Библиографическое описание:

Сарилова О. А. Влияние нематериальных активов на эффективность деятельности предприятия на рынке [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 187-189.

Деятель­ность предприятия как субъекта рыночных отношений проте­кает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводи­телями. Именно конкурентная рыночная среда создает наибо­лее благоприятные условия экономического развития как от­дельного предприятия, так и общества в целом, является дви­жущей силой социального и экономического прогресса. Деятельность предприятия, успешно функционирующего на рынке, считается эффективной. В смысловом отношении эффективность связывается, во-первых, с результативностью работы или действия, а во-вторых, с экономичностью, то есть минимальным объемом затрат для выполнения данной работы или действия. Поэтому под эффективностью понимается уровень (степень) результативности работы или действия в сопоставлении с произведенными затратами.

Даже если компания получает прибыль, это необязательно свидетельствует о том, что ее деятельность эффективна. Методов оценки эффективности работы предпринимательских структур на сегодняшний день достаточно много. Это финансовые методы в которых при расчетах применяются статистические и балансовые данные, а т.ж. модели оценки позиции компаний на рынке (содержащие количественные и качественные характеристики): матрица БКГ, матрица И. Ансоффа, модель М. Портера, система сбалансированных показателей и т.д. Методика расчетов экономической эффективности зависит также от отраслевой специфики предприятия. Так, факторы и источники экономии в машиностроении и легкой промышленности могут быть совершенно разными. Актуальной задачей является разработка комплексных методов оценки эффективности функционирования, учитывающие синергический эффект взаимодействия производственной, финансовой и другой деятельности предприятия.

Анализ существующих подходов к оценке эффективности деятельности предпринимательских структур позволяет отметить следующие общие недостатки имеющихся методов.

  1. Большинство методов основаны на разработанных перечнях факторов определяющих эффективность деятельности хозяйствующих субъектов. Однако деятельность каждой организации характеризуется совокупностью уникальных внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на ее деятельность. Поэтому применение одного метода при сравнение деятельности двух компаний, функционирующих на одном рынке и имеющих идентичную продукцию, будет не волне корректно.

  2. Использование «экспертных методов», приблизительных оценок выявленных факторов эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, являющихся субъективными и условными.

  3. Введение в отдельных методах новых для экономики определений и показателей, построение различных матриц, введение новых систем координат и т.д. существенно усложняет практическое использование разработанных методов.

  4. Введение единых весовых коэффициентов для всех хозяйствующих субъектов, определяющих весовое значение каждого из оцениваемых факторов, при сведении различных по природе технико-экономических показателей в единый показатель эффективности деятельности предприятия, не всегда применимо, т.к. различные экономические факторы в каждой конкретной экономической ситуации в различной степени влияют на эффективности деятельности фирм.

Указанные недостатки существующих подходов к оценке эффективности деятельности предприятия обуславливают невысокие возможности практического применения большинства из них. Необходимо разработка такого метода, который формализовал существенные взаимосвязи параметров финансового состояния предпри­ятия в совокупности с основными параметрами производственной дея­тельности, инвестиционной деятельности, параметрами внешней среды и т.п. Необходимым условием разрабатываемого метода является наличие как количественных, так и качественных показателей деятельности предприятия.

Для эффективного управления деятельностью предпринимательских структур необходима система управления, позволяющая контролировать, отслеживать факторы, влияющие на эффективность ее деятельности, а, в случае возникновения отклонений, принимать решения по контруправлению или по пересмотру ранее установленных плановых показателей.

Управление, основанное на стоимости, когда стоимость предприятия является главным критерием оценки эффективности его деятельности, в литературе получило название «концепция управления стоимостью» - Value based management (VBM). Согласно этой концепции управление предприятием, с точки зрения акционеров (инвесторов), должно быть направлено на обеспечение роста рыночной стоимости предприятия и его акций, так как такой рост позволяет получать акционерам (инвесторам) самый значимый, по сравнению с другими его формами, доход от вложений в фирму - курсовой денежный доход от перепродажи всех или части принадлежащих им акций, либо курсовой неденежный доход, выражающийся в увеличении стоимости (ценности) принадлежащих акционерам чистых активов, а значит, и суммы их собственного капитала.

Проанализировав исследования, посвященные стоимости предприятия, можно выделить следующие доказательства рациональности использования стоимости бизнеса (или акционерной стоимости) как характеристики соответствующей целям деятельности компании.

1. Для определения стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке.

2. Для определения стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям.

3. При реструктуризации предприятия.

4. Для оценки инвестиционной привлекательности предприятия.

5. Для оценки инвестиционного проекта развития бизнеса.

6. Для оценки эффективности работы предприятия в целом.

7. Для определения эффективности управления предприятием и принятия обоснованных управленческих решений. При стратегическом планировании важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа.

Показатель стоимости предприятия является лучшим критерием эффективности деятельности, т.к.:

1) Он является важнейшей комплексной оценкой, соответствующей экономической эффективности предприятия, отображающей его финансовое благополучие и ожидание перспектив деятельности, реагирующего на любое изменение ситуации: снижение рентабельности, ухудшение платежеспособности, увеличение инвестиционного риска, потерю конкурентной силы.

2) Учет в управлении стоимостью большого количество исходных данных, чем прочие показатели эффективности деятельности предприятия, что делает стоимость более информативным критерием деятельности предприятия.

3) Значения показателей стоимости носят долгосрочный характер, так как базируются на расчете денежных потоков в определенном временном интервале, а эффективность управления, заключается в сравнении денежных потоков за различные периоды времени с поправкой на изменяющиеся условия и риск;

4) Максимизация стоимости в интересах акционеров означает более высокую отдачу на капитал по сравнению с рентабельностью собственного капитала предприятий, стратегически ориентированных на другие целевые группы. По мере глобализации рынка и повышения мобильности капитала, упомянутые предприятия будут испытывать недостаток в инвестиционных ресурсах, что может иметь следствием ослабление конкурентных позиций. Конкуренция на рынке капитала предъявляет к объекту потенциальных инвестиций следующее требование: рентабельность инвестируемого капитала должна превышать средневзвешенную стоимость капитала [1, с.14].

Отличительной особенностью стоимости в современных условиях является то, что часто она связана не столько с материальной составляющей (здания, оборудование и т.п.), сколько с деловой репутацией, персоналом, результатами интеллектуальной деятельности, имиджем, торговой маркой и другими нематериальными активами, поэтому компании приобретаются по цене, превышающей в несколько раз стоимость их основного капитала. Такой значительный разрыв между стоимостью компаний и стоимостью их основных фондов характеризует влияние нематериальных активов на рост стоимости предприятий.

Важно отметить, что существует ряд показателей деятельности компании, которые невозможно идентифицировать и учесть в балансе и иных нормативных документах, так как они не соответствуют критериям признания, установленными стандартами МСФО и ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", но оказывают существенное влияние на эффективность деятельности фирм, в том числе на формирование и рост стоимости предприятия. Эти показатели называют по-разному: интеллектуальные активы, интеллектуальный капитал компании, неосязаемые активы и т.д.

К ним можно отнести и квалифицированный персонал, и перспективные и долгосрочные отношения с клиентами, и приверженность (loyalty) покупателей, и методы управления компанией, а т.ж. внутренне-созданный гудвил. Внутренне-созданный гудвил не подлежит признанию в качестве актива, поскольку он не является идентифицируемым ресурсом (т. е. не является отделяемым и не возникает из договорных или иных юридических прав), который контролируется предприятием и может быть надежно измерен по себестоимости.

Все эти активы не имеют вещественно-материальной формы, не могут быть отчуждены от компании, а т.ж. обладают длительным сроком полезного использования. Поэтому они могут быть идентифицированы как нематериальные активы компании, которые по разным причинам не могут быть учтены в балансе, иными словами – небалансовые нематериальные активы. Как балансовые, так и небалансовые нематериальные активы позволяют хозяйствующему субъекту получить дополнительную прибыль, снизить расходы, увеличить объем продаж и т.д. Поэтому существует необходимость разработки методов оценки стоимости предприятия, как интегрального показателя эффективности деятельности предприятия, которые бы учитывали влияние не только балансовых, но и небалансовых нематериальных активов.

Для того чтобы учесть все те разнообразные факторы, которые оказывают влияние на стоимость предприятия, можно воспользоваться методом создания математической модели оценки стоимости предприятия путем построения аналога множественной (многофакторной) регрессии. В качестве моделируемого показателя рассматривается стоимость предприятия, который принимается как интегральный показатель при оценке эффективности деятельности предприятия. Множество факторов, влияющих на моделируемый показатель – это совокупность внешних и внутренних факторов деятельности предприятия, в том числе и тех, которые не имеют стоимостную оценку и не учитываются балансом предприятия. Цель разработки такой факторной модели стоимости предприятия с учетом влияния НМА – выявить степень влияния каждого из факторов деятельности предприятия на стоимость предприятия, чтобы в дальнейшем можно было воздействовать на более значимые из них для повышения рыночной стоимости предприятия.


Литература:

  1. Ключарева, Н.С. Методы и модели управления стоимостью промышленного предприятия / Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. – Санкт-Петербург, 2005. -150с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle