Библиографическое описание:

Жебрик Э. Л. Система управления рисками как механизм обеспечения экономической безопасности таможенными органами России [Текст] // Инновационная экономика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4-6.

Данная статья отражает содержание экономической безопасности Российской Федерации с точки зрения деятельности таможенных органов, а также раскрывает систему управления рисками в качестве механизма предотвращения экономических угроз на примере Центрального таможенного управления (ЦТУ).

Ключевые слова:система управления рисками, экономическая безопасность, таможенный контроль, таможенные платежи, таможенные органы, ЦТУ.

 

В новых реалиях, сложившихся за последние полтора года на международной арене и неизбежно повлиявших, в первую очередь, на стабильность экономической сферы жизни российского государства — базис существования и развития любого общества, — сложно переоценить значение экономической безопасности, обеспечиваемой, в том числе, таможенными органами Российской Федерации. В таком контексте экономическая безопасность представляет собой условия, которые создаются государством в целях недопущения нанесения национальному хозяйству, экономике страны непоправимого ущерба через внутренние и внешние угрозы. [1, с. 895]

В условии интеграционных процессов, приведших к росту зависимости экономик государств друг от друга, ограничений, накладываемых международными организациями в целях создания паритета сторон в мировой торговле, а также обострения внешнеполитической ситуации, повлёкшего наложение экономических санкций, одной из главных угроз экономической безопасности России является сформировавшаяся экономическая модель зависимости государственного бюджета от собираемости таможенных платежей. По данным Федерального казначейства, в структуре федерального бюджета Российской Федерации за 2013 год доходы, администрируемые таможенными органами, составили 51,8 %, а в 2014 году — 50,3 %, что, несмотря на снизившийся по вышеописанной причине товарооборот, продолжает составлять свыше половины всех получаемых государством доходов — для сравнения, в США таможенные платежи в доходной статье составляют всего 1,1 %, в Великобритании — 1,5 %, в Германии — 6 %. [2] Профицит же российского бюджета, при его наличии, в последние годы составляет минимальные значения, что обуславливает невозможность допущения снижения собираемости платежей таможенными органами без ущерба, в первую очередь, социально-экономической сфере. Таким образом, качество реализации фискальной функции таможенными органами на сегодняшний день оказывает непосредственное влияние на состояние экономической безопасности России.

Объем поступающих в бюджет таможенных платежей напрямую зависит от избранной государством таможенно-тарифной политики, её направленности, способности быть адаптированной под постоянно изменяющиеся условия внешней среды. Однако каким бы действенным ни был на теории тот или иной таможенно-тарифный механизм, он не будет приносить ожидаемого результата без должной реализации на практике через систему таможенного регулирования соответствующих таможенных мер и инструментов, и в частности, речь идёт об эффективно проводимом таможенном контроле.

Содержание таможенного контроля и его значение в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности определяются в общем смысле через положения Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. В правиле 6.1 Конвенции определено, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю, который, в первую очередь, является действенным средством предотвращения возможного уклонения от уплаты субъектами таможенных правоотношений причитающихся бюджету таможенных платежей. Подавляющее число таможенных правонарушений совершается участниками внешнеэкономической деятельности с целью уплаты меньшего размера таможенных пошлин и налогов для извлечения выгоды, а также возможного повышения конкурентоспособности товаров за счёт меньшей составляющей таможенных платежей в их цене, что в прямой связи приводит к сокращению таможенных поступлений в государственный бюджет. [3, с. 12] И именно мероприятия в рамках таможенного контроля позволяют выявить и пресечь подобные нарушения, которые в случае их множественности и системности, будут представлять непосредственную угрозу экономической безопасности России.

В соответствии с пп. 31 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с применением системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства его государств-членов. [4] В частности, реализуя мероприятия таможенного контроля, применяя способы и средства в установленных законодательством формах таможенного контроля, как уже было отмечено выше, таможенные органы выполняют одну из своих основных функций: выявляют и пресекают правонарушения в таможенной сфере, обеспечивая соблюдение таможенного законодательства.

При этом в качестве одного из механизмов совершенствования таможенного контроля рассматривается собственно система управления рисками — система таможенного администрирования, обеспечивающая эффективность таможенного контроля посредством применения принципа выборочности объектов таможенного контроля, а также применяемых форм и степени проведения таможенного контроля. Управление рисками реализуется на всех этапах таможенного контроля в связи с функциями, возложенными на таможенную службу, позволяя эффективно распределять имеющиеся у неё ресурсы. Концепция управления рисками выражается в оценке вероятностей несоблюдения таможенного законодательства на основе формализации и систематизации имеющихся в распоряжении таможенных органов сведений о признаках нарушения таможенного законодательства. [3, c. 66] С одной стороны, система управления рисками за счёт основополагающего принципа выборочности, обеспечивает ускорение движения товаропотоков через таможенную границу и прохождение участниками внешнеэкономической деятельности таможенных формальностей, содействует внешней торговле, а с другой стороны, как отмечалось, обуславливает повышение эффективности таможенного контроля. Проведение проверочных мероприятий в отношении всех перемещаемых через таможенную границу товаров при объёме ежедневного товарооборота на сегодняшний день, безусловно, не представляется возможным, однако именно посредством системы управления рисками происходит выявление и пресечение правонарушений, имеющих устойчивый характер, способных нанести ощутимый ущерб государственным, в частности, экономическим интересам России.

Все отслеживаемые риски, так или иначе, представляют собой угрозу охраняемым государством общественным отношениям, но на сегодняшний день главным риском в таможенной сфере является так называемый риск фискальный, связанный, в первую очередь, с занижением таможенной стоимости. Данный вопрос не раз поднимался на федеральном уровне: в частности, в апреле текущего года председатель Счётной палаты Российской Федерации Т. А. Голикова отметила, что в условиях наблюдаемого снижения объёмов импортно-экспортных операций, контрольные мероприятия ведомства подтверждают тенденцию занижения таможенной стоимости, в особенности в отношении сельскохозяйственной техники, электронной техники, дорогостоящего технологического оборудования, водных биоресурсов, металлов и их лома. [5] Занижение таможенной стоимости, как показывает практика, в подавляющем числе случаев происходит в отношении товаров, которые облагаются высокой ввозной таможенной пошлиной, так как в случае с экспортом, где закономерно преобладают сырьевые товары, большинство ставок таможенных пошлин являются специфическими, рассчитываемыми от количества.

Показательным в рассматриваемом вопросе является пример применения системы управления рисками Центральным таможенным управлением (ЦТУ), которое является первым по собираемости таможенных платежей среди региональных таможенных управлений в структуре российской таможни. В первую очередь необходимо отметить, что за прошедший год срабатывание профилей рисков в рамках управления произошло в отношении 13,7 % от всех перемещаемых товарных партий (в 2013 году — 12,30 %). В отношении 77,3 % из опознанных системой управления рисками товарных партий осуществлялось таможенное декларирование путём подачи декларации на товары, что составило 32,28 % от всех задекларированных таким образом товарных партий. В результате применения мер по минимизации рисков в 2014 году ЦТУ были довзысканы таможенные платежи на общую сумму около 3,6 млрд. рублей, из которых 83 % были довзысканы в результате корректировки таможенной стоимости. На региональные, зональных и целевые профили рисков пришлось 39 % таких платежей, что, однако, оказалось ниже планируемого изначально значения.

Рис. 1. Довзысканные суммы таможенных платежей по видам профилей риска за 2014 год в ЦТУ (в тыс. руб.)

 

Экономическую отдачу профилей риска в ЦТУ представляется возможным оценить по данным управления в отношении целевых профилей риска — то есть, профилей риска, действующих в отношении конкретного лица или товарной партии (так называемые «капканы»). Если в 2013 году средняя экономическая эффективность одного целевого профиля составляла 167 тыс. руб., то в 2014 году это значение составило уже 177 тыс. руб. Всего в 2014 году ЦТУ было издано около четырёх тысяч целевых профилей рисков, в том числе в отношении товаров, попавших под введённое Россией эмбарго. При этом более 75 % из всех целевых профилей рисков пришлось на налогоемкие товары.

Таблица 1

Товарные группы, по которым в 2014 году ЦТУ были изданы профили рисков

Группа товаров

Региональные ПР

Зональные ПР

Съедобные орехи и фрукты (группа 08 по ТН ВЭД ЕАЭС)

12

23

Реакторы и оборудование (группа 84 по ТН ВЭД ЕАЭС)

9

27

Одежда (группы 61–62 по ТН ВЭД ЕАЭС)

5

23

Изделия из черных металлов (группа 73 по ТН ВЭД ЕАЭС)

2

7

Электрооборудование (группа 85 по ТН ВЭД ЕАЭС)

3

11

Изделия из пластмассы (группа 39 ТН ВЭД ЕАЭС)

7

11

 

Профили риска в ЦТУ издавались и в отношении таможенных операций, и в подтверждение особой роли таможенного контроля с применением системы управления рисками за ввозимыми товарами, необходимо отметить, что большая доля таких профилей рисков (23,8 % региональных, 37,5 % зональных и 32,9 % целевых) была издана именно в отношении технологических операций по прибытию товаров на таможенную территорию Таможенного союза. [6] Данное обстоятельство ещё раз указывает на то, что обеспечение полноты собираемости таможенных платежей по направлению импорта сегодня является одним из приоритетных направлений работы таможни, в особенности с точки зрения вопроса экономической безопасности.

Таким образом, принимая во внимание сложившую экономическую обстановку и стоящие в связи с этим перед таможенной службой России цели и задачи, систему управления рисками следует рассматривать не просто как одну из составляющих института таможенного контроля. Сегодня система управления рисками представляет собой стремительно развивающийся механизм обеспечения таможенными органами экономической безопасности России, а именно с точки зрения необходимости акцента на повышение качества исполнения ими фискальной функции при сохранении необременительности таможенных формальностей в условиях снижения товарооборота и, соответственно, падения объёмов таможенных поступлений в государственный бюджет.

 

Литература:

 

1.      Борисов А. Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003.

2.      Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.roskazna.ru/

3.      Сенотрусова С. В. Таможенный контроль: учебное пособие. — М.: Магистр, 2013.

4.      Таможенный кодекс Таможенного Союза. — М.: АБАК, 2012.

5.      Фурсова И. А. Телефон за три копейки // Российская Бизнес-газета. — № 994 (15).

6.      Справка «Об итогах работы таможенных органов Центрального таможенного управления в 2014 году и основных задачах на 2015 год». — Режим доступа: локальный.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle