Библиографическое описание:

Секриер В. М., Назарова О. В. Домашние хозяйства как хозяйствующие субъекты финансовой системы страны [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 103-109.

В макроэкономическом анализе под домашним хозяйством понимают группу лиц или отдельное лицо, совместно принимающих экономические решения и ведущих совместный бюджет.

В системе финансово- хозяйственных отношений домохозяйства выполняют такие роли, как:

- покупатели товаров и услуг на рынке;
- работники, предоставляющие свой умственный и физический потенциал предприятиям, производящим различные товары и предлагающим услуги;
- инвесторы, вкладывающие свои сбережения в различные виды активов.

Ведение домашнего хозяйства в условиях рыночной экономики не представляется возможным без использования денежных средств и формирования специализированных фондов для различных целей домашних хозяйств, поскольку они являются одним из главных участников распределительных отношений, то есть финансовые отношения, возникающие при этом, являются полными и всесторонними. Но стоит отметить, то необходимо четко разделять денежные отношения и финансовые, поскольку домохозяйства участвуют и в тех и в других. При этом финансовыми считают отношения, возникающие между домохозяйствами и другими участниками экономической деятельности по поводу формирования и распределения фондов денежных средств для конкретных целей.

Домохозяйства, как отмечалось ранее, является одним из основных участников финансовой системы и в совокупности с предприятиями перераспределяет финансовые потоки между остальными участниками. Таким образом, финансовые отношения возникают как между различными домашними хозяйствами, на внутреннем уровне, так и между домохозяйствами и прочими участниками финансовой системы, в ходе формирования этих самых фондов.

Стоит отметить, что внутри домашних хозяйств основные финансовые отношения возникают в основном при формировании семейного бюджета каждого отдельного домохозяйства, направленного на удовлетворение основных потребностей участников домохозяйства. Кроме того, существуют определенные сберегательные стратегии, связанные с инвестированием оставшихся после потребления денежных ресурсов.

Роль домашних хозяйств в финансовой системе страны зачастую остается недооцененной. А между тем, домохозяйства являются главными участниками распределительной функции финансов на последнем этапе, поскольку именно через домохозяйства происходит перераспределение финансовых потоков от предприятий, государства и сектора страхования

Кроме того, стоит отметить, что поскольку к участникам домохозяйств относятся и несовершеннолетние дети, а также не работающие по разным причинам участники, внутри домашнего хозяйства часть доходов приходится и на их долю в рамках распределительной функции.

Выполняя распределительную функцию, финансы домашних хозяйств обеспечивают непрерывность процесса воспроизводства рабочей силы как одного из производственных факторов материальными ресурсами. Реализуя данную функцию домашние хозяйства получают денежное вознаграждение, которое позволяет приобретать различные ресурсы, которые позволяют обеспечить каждого участника домохозяйства всем необходимым для жизни.

Объектом действия распределительной функции является располагаемый доход домашнего хозяйства — часть совокупного дохода, которая осталась в распоряжении домашнего хозяйства после выплаты налогов и других обязательных платежей.

Еще одна важная функция, которая реализуется домашним хозяйством в системе финансов- это контрольная функция. Поскольку домашнее хозяйство — это самостоятельный хозяйствующий субъект, то финансирование своей жизнедеятельности оно обеспечивает за счет получаемых доходов и поступлений. Поскольку домохозяйства, как все хозяйствующие субъекты, осуществляет свою деятельность в условиях рынка, то необходимо четко представлять, какие факторы могут оказать влияние на формирование доходов и поступлений для домохозяйств. А для этого необходимо осуществлять контроль за источниками доходов и поступлений, изыскивать возможности для их увеличения и рационального распределения.

Экономика домашнего хозяйства опирается на достаточно сложный и противоречивый комплекс отношений между его участниками. Эти отношения определены различиями в возрасте, чертах характера, привычках людей, неодинаковым уровнем их потребностей и доходов. Вместе с тем нормальное развитие домашнего хозяйства возможно лишь в том случае, если его участники находят взаимопонимание при принятии экономических решений. Согласование социально- экономических интересов разных участников домашнего хозяйства обеспечивается регулированием этих интересов, под которым подразумевается возможное изменение части располагаемого дохода, приходящегося на одного члена домашнего хозяйства. Следовательно, финансы домашнего хозяйства выполняют еще одну важную функцию - регулирующую, которая поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства как единого целого. Достигается это путем перераспределения финансовых ресурсов. Здесь присутствует один важный момент, который сводится к следующему: участники домашнего хозяйства осуществляют перераспределение своих доходов самостоятельно, без вмешательства государства.

Таким образом, финансы домохозяйств являются одним из важных элементов финансовой системы страны. Каждый из присутствующих элементов определенным образом влияет на процесс общественного воспроизводства и формирование ВВП.

Следовательно, особенности взаимодействия этих элементов сводится к следующему. Финансы организаций составляют основу финансовой системы страны, поскольку именно в этом секторе создается внутренний валовой продукт, который распределяется между всеми участниками финансовой системы. Через финансы государства происходит перераспределение денежных ресурсов между основными участниками финансовой системы, то есть предприятиями, домохозяйствами и страховым сектором.

Особенность финансов домашних хозяйств связана с тем, что эта сфера финансовых отношений, как отмечалось ранее, меньше всего регулируется государством.

Все элементы финансовой системы в той или иной мере контролируются государством. Наиболее жесткий контроль происходит на уровне государственных финансов- структура государственного бюджета является объектом строгого контроля государства. Процесс формирования денежных фондов предприятия также в некоторой степени определяется государством (требования к минимальному размеру уставного капитала, система налогообложения, регламентация порядка расчета амортизационных отчислений и некоторых других элементов себестоимости и проч.).

В то время, как домохозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования собственных денежных фондов, их структуре и целевом назначении, особенности их расходования.

Вместе с тем, государство может влиять через налоговую политику на величину реальных доходов домохозяйства, которые остаются в их распоряжении. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Но, одновременно, финансовые ресурсы, поступающее от сбора налогов, направляются через госбюджет в непроизводственную сферу, в том числе: здравоохранения, образования, культуры и так далее, а также на выплату различных социальных трансфертов тем же домохозяйствам. То есть, общее благосостояние домашних хозяйств в результате этого также увеличивается.

Еще одна функция финансов домашних хозяйств, которая является очень важной для экономики страны – это инвестиционно-сберегательная. Суть данной функции сводится к тому, что домохозяйства часть своих денежных доходов, которые остаются после потребления могут откладывать в сберегательных или инвестиционных целях. Зачастую эти цели объединяются, поскольку домохозяйства, как рациональный хозяйствующий субъект, желают получать экономическую отдачу от инвестиционно-сберегательной деятельности. Поэтому данные средства могут инвестироваться в различные виды как реальных, так и финансовых активов с целью получения дополнительной прибыли. Соотношение доли потребления и сбережения домохозяйств отражается в системе национальных счетов (СНС), принятой в России с 1991 года.

Стоит отметить, что данное соотношение не является однозначным, поскольку сокращение доли потребления становится фактором, способствующим оттоку инвестиций в экономике. На это обращал внимание еще Дж.Кейнс, который выработал концепцию эффективного спроса, складывающегося из потребительского и инвестиционного компонентов. Сокращение потребительских расходов, какими бы факторами оно ни вызывалось, естественным образом сдерживает и развитие производства.

Так, например, в России из-за низкого уровня заработной платы предприятия не могут наращивать производство и товарооборот. По данным Всемирного банка, в 2010 г. среднестатистический россиянин по сравнению с жителями других стран тратил гораздо больше времени, чтобы заработать средства на те или иные товары. Затраты рабочего времени среднестатистического российского работника, эквивалентные стоимости 26 видов товаров и услуг, превышали более чем в 13 раз затраты австрийца и примерно в 3 раза затраты словака, чеха и румына [2].

Как любой хозяйствующий субъект, домашние хозяйства для обеспечения своего функционирования, а также повышения уровня жизни своих участников принимают многочисленные решения, относящиеся к разным сторонам жизнедеятельности. Но при этом, данный процесс минимально формализован для участников домохозяйств, и не сопровождается всеми промежуточными этапами и бюрократией, присутствующей при принятии таких решений на предприятиях. Скорее между участниками домохозяйства формируется система неформальных связей, в которой каждый играет определенную ему роль. В домашних хозяйствах, как правило, не составляют баланс активов и пассивов, отчет денежных доходов и расходов, что также свидетельствует о неформальном характере принимаемых решений.

Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики принимает следующие типы решений:

- о том, как построить структуру своих будущих активов с учетом уже имеющихся у него, т.е. нужно ли приобретать новую недвижимость (например, жилье, земельные участки), движимые средства (например, автомобили, обстановку в квартире и т.п.) или финансовые активы.;

- о том, каким образом сформировать фонд рабочего времени участников домохозяйств (определение работающих членов домашнего хозяйства, места их работы, времени и т.д.).

Решения о структуре активов можно считать инвестиционным, соответственно, если домохозяйство получает от этих активов доход, то это инвестиционный доход. При этом необходимо потратить определенное количество финансовых средств, которые домохозяйство может получить используя свой фонд рабочего времени и получая за это денежное вознаграждение.

К финансовым ресурсам домашних хозяйств относят:

- денежные средства, предназначенные для текущих расходов — расходов на приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода времени (обувь, одежда и т.п.), плата за периодически потребляемые услуги и др.;

- денежные средства, предназначенные для капитальных расходов – приобретения непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных промежутков времени (мебель, жилье, транспортные средства и т.д.), оплаты услуг, достаточно редко потребляемых участниками домашнего хозяйства (образование, медицинская операция, туристические путевки); денежные сбережения; денежные средства, вложенные в движимое и недвижимое имущество.

Стоит отметить, что контроль над финансами домашних хозяйств является очень важным элементов при осуществлении управления финансами. И связано это со следующими факторами:

- домохозяйства один из важнейших элементов финансовой системы;
- благосостояние каждого отдельного домохозяйства определяет благополучие и процветание всей страны в целом;
- домохозяйства присутствуют на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, реализуемых различными предприятиями;
- домохозяйства являются поставщиками рабочей силы для предприятий;
- сбережения домашних хозяйств является источником инвестиций в различные виды активов.

Исходя из всего вышесказанного, осуществлять финансовый контроль над деятельностью домашних хозяйств становится также важно, как и контроль над финансами государства и предприятий, поскольку все эти элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.

Стоит отметить, что спектр финансовых отношений у домохозяйств достаточно широк и включает в себя следующие направления:

- финансовые отношения с другими домашними хозяйствами по поводу объединения личных финансов в совместные фонды для достижения какой-то совместной цели;
- финансовые отношения с другими домохозяйствами по поводу сужения временно свободных средств одним хозяйством другому, либо безвозмездно, либо на условиях платности, возвратности, срочности;
- финансовые отношения с различными предприятиями, осуществляющими свою деятельность в сфере производства товаров и предоставления услуг, по поводу приобретения этих самых товаров и услуг;
- финансовые отношения с различными предприятиями, на которых домашние хозяйства выступают в качестве наемных работников, а, следовательно, участвуют в распределении первичных доходов и части произведенного валового продукта;
- финансовые отношения с коммерческими банками по поводу размещения временно свободных денежных средств домашних хозяйств на банковских счетах;
- финансовые отношения с коммерческими банками по поводу предоставления ссуд домашним хозяйствам на условиях возвратности, срочности и платности;
- финансовые отношения со страховыми организациями по поводу формирования различного рода страховых фондов для снижения различных рисков домашних хозяйств;
- финансовые отношения со страховыми организациями по поводу использования различных страховых фондов при наступлении соответствующих страховых ситуаций;
- финансовые отношения с государством по поводу формирования бюджетных и внебюджетных фондов;
- финансовые отношения с государством по поводу использования бюджетных и внебюджетных фондов;
- финансовые отношения с негосударственными пенсионными фондами по поводу формирования фонда пенсионных сбережений;
- финансовые отношения с негосударственными пенсионными фондами по поводу использования накопленных пенсионных фондов;
- финансовые отношения с различными коллективными инвесторами по поводу формирования общих фондов денежных средств для дальнейшего инвестирования с целью получения прибыли;
- прочие финансовые отношения.
Стоит отметить, что финансы домашних хозяйств в полной мере обладают всеми основными функциями финансов:
  1. Распределительная функция реализуется через распределение вторичных доходов внутри самого домашнего хозяйства для обеспечения нормальных условий жизни для всех членов домашних хозяйств.

  2. Контролирующая функция выражается в том, что домашнее хозяйство является полноправным членом финансовой системы и хозяйствующим субъектом, который имеет свои цели и направляет свои ресурсы на достижение этих целей. А, следовательно, необходимо контролировать каким образом формируются и используются денежные фонды внутри домашних хозяйств.

  3. Регулирующая функция выражается в том, что для достижения стоящих перед домашним хозяйством целей необходимо принимать совместные экономические решения внутри отдельных домохозяйств.

Таким образом, говоря о возможном финансовом контроле над финансовыми отношениями домохозяйств можно выделить два основных вида контроля в зависимости от субъекта, осуществляющего контроль:

  1. Финансовый контроль государства.
  2. Внутренний контроль или самоуправление.

Финансовый контроль государства над домашними хозяйствами носит специфический характер, поскольку государство не имеет прямых инструментов контроля над личными финансами домохозяйств.

Но между тем, государственный финансовый контроль домашних хозяйств необходимо осуществлять регулярно и находить инструменты для прямого контроля над распределением финансов домашних хозяйств.

Особенности финансовых отношений между государством и домашними хозяйствами представлены на рисунке 1.













Рисунок 1-Взаимоотношения государства и домашних хозяйств

Из данного рисунка можно сделать вывод, что государство имеет только косвенные инструменты для контроля финансовых отношений домашних хозяйств. К таким инструментам можно отнести:
- налоговую систему страны;
- асимметрия финансовой информации;
- социальная политика государства;
- система национальных счетов.

Налоговая система страны помогает не только косвенно влиять на распределение финансов домашних хозяйств через налоговую ставку, о также контролировать это распределение через налоговые органы.

Налоговая система- это достаточно чувствительный инструмент для государственного контроля финансовых отношений домашних хозяйств. Увеличение налоговых ставок сокращает доход, остающийся в распоряжении домашних хозяйств для дальнейшего перераспределения. При этом, отрицательно влияет, как увеличение ставок налога на доходы домашних хозяйств, так и повышение ставок налога, касающиеся различных предприятий, поскольку большая часть участников домохозяйств является наемными работниками различных предприятий. Так, увеличение ставки налога на прибыль, приведет к тому, что предприятие будет вынуждено искать статьи сокращения своих расходов, и в первую очередь, это коснется выплат работникам. Таким образом, с помощью ставок по налогам, государство может косвенно контролировать формирование доходов домашних хозяйств, но только в том случае, если доходы домашнего хозяйства являются официальными.

Асимметрия финансовой информации предполагает, что участники финансовых отношений, в том числе, домашние хозяйства, получают информацию не в равных объемах, и поэтому не могут составить полного и адекватного вывода о той или иной ситуации. Так, домашние хозяйства, зная особенности налоговой системы Российской Федерации, могут получить некоторые льготы или социальные дотации от государства, которые помогу увеличить доходы домашних хозяйств. Проблема асимметрии информации является одной из самых главных проблем в современной экономике, и одной из самых трудно решаемых, поскольку это требует прозрачности в экономике на всех этапах.

Социальная политика государства напрямую связана с налоговой системой, поскольку за счет налогов формируются бюджетные и внебюджетные фонды в России. Повышение налогов приводит к сокращению доходов домашних хозяйств, но одновременно увеличивается социальных выплат, которые производятся домашним хозяйствам, и которые способствуют увеличению дохода домашних хозяйств за счет социальных трансфертов.

Еще один инструмент финансового контроля государства домашних хозяйств- это система национальных счетов. Система национальных счетов- это система взаимосвязанных статистических показателей, представленных в виде таблиц. В России данная система стала использоваться только с 1991 года и в ней отражаются основные показатели макроэкономической деятельности, связанные с ВВП. Домашние хозяйства также представлены в этих таблицах, поскольку они являются одним из главных участников перераспределительной системы. Показатели по деятельности домашних хозяйств предоставляются Госкомстатом России на основании проведенных исследований ежегодно (таблица 1) [1].

Таблица 1

Структура показателей системы национальных счетов

Показатели

2011 г.

2010

Изменения

млрд.руб.

Уд.вес,%

млрд.руб.

Уд.вес,%

ВВП, в том числе:

54 369,1

100

45 166,0

100

+9203,1

1.Расходы на конечное потребление:

37 035,8

66,5

32 070,9

69,5


4 964,9

- домашних хозяйств

27 221,1

48,9

23 475,9

50,8

3 745,2

- государственного управление

9 570,0

17,2

8 369,0

18,2


1 201

-некоммерческих организаций,обслуживающих домашние хозяйства

244,7

0,4

226,0

0,5



18,7

2.Валовое накопление

13 848,6

25,0

10 293,7

22,4

3 554,9

- валовое накопление основного капитала

11 398,0

20,6

9 829,2

21,4


1 568,8

-изменение запасов материальных оборотных средств

2 450,6

4,4

464,5

1,0



1 986,1

3.Чистый экспорт

4 737,1

8,5

3 716,1

8,1

1 021

4.Статистическое расхождение

-1 252,4


-914,7

-


-


Как видно из данной таблицы, расходы на потребление домашних хозяйств занимают почти 50% от ВВП. В динамике за период 2010-2011 годы можно отметить снижение доли потребления домашних хозяйств до 48,9%. Такое снижение потребления, по мнению Кейнса, может свидетельствовать о снижении экономической активности населения, независимо от того, какими факторами это было вызвано.

Напротив, доля валового накопления незначительно увеличилась за исследуемый период. Таким образом, рост чистого экспорта и рост валового накопления, можно считать благоприятными факторами, и предположить, что косвенный финансовый контроль со стороны государства повлиял на формирование доходов домашних хозяйств в исследуемом периоде.

Несмотря на это, можно отметить, что в целом, данные показатели отражают только общие тенденции финансового контроля над финансами домашних хозяйств.

Поэтому в финансовом контроле домашних хозяйств важную роль играет не внешний контроль, а внутренний, поскольку основные финансовые отношения происходят внутри домашних хозяйств и требуют самостоятельного контроля со стороны домохозяйств, как субъектов экономического процесса.

Стоит отметить, что внутренний финансовый контроль домашних хозяйств предполагает, что члены данных хозяйств самостоятельно ведут свои финансовые отношения и осуществляют управление своими финансами.

Сложность на данный момент состоит в том, что в российские домашние хозяйства в редких случаях ведут контроль над своими финансовыми отношениями, и тем более, немногие занимаются процессом управления в полной мере.

Тем не менее, в последнее время стала формироваться культура внутреннего финансового контроля среди домохозяйств в России на основе личного финансового плана.

Личный финансовый план является одним из главных инструментов внутреннего финансового контроля домашних хозяйств, и представляет собой систему показателей формирования финансовых потоков внутри отдельного домохозяйства на основе совокупного дохода всех его участников.

Личный финансовый план (ЛФП) домохозяйства включает в себя те же финансовые потоки, что и предприятие:

- операционная деятельность;

- инвестиционная деятельность;

- финансовая деятельность.

В отношении домашних хозяйств они приобретают новую направленность и содержание, но суть их остается той же, что на предприятиях.

Так, личный финансовый план по своей сути универсальный инструмент для внутреннего финансового контроля, который домашние хозяйства могут осуществлять самостоятельно, не используя спе6циальные навыки и дорогостоящее программное обеспечение. Четко поставленные финансовые цели помогут спланировать последовательность финансовых отношений домашних хозяйств с другими участниками финансовой системы страны. Расчетные показатели могут служить ориентиром для проведения дальнейшего финансового контроля самими домохозяйством. При необходимости план можно скорректировать в соответствии с ситуацией на реальном рынке.

Таким образом, личный финансовый план подразделяется на :

- предварительный контроль предполагает анализ существующего финансового положения домашних хозяйств и разработку долгосрочного плана для отдельно взятого домашнего хозяйства на основе имеющихся активов и пассивов участников домашних хозяйств;

- текущий контроль предполагает ежемесячное сравнение составленного плана с реально осуществляемыми мероприятиями домашними хозяйствами и при необходимости корректировка имеющегося плана.

- последующий финансовый контроль предполагает контроль достижения поставленных целей в заданный временной промежуток и определение эффективности используемых стратегий и инструментов, постановка новых целей.

Как следует из всего вышесказанного, особенность финансового контроля для домашних хозяйств заключается в том, что у домашних хозяйств нет обязательного внешнего контроля со стороны сторонних организаций, это приводит к тому, что добровольно и самостоятельно внутренний финансовый контроль ведется крайне нерегулярно и в незначительных объемах. Складывается ситуация, когда домашние хозяйства не рассматриваются как хозяйствующий субъект, что вносит определенную необязательность и несерьезность финансового контроля со стороны самих домохозяйств. Учитывая то, что домашние хозяйства являются одним из основных участников перераспределительной системы финансов, отсутствие адекватной системы внешнего и внутреннего контроля ведет к снижению экономической эффективности взаимодействия всех элементов финансовой системы России.

Основными причинами этого можно считать следующие:

- низкий уровень финансовой культуры домашних хозяйств в России;

- отсутствие информации о возможности управления личными финансами домохозяйств;

- низкий уровень реальных доходов домашних хозяйств в России;

- отсутствие системы экономических показателей, которые бы характеризовали экономическую эффективность финансовых отношений домашних хозяйств.

Таким образом, если говорить о домашних хозяйствах, как хозяйствующем субъекте финансовой системы, то можно предложить им использовать в своей деятельности ряд положений и инструментов, используемых на предприятиях:

- отчет о активах и пассивах домашних хозяйств в упрощенной форме- позволяют сделать вывод о имеющихся исходных ресурсах домашних хозяйств;

- отчет о прибылях и убытках с постатейным разнесением в течение определенного временного промежутка- позволяет осуществлять финансовый контроль над доходами домашних хозяйств.

- отчет о движении денежных средств- представляет информацию о движении различных финансовых поток домашних хозяйств

Данная схема в упрощенном виде используется некоторыми домашними хозяйствами в своей повседневной деятельности с целью проведения внутреннего финансового контроля. Наряду с финансовым контролем на предприятиях контроль домашних хозяйств позволил бы регулировать финансовые отношения на микроуровне, что могло облегчить управление финансовое управление и на уровне централизованных финансов.

Можно предположить, что организация системы последовательного финансового контроля на уровне предприятий и домашних хозяйств, помогла бы повысить экономическую эффективность взаимодействия всех участников финансовой системы в России, и вывести экономику страны на новый уровень за счет повышения прозрачности всей финансовой системы.


Литература:
1. Российский статистический ежегодник 2011-[Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d3/11-18.htm
2. Доклад об экономике России №27-[Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/rer-27-march2012-rus.pdf

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle