного предложения

Структурные и технологические элементы производства развиваются под воздействием инвестирования в производство продукции, отвечающей платежеспособному спросу

Вероятное усиление технологической зависимости экономики от зарубежных производителей технологий, формирование устойчивого отставания в технологиях от уровня лидеров, отток наиболее талантливых кадров за рубеж

Бенчмаркинговый

Деятельность по формированию долгосрочной стратегии предпринимательства, основанной на лучшем опыте контрагентов и конкурентов на региональном, отраслевом, межотраслевом, национальном и межнациональном уровнях

Систематический, целенаправленный поиск, оценка и учеба на лучших примерах предпринимательства, независимо от их размера, сфера бизнеса и географического положения

Бенчмаркинг ограничивается изучением конкурентов в отношении их продукции, затрат, технологий, характеристик качества, экономических и других показателей, что формирует риск реализации аутсайдерских стратегий и ведет к отставанию от лидеров

Мэджеринговый

Поглощение одним предприятием другого, обладающего перспективными инновациями. При этом поглощаемое предприятие теряет юридическую самостоятельность

Инвестирование в приобретение готовых технологий могут осуществлять только крупные предприятия

Приобретение апробированных и успешных технологий, зарекомендовавших себя на рынке, предполагает их моральное устаревание к моменту покупки производства без очевидной возможности его обновления

 

Сигнальный подход используется в ситуациях, когда стратегия инновационного менеджмента хозяйствующего субъекта формируются как ответная реакция на рыночные изменения.

Типовые варианты стратегий инновационного менеджмента, основанные на индуцирующем подходе (таблица 3).

Таблица 3

Основные варианты инновационных стратегий, соответствующих индуцирующему подходу

Подход

Суть

Особенности

Риски

Брендинговый

Деятельность по разработке марки продукта, продвижению на рынок и обеспечению ее престижности и мониторинг на соответствие марки требованиям рынка

Создание долгосрочного предпочтения к товару основано на совместном усиленном действии на потребителя товарного знака, упаковки, рекламных обращений, других элементов рекламы, объединенных определенной идеей и однотипным оформлением, выделяющих товар среди конкурентов и создающих его образ

Создатели бренд-имиджа, учитывающие не столько физические свойства продукта, сколько чувства, которые он вызывает у потребителя и апеллирующие не только к сознанию, но и к эмоциям, воздействуя на подсознание, могут вызвать негативную реакцию, нивелирующую совершенствование технологий производства

На основе человеческого капитала

Приоритетное инвестирование инновационных идей развития инновационного образования

Интенсивные вложения в человеческий капитал, в формирование инновационно мыслящего человека, ориентированного на новые знания и создание инноваций, в том числе промышленного характера

Длительный процесс подготовки поколения специалистов, ориентированных на инновации, может привести к росту технологического отставания промышленных технологий от мирового уровня в ближайшей перспективе

Инновационно-активный

Приоритетное инвестирование коммерциализации передовых технологий для быстрого доведения до практически применимого уровня существующих заделов

Базируется на предположении о том, что низкий спрос на инновации в предпринимательском секторе обусловлен отсутствием предложения инновационной продукции, созданной на базе новых технологий производства

Риск невостребованности передовых коммерческих технологий в силу отсталых научно-технологических укладов в предпринимательском секторе и их низкой восприимчивости к передовым технологиям

 

Индуцирующий подход применяется в ситуациях, когда хозяйствующий субъект стремится изменить положение на рынке за счет внедрения собственных идей.

Типовые варианты стратегий инновационного менеджмента, основанные на комплексном подходе (таблица 4).

Таблица 4

Основные варианты инновационных стратегий, соответствующих комплексному подходу

Подход

Суть

Особенности

Риски

Инжиниринговый

Создание и продвижение улучшающих инноваций в рамках базовых технологий

Инвестирование в улучшение базовых технологий может принести ощутимый эффект только при работе со стабильными технологиями

Внедрение только улучшающих инноваций для выпуска усовершенствованной продукции не обеспечивает кардинального технологического переоснащения производства для выпуска новой продукции

Реинжиниринговый

Развитие радикальных инноваций, обеспечивающих создание качественно новых технологий в рамках реинжиниринга

Переход на новый технологический уровень обеспечивает существенный рост добавленной стоимости и прибыли, часть которой высвобождается на промышленное освоение новых технологий и исследовательские работы

Попытки создания качественно новых технологий имеют меньшую вероятность положительного исхода, чем улучшающие инновации для выпуска усовершенствованной продукции

Инфраструктурный

Приоритетное развитие элементов инновационной инфраструктуры

Исходная предпосылка заключается в том, что генерирующая составляющая идей инновационного технологического развития производства обеспечена и эффективна. При этом недостаточно развития составляющих инновационной инфраструктуры, таких форм, как венчурные фонды, инновационно-внедренческие фирмы, технопарки, центры трансфера технологий и т. д.

Высок риск интенсивного механического копирования множества зарубежных институтов в сфере инноваций, связанный с низким качеством недофинансированных исходных разработок и вероятными ошибками в определении пропорций структуры и инфраструктуры технологического развития производства

 

Комплексный подход предполагает многосторонний учет перспектив инновационного развития, в основе которого лежит оценка эффективности предполагаемых к использованию технологий инновационного развития.

На основе сформированных целей и стратегии инновационной политики определяются основные задачи в области инновационного развития организации, реализация которых осуществляется в рамках программы управления инновационной деятельностью. Кроме целей и стратегий управление инновационными процессами включает в себя:

1.         Определение перечня инновационных разработок, планируемых для коммерческого использования в период реализации инновационной деятельности.

2.         Установление основных показателей инновационного развития (в том числе оценки экономической эффективности результатов инновационной деятельности).

3.         Определение источников и порядка инвестирования инновационной деятельности в соответствии с выработанными принципами.

4.         Формирование системы управления инновационным развитием в рамках инновационной деятельности.

5.         Определение принципов правового и организационного взаимодействия со всеми участниками и партнерами реализации инновационной деятельности.

6.         Установление состава и сроков выполнения мероприятий по развитию инфраструктуры, необходимой для осуществления инновационной деятельности.

Планирование инноваций предусматривает разработку долго-, средне- и краткосрочных планов организации, что требует непрерывной разработки, внесения изменений и продления планов. Основные принципы планирования при организации инновационной деятельности рассмотрены в таблице 5.

Таблица 5

Принципы планирования при организации инновационной деятельности

Принципы планирования

Содержание принципов

Научная обоснованность

Учет законов и тенденций научно-технического и экономического развития, объективных условий и специфических характеристик конкретных инновационных процессов

Доминирование стратегических аспектов

Долгосрочный характер процессов создания инноваций и длительность их жизненного цикла вынуждает для обеспечения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта ориентироваться на долгосрочные (стратегические) задачи

Комплексность планирования

Системная увязка планов всех инновационных проектов

Бюджетная сбалансированность планов

Все составляющие плана должны соответствовать по бюджетным расходам источникам их финансирования, что исключает рассогласование финансовых возможностей выполнения отдельных составляющих планов

Гибкость и эластичность планирования инноваций

Динамическая реакция планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов

Непрерывность планирования инноваций

Преемственность и взаимосвязь планов различной продолжительности; постоянная доработка планов расчетов в соответствии с изменяющимися условиями и возникающими отклонениями

 

Технологии управления инновационными процессами определяются необходимостью поиска принципиально новых подходов в сочетании с требованиями быстрого и гибкого внедрения результатов в производство.

Координация работ по выполнению программы инновационной деятельности реализует функции согласования инновационных процессов и всех звеньев системы управления инновационной деятельностью. Организация инновационной деятельности закладывается на этапах подготовки к созданию и реализации инноваций различных масштабов.

Организация контроля выполнения программы инновационной деятельности предполагает проверку качества выполнения инновационных процессов в контрольных точках, выделяемых на каждом этапе выполнения программы.

На основе контрольных данных проводится анализ выполнения программы инновационной деятельности и дается оценка эффективности управления ею.

При анализе и оценке эффективности инновационной деятельности как более масштабного, чем инновационный проект, явления необходимо также учитывать затраты и результаты, не поддающиеся стоимостной оценке (социальные, политические и т. д.).

В условиях современной конкуренции успех организации требует гораздо большей скорости адаптации к изменяющимся экономическим условиям. Для этого необходимо корректировать реализуемые стратегии и разрабатывать новые, с помощью которых достигаются долгосрочные конкурентные преимущества организации.

Современные российские предприятия в инновационной деятельности должны следовать по трем направлениям:

1.         Ориентироваться на сторонние разработки, приобретая лицензии, технологии, готовые конструкторские и технологические решения и адаптируя их к условиям собственного производства.

2.         Самостоятельно выполнять исследования и разработки, привлекая специалистов отделов главного конструктора, главного технолога, производственных подразделений и специализированных подразделений.

3.         Поддерживать связь с НИИ академического и отраслевого профиля, вузами, заключая договоры на выполнение разработок или привлекая специалистов этих организаций к подготовке технической документации под разрабатываемый предприятием инновационный проект.

 

Литература:

 

1.      Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Утверждены Председателем Правительства РФ 5 августа 2005г. № 2473 п-П7.

2.      Тебекин А. В. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров. — М.: Изд-во Юрайт, 2014. — 481 с.

3.      Федотенков Д. Г., Падалко А. А. Инвестиционно-инновационный потенциал как основа развития экономики региона // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — с. 565–572.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle