Государственно-частное партнерство в инновационном развитии малого и среднего бизнеса в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Куликова, Е. А. Государственно-частное партнерство в инновационном развитии малого и среднего бизнеса в России / Е. А. Куликова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/15/2186/ (дата обращения: 20.04.2024).

Дан краткий анализ современного состояние инновационного развития бизнеса России.

Ключевые слова: инновация, модернизация, конкурентоспособность, наукоемкое, малый и средний бизнес, софинансирование, государственно-частное партнерство, приоритетный, экономика, развитие.

"Государственно-частное партнерство является важным направлением развития инновационной экономики. Его механизмы особенно актуальны в условиях финансово- экономического кризиса, поскольку если частные капиталовложения сокращаются, то государственный сектор может выступить в качестве стабилизирующего фактора" [1]

Данная статья направлена на выявление взаимосвязи между внедрением инноваций через государственно- частное партнерство в производственные процессы и экономической эффективностью предприятий, их рентабельностью.

Впервые наиболее полное описание инновационных процессов ввел в экономическую науку австрийский экономист Йозеф Шумпетер (1883-1950) в работе «Теория экономического развития» (1911). «Й. Шумпетер трактует нововведение как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития». [2]

«Профессор О.А. Масленникова под инновацией понимает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.»[3]

«О.А. Масленникова и др. предложили инновации разделить на два основных класса: технические и организационные. Под техническими инновациями подразумеваются новая продукция, новая технология или новая услуга. Технические инновации можно также классифицировать по их наукоемкости или по сумме капитальных затрат и срокам их окупаемости. К организационным инновациям относятся новые методы и формы организации различных видов деятельности предприятия». [4]

«Инновациями являются, по мнению С.Д. Ильенковой, любые технические и управленческие изменения, отличные от существующих в практике. Они могут быть известны и использоваться другими предприятиями, но для тех предприятий, где они еще не освоены, их внедрение является новым. Инновация находится, с одной стороны, в противоречии с консервативным, направленным на сохранение существующего положения, с другой стороны, нацелена в пределах стратегии изменений на значительное повышение технико-экономической деятельности предприятий».[5]

Если говорить об анализе инновационного направления в современном бизнесе, то данный анализ ежегодно проводится Центром конъюнктуры рынка при Правительстве РФ, Ассоциацией менеджеров и другими организациями.

По данным ежегодного исследования инновационного развития малого и среднего бизнеса получены следующие данные:

  1. Российский малый и средний бизнес на сегодняшний день осознает необходимость инновационного развития, но итогом внедрения инноваций является для большинства представителей частного бизнеса тактика, а не стратегия развития предприятий;

  2. Мотивацией для внедрения инноваций является не курс на модернизацию производства с последующим выходом на новые рынки, а конкурентоспособность на уже существующем рынке;

  3. Снижение общих издержек производства;

  4. Основным источником финансирования инновационной деятельности малых и средних предприятий является собственное финансирование. Доля государственного финансирования или софинансирования инноваций оценивается не более ,чем 2% от общих расходов частных компаний, тогда как сами компании тратят от 5-10% собственных расходов; Только одна треть от всех опрошенных компаний на российском рынке направляет на инвестиционную деятельность от 10 до 25% собственных средств.

  5. Наибольшая доля затрат связанных с инновационной деятельностью связана с приобретением нового оборудования, технических средств производства. Объем средств направляемых компаниями на вышеперечисленные нужды доходит до 50% затрат компаний на инновационную деятельность.

  6. Непосредственно на исследования, разработку новых методов, маркетинговых исследований, поиска новых инновационных технологий тратят от 7 до 10% средств

  7. По данным опроса руководителей частных компаний получены следующие объяснения причин низкой активности внедрения инноваций в производственный процесс:

- недостаток собственных средств (81% от всех опрошенных)

- высокая конкуренция (46% от всех опрошенных)

- высокая изношенность основных фондов производства (45% от всех опрошенных)

- высокий уровень налогообложения(42% от всех опрошенных)

- недостаточный уровень информированности о рынке инноваций. Низкий уровень доказательности результатов инновационных предложений (35% от всех опрошенных).

В результате на Российском рынке инновационным потенциалом обладают лишь отрасли которые в той или иной мере находятся в поле пристального внимания со стороны государства: авиакосмическая отрасль, программное обеспечение, телекоммуникации, машиностроение, биотехнологии и медицина, производство потребительских товаров.

При этом пропорциональное деление инновационных компаний в той или иной отрасли неравнозначно.

Достаточно привести для сравнения следующие данные:

- 70% отечественных инновационных компаний работают в сфере телекоммуникаций и программирования

- 20% в авиакосмической промышленности

- 10% инновационных компаний заняты разработками во всех других отраслях.

Наибольшее количество инновационных разработок в России происходит за счет поддержки государственных структур, которые в свою очередь поддерживают инновационный продукт на стадии его создания, но не занимаются его внедрением.

На сегодняшний день эта проблема является наиболее уязвимым моментом инновационного развития бизнеса в целом, а особенно для малого и среднего бизнеса.

В отечественной экономике последнего десятилетия более активными по внедрению инноваций являются предприятия смешанного типа – государственно- частное партнерство.

Мировая практика давно доказала то, что государственно – частное партнерство – это форма соединения интересов государства и частного бизнеса в наиболее значимых для общества отраслях. Это позволяет объединить ресурсы, разделить прибыли и риски, дает возможность быстрейшего внедрения передовых инновационных технологий в производство.

Перечисленные выше преимущества ГЧП позволяют сделать предприятия в форме государственно- частного партнерства наиболее конкурентоспособными и наиболее эффективно использовать бюджетные средства, вкладывая их в "умную" экономику.

Еще одна из важнейших особенностей развития ГЧП является формирование отраслевых кластеров.

Государственная поддержка направлена на развитие НИС в Вузах и НИИ. Государство заинтересовано в новых направлениях развития науки, особенно в приоритетных для государства и общества сферах экономики. Это позволяет в значительной мере стимулировать развитие отечественной науки, инновационных разработок, привлечения молодежи к инновационной деятельности, созданию инновационных ресурсных центров, малых инновационных предприятий. Все эти направления развития инновационной деятельности дают возможности малому и среднему бизнесу получить доступ к инновационному продукту, новым технологиям, развитию бизнеса в различных отраслях.

Создание государственных фондов поддержки фундаментальных исследований, научно – исследовательских работ, внесение инвестиционных ресурсов в обмен на долю уставного капитала образующихся компаний, создание ГЧП в приоритетных для общества и стратегических социально – значимых сферах – все это будет способствовать созданию эффективной инновационной системы и построению конкурентоспособной экономики России.

"Исследование возможностей использования государственно–частного партнерства для формирования национальной инновационной системы (НИС) особенно актуально в связи с тем, что обеспечение инновационного развития Российской Федерации является важнейшим направлением конкурентоспособности страны."[6]

В современной ситуации экономическое развитие России должно идти в инновационном направлении. Роль государства – в поддержке инновационной сферы развития бизнеса, как развития экономической системы страны в целом.


Литература:

  1. Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ.

  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

  3. Бородин К.Г. Концепции и изменение конкурентоспособности в рыночной экономике. – М.: Диалог, 2004.

  4. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски /Варнавский.-М.: Наука, 2005.

  5. Государство и бизнес: институциональные аспекты. –М., 2006

  6. Гудков И. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий (по результатам массового опроса их руководителей) // Вопросы экономики. – 2005. №2. – с. 40-53.

  7. Дерябина М. Государственно–частное партнерство: теория и практика/М.Дерябина//Вопросы экономики.-2008.-№8

  8. Иванова В.Н., Иванов В.С. Государственно-частное партнерство в инновационном развитии региона и предприятий/. -М.: Финансы и статистика, 2010.-160с.

  9. Курс экономической теории: учебник – 5-е дополненное и переработанное издание / под ред. проф. Чепурина М.Н. – Киров: «АСА», 2002 г. – 832 с.

  10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т. 2. – Таллинн: АО «Реферто», 1993. – 400 с.

  11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер.с англ. – М.: Издательство «Дело», 1997.

  12. Млоток Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке. http://www.marketing.spb.ru/read/m3/index.htm

  13. Мясоедова Т.Г. Человеческий капитал и конкурентоспособность предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. №3. – с. 29-38.

  14. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 454 с.

  15. Avila H.A. Evaluating the Competitive Position of an Industrial Firm. – April 1997. http://www.gwu.edu/~ibi/minerva/Spring1997/Henrique.de.Azevedo.Avila/Henrique.de.Azevedo.Avila.html

  16. Ekelund R.B. Jr., Hebert R.F. A History of Economic Theory and Method. Second edition. McGraw-Hill, Inc. 1983.

  17. Kumar К., Chadee D. International Competitiveness of Asian Firms: An Analytical Framework – ERD WORKING PAPER SERIES NO. 4. February 2002. – p. 39. http://www.adb.org/Documents/ERD/Working_Papers/wp004.pdf

Основные термины (генерируются автоматически): частное партнерство, инновационная деятельность, внедрение инноваций, инновация, Государственно-частное партнерство, инновационное направление, инновационное развитие, инновационный продукт, Российский рынок, экономическое развитие.

Похожие статьи

Государственно-частное партнерство в инновационной сфере

Ключевые слова:государственно-частное партнерство, ГЧП, инновации, инновационная сфера, институты РФ, Сколково, РВК.

Необходимость инновационного развития российской экономики

инновационная деятельность, Россия, инновационная активность, инновационная экономика, инновация, инновационная модель, российская экономика

инновационный потенциал, Государственно-частное партнерство, инновационная деятельность...

Инновационное развитие экономики России | Статья в сборнике...

Ключевые слова: инновация, инновационная экономика, социально-экономическое развитие, модернизация экономики, стратегия инновационного развития. Одной из основных проблем...

Анализ мирового опыта поддержки инновационной деятельности

инновационная деятельность, Россия, инновационная активность, инновационная экономика, инновация, инновационная модель, российская экономика, экономический рост, сфера науки, Российская Федерация. Развитие теории инновационных процессов | Статья в...

Перспективы инновационного развития предприятий

инновационная деятельность, инновационная деятельность организации, инновационный процесс, выпускаемая продукция

инновация, инновационный процесс, инновационное развитие предприятия, управление инновационным процессом, инновационная активность.

Инновационное развитие российской экономики

Инновация (нововведение, инновационный продукт) - результат инновационной

инновационная деятельность, модель, инновационная экономика, инновационное

Россия, инновационная экономика, инновационное развитие, инновация, основной вид инноваций...

Курс России на инновационное развитие экономики

...Россия, инновационная деятельность, инновационная активность, российская экономика, государственная инновационная политика, инновационное развитие, Российская Федерация, область развития науки, инновация, компания.

Основные понятия и определения инноваций и инновационных...

Ключевые слова: теория инновационного развития, инновация, инновационные процессы.

Инновационное развитие российской экономики.

Государственная поддержка инновационной деятельности

инновационная деятельность, государственная поддержка, инновационная продукция, отношение, субъект, интеллектуальная собственность, инновационное развитие, проект, Гражданский кодекс РФ...

Похожие статьи

Государственно-частное партнерство в инновационной сфере

Ключевые слова:государственно-частное партнерство, ГЧП, инновации, инновационная сфера, институты РФ, Сколково, РВК.

Необходимость инновационного развития российской экономики

инновационная деятельность, Россия, инновационная активность, инновационная экономика, инновация, инновационная модель, российская экономика

инновационный потенциал, Государственно-частное партнерство, инновационная деятельность...

Инновационное развитие экономики России | Статья в сборнике...

Ключевые слова: инновация, инновационная экономика, социально-экономическое развитие, модернизация экономики, стратегия инновационного развития. Одной из основных проблем...

Анализ мирового опыта поддержки инновационной деятельности

инновационная деятельность, Россия, инновационная активность, инновационная экономика, инновация, инновационная модель, российская экономика, экономический рост, сфера науки, Российская Федерация. Развитие теории инновационных процессов | Статья в...

Перспективы инновационного развития предприятий

инновационная деятельность, инновационная деятельность организации, инновационный процесс, выпускаемая продукция

инновация, инновационный процесс, инновационное развитие предприятия, управление инновационным процессом, инновационная активность.

Инновационное развитие российской экономики

Инновация (нововведение, инновационный продукт) - результат инновационной

инновационная деятельность, модель, инновационная экономика, инновационное

Россия, инновационная экономика, инновационное развитие, инновация, основной вид инноваций...

Курс России на инновационное развитие экономики

...Россия, инновационная деятельность, инновационная активность, российская экономика, государственная инновационная политика, инновационное развитие, Российская Федерация, область развития науки, инновация, компания.

Основные понятия и определения инноваций и инновационных...

Ключевые слова: теория инновационного развития, инновация, инновационные процессы.

Инновационное развитие российской экономики.

Государственная поддержка инновационной деятельности

инновационная деятельность, государственная поддержка, инновационная продукция, отношение, субъект, интеллектуальная собственность, инновационное развитие, проект, Гражданский кодекс РФ...