Библиографическое описание:

Соколов В. А. Рост инвестиций в основной капитал региона – основной фактор влияния на повышение валового регионального продукта [Текст] // Инновационная экономика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 7-8.

В статье рассматриваются примеры инвестиционных проектов. Предлагается ряд мер, относящийся к экономической и социальной сфере. Предлагаются меры по снижению административных барьеров в инвестиционной среде.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный потенциал, показатель, административный барьер

This article discusses examples of investment projects. It proposed a series of measures relating to the economic and social sphere. Proposes measures to reduce administrative barriers in the investment environment.

Key words: investments, investment potential indicator, administrative barriers

 

В современных условиях устойчивое социально-экономическое развитие народного хозяйства регионов выступает основным фактором обеспечения безопасности национальной экономики. Управление процессом достижения устойчивого развития, оценка эффективности используемых ресурсов и достижение поставленных целей требуют повышения уровня взаимодействия экономических показателей в системе управления народно-хозяйственным и региональным производством.

Так, устойчивое развитие региона могут характеризовать взаимодействие таких показателей региональной экономической системы, как улучшение качества жизни населения региона, обеспечение равновесного состояния окружающей среды, рост объемов инвестиций в обновление и модернизацию основного капитала [2].

Постоянный рост, результативность системного взаимодействия указанных, социальных, экономических и инвестиционных показателей вирируется в динамике роста валового регионального продукта Ленинградской области в период с 2011- по 2014 годы. Так, например, объем инвестиций в основной капитал на душу населения в Ленинградской области составил по итогам 2014 года 101,06 тысяч рублей, что выше, чем в среднем по Северо-Западному федеральному округу (98,23 тыс. руб.) и по России (92,6 тыс. руб.).

В 2015 году планируемый объем инвестиций в основной капитал регионального хозяйства Ленинградской области снизится до 178,7 млрд рублей и составит 69,3 % по сравнению с 2014 годом.

Существенным фактором роста инвестиций в инфраструктурные объекты региона выступает комплексное развитие морского — торгового порта (МТП) «Усть-Луга» и прилегающей к нему территории.

Приоритетный инвестиционный проект Северо-Запада Российской Федерации «Комплексное развитие Морского торгового порта Усть-Луга и прилегающей территории» предусматривает создание на территории Кингисеппского района Ленинградской области таких взаимосвязанных кластеров, как транспортно — логистический, промышленный, сити — кластер, туристско-рекреационный и агропромышленный.

В настоящее время проект по созданию морского торгового порта находится в стадии завершения в части касающейся деятельности ОАО «Компания Усть-Луга». Другие кластерные направления в рамках инвестиционного проекта «Комплексное развитие МТП «Усть-Луга» и прилегающей к нему территории» находятся на начальной стадии реализации.

В существенной мере развитию инвестиционного потенциала Ленинградской области способствует строительство контейнерного терминала ОАО «Усть-Лужский Контейнерный Терминал», ранее принадлежавший «Национальной Контейнерной Компании»,а в 2014 году вошедшей в группу компаний «Global Ports». Строительство контейнерного терминала реализуется постадийно. Первая стадия ввода терминала в эксплуатацию осуществлена в 2011 году с проектной мощностью 440 TEU в год.

В настоящее время общая площадь контейнерного терминала составляет 50,4 га, длина причального фронта — 440 м, глубина у причалов — 13,5 м, емкость контейнерной площадки — 15 тыс. TEUs, емкость рефзоны — 420 розеток, перегрузочное оборудование — 4 STS (Panamax), 11 RTG и 2 RMG-крана. На терминале работают 220 человек.

На контейнерный терминал производятся регулярные судозаходы контейнерные линии Maersk Line, CMA CGM, Unifeeder, Hapag Lloyd, Team Lines.

В 2014 году фактический объем инвестиций составил 8 428,4 млн руб. Объем перевалки грузов составил 873,5 млн тонн грузов (103 тыс. teus), что 2 раза превысило показатель 2013 года.

Значительного объема инвестиций требует проект по организации скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Бусловская Октябрьской железной дороги (включая строительство линии Лосево-Каменногорск). Для этого инвестиционного проекта разработана проектная документация по объектам строительства: новой линии Лосево (искл.) — Каменногорск (искл.), объектов внешнего энергоснабжения новой линии Лосево-Каменногорск и нового парка в районе ст. Каменногорск, автодорожного путепровода на км 66 участка Санкт-Петербург-Выборг, автодорожного путепровода на км 75 участка Санкт-Петербург-Выборг, пешеходного тоннеля на км 8 участка Санкт-Петербург — Выборг, автодорожного путепровода на км 28 участка Санкт-Петербург — Выборг.

Указанный выше перечень инвестиционных проектов является лишь небольшой их частью, реализуемых на территории Ленинградской области.

В связи с экономическими и инвестиционно — инновационными изменениями состояния внешней среды, региональное хозяйство Ленинградской области столкнулось со значительным оттоком инвестиций, как со стороны отечественных, так и со стороны иностранных инвесторов. Ярким примером этого служит положение Волховского алюминиевого завода (далее ВАЗ). Где совместный проект объединенной компании «Русал» и израильской компании «Omen» по производству литых автокомпонентов на промышленной площадке ВАЗ заморожен на неопределенный срок. Не выполнение только этого инвестиционного проекта несет за собой значительные потери для регионального бюджета, но самое главное при складывающейся в настоящее время нестабильной обстановке на рынке труда Ленинградской области это влечет за собой потерю более 500 рабочих мест.

Важной для региона задачей в данной ситуации является не только привлечение новых инвесторов, но и сохранение старых. Для этого необходимо предпринять меры по снижению административных барьеров. С этой целью следует применить функцию одного окна при взаимодействии с много функциональным центром во время подачи документов на конкурс. При этом вся необходимая информация для инвесторов должна быть размещена на сайте, своевременно обновляться и дополняться. Также необходимо разработать положение по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований региона со всеми объектами их инфраструктуры. Но важнейшей мерой для повышения уровня инвестиционной привлекательности является снижение или устранение коррумпированности чиновников от власти.

Вектор социально-экономического развития региона и страны в целом установлен Президентом Российской Федерации во время заседания с главами всех регионов и кабинетом министров Российской Федерации. Теперь следует не только воспользоваться политическими рекомендациями и указаниями, но и менеджменту региона необходим собственный план действий по повешению темпов экономического роста региона, повышению качества жизни населения, уровня охраны окружающей среды.

Необходимо отметить также и то, что в научном сообществе в настоящее время отсутствует единое мнение в отношении показателей, характеризующих качество инвестиционной среды. Так, например, в работах Я.Корнаи [1] и А.Олейника [3] качество инвестиционной среды, представляет собой уровень доверия к национальной экономике. Другие авторы для выявления количественных зависимостей между качеством инвестиционной среды и экономическим ростом используют статистические данные по индексу экономической свободы.

Таким образом, рост инвестиционной привлекательности и увеличения объемов инвестиций в обновление и модернизацию основных фондов являются основой для соблюдения планируемых темпов роста валового регионального продукта и повышения качества жизни населения и уровня охраны окружающей среды.

 

Литература:

 

1.                  Корнаи Я. Честность и доверие в переходной экономике // Вопросы экономики. — 2003. — № 9. — С.20–29.

2.                  Куклина Е. А. Теоретические и методологические основы управления устойчивым развитием природно-ресурсных регионов России // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2008. Вып. 1(20). С.201–207.

3.                  Олейник А. Н. Конституция российского рынка: согласие на основе пессимизма? // Социологические исследования. — 2003. — № 9. — С.30–41.

4.                  Силова Е. С. Качество институциональной среды и конкурентоспособность // Россия в глобальном пространстве национальная безопасность и конкурентоспособность Материалы XXIV научно-практической конференции /Урал соц –экон. ин-т АТиСО. — Челябинск, 2007. — Ч. 1 -380с. С 186–189.

5.                  Shirley M. M. Institutions and Development // Handbook of New Institutional Economics. — Springer: Netherlands. — 2005. — p. 611–638.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle