Библиографическое описание:

Саркисян А. А. Некоторые проблемы функционирования и реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 229-231.

Город это, прежде всего развитый комплекс хозяйства и экономики. Совокупность отлаженных связей между его отдельными элементами и их совместная работа обеспечивает нормальное функционирование и удовлетворение потребностей населения. Одной из основных потребностей граждан является комфортное и безопасное проживание, которое достигается, в первую очередь, наличием жилья и снабжение его такими ресурсами как: вода, электроэнергия, тепло, газ.

Неотъемлемой частью города является городское хозяйство, обеспечивающее нормальное функционирование всех городских систем, которые в свою очередь позволяют создать благоприятную обстановку для жизнедеятельности городского населения.

Наиболее важным и крупным элементом городского хозяйства является жилищно-коммунальная отрасль.

Данный сегмент экономики и хозяйства представляет собой конкретный результат экономически полезной деятельности, выражающей отношения между производителями и потребителями по производству, восстановлению и поддержанию надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния объектов жилищно-коммунального назначения, проявляющейся либо в виде товара, либо в виде действий или деятельности [5].

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – это совокупность предприятий, служб и хозяйств, призванных обеспечить населению комфортное проживание путем предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), отвечающих современным стандартам качества.

ЖКХ неоднократно подвергалось реформированию в силу многочисленных противоречий в способах ценообразования, финансирования, управления и надзора в данной отрасли. Эти реформы были спровоцированы временем и историческими событиями, происходившими в стране.

Политика «военного коммунизма» как вынужденная мера в условиях гражданской войны, проявившаяся в национализации всех средств производства, ликвидации товарно-денежных отношений, введении продразверстки, в установлении в основном натуральной оплаты труда, имела свои последствия в экономической и социальной сфере. В жилищно-коммунальной сфере эти последствия проявились прежде всего в том, что натурализация оплаты труда привела к бесплатному предоставлению жилья и коммунальных услуг. Отмена квартплаты за жилье, взимаемой с рабочих и советских служащих, привела к утрате хозяйственного значения домовых комитетов, которым ранее было поручено хозяйственное попечение над жилыми зданиями. Регулярные переселения жильцов и переделы зданий приводили к разрушению жилищного фонда [6].

Следствием вышеизложенных недостатков функционирования стало кризисное положение отрасли. Одна из самых крупных непроизводственных отраслей народного хозяйства перестала отвечать своему предназначению – обеспечению сохранности и улучшению использования жилищного фонда, бесперебойному обеспечению населения коммунальными услугами, необходимыми для жизни и деятельности человека.

Одним из переломных моментов в развитии ЖКХ стало введение в 2005 году нового Жилищного кодекса. После его принятие ЖКХ и его услуги перестали иметь государственный и муниципальный характер. Началась массовая приватизация жилищной и коммунальной инфраструктуры. Перестали существовать муниципальные предприятия, управляющие жилищным фондом и предоставляющие коммунальные услуги.

Жилищно-коммунальное хозяйство за почти 20 лет реформирования претерпело немало изменений. Часть из них были удачными:

  • внедрение конкуренции в сферу предоставления жилищных услуг;

  • разработка законодательства отчасти направленного на защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;

  • ужесточение надзорной функции над организациями, предоставляющими ЖКУ.

Однако есть и негативные последствия реформирования:

  • частичная приватизация коммунальной инфраструктуры;

  • разбалансированность в финансировании со стороны государства;

  • до конца не сформированная концепция развития коммунальной и жилищной сферы.

После вышеперечисленных преобразований сфера ЖКХ начинает функционировать как рынок услуг, разделившись на два сегмента со своими принципами функционирования: рынок жилищных и коммунальных услуг.

Такое разделение принято в силу кардинальной разницы в принципах формирования и функционирования данных рынков услуг.

Рынок жилищных услуг заняли управляющие компании (УК). Основной задачей управляющей компании стало техническое обслуживание жилищного фонда и отстаивание интересов населения. В большинстве случаев УК выступает в роли заказчика работ, а непосредственным исполнителем являются подрядные организации.

Однако процесс демонополизации и либерализации происходит не безболезненно. Деньги, накопленные жильцами по статье «капитальный ремонт» возвращаются из бывших МУП неохотно и в основном через многомесячные судебные тяжбы. А техническое состояние многоквартирных домов, оставшееся после работы МУП, оставляет желать лучшего.

На данный момент большим грузом не решенных проблем остаются отношения, которые складываются между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями (РСО). Законодательство, действующее на сегодняшний день и призванное регулировать эти отношения, а именно постановление Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. не справляется с возложенными на него функциями. Направленность этого нормативно-правового документа выражается в его предрасположенности и выражении приоритета ресурсоснабжающим организациям.

Данный документ обязывает управляющие компании заключать договор ресурсоснабжения многоквартирных домов, а именно рассчитываться по общедомовому учету и здесь возникает главная проблема.

Управляющая компания по договору управления является исполнителем коммунальной услуги (отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения) и ведет расчет с поставщиком ресурса согласно показаний общедомового учета. Однако при сборе средств возникает так называемая дельта, то есть разница между показаниями общедомового учета и поквартирными счетчиками. У управляющей компании есть два пути решения: либо распределить разницу между собственниками, что в принципе и гласит постановление №307, либо взять эту разницу на свои убытки.

Первый вариант приводит к нагнетанию итак не спокойной ситуации и возмущениям собственников, которые аргументируют этот факт следующим образом: «Я плачу по своему квартирному счетчику, почему я должен платить ещё за кого-то». Второй вариант ведет к постоянно увеличивающимся убыткам, которые управляющая компания вынуждена брать на себя.

Есть и положительные моменты реформирования. Идея внедрения конкуренции в жилищную сферу дала свои результаты. Теперь все работы по техническому содержанию многоквартирных домов легко отследить жильцам. А поэтапные отчеты управляющей компании по расходованию средств собственников дают возможность контролировать деятельность УК.

В коммунальной сфере действуют отличные «правила игры». Представителями рынка коммунальных услуг являются предприятия предоставляющие услуги:

  • водоснабжения и водоотведения;

  • теплоснабжения и горячего водоснабжения;

  • электроэнергии;

  • газоснабжения.

Рынок коммунальных услуг в силу ограниченного количества продавцов тяготеет к естественным локальным монополиям. Особенности рынка коммунальных услуг [7]:

  • наличие входных барьеров;

  • наличие территориально специфических активов (инфраструктурных сетей), требующих высокого уровня невозвратных издержек;

  • неразрывность производства и потребления услуг;

  • диктат производителя (продавца) в силу отсутствия экономического воздействия потребителя на производителя услуг;

  • пространственная и технологическая привязка потребителя к производителю услуг;

  • непрерывность потребления услуг;

  • невозможность отказа от потребления или высокие издержки исключения из потребления;

  • общественная значимость коммунальных услуг.

Как правило, РСО являются монополистами в городах. Это объясняется пределом инфраструктурных возможностей города. И в силу данного аспекта монополии не избежать. Однако основной момент, который более всех волнует население это большой разрыв между соизмерением цены и качества коммунальных услуг.

Устанавливаемые тарифы на услуги коммунального хозяйства регулирует Департамент цен и тарифов – Региональная энергетическая комиссия (РЭК). Для установления тарифа на ресурс РСО необходимо защитить данный тариф в РЭК. Корректировки тарифов происходят раз в год. При формировании тарифов учитываются затраты РСО на производство и поставку ресурса (с учетом всех издержек производства). Однако качество в расчет не берется. Но вышеупомянутое постановление Правительства РФ №307 даёт право на перерасчет при непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. Но чтобы доказать данный факт и добиться перерасчета требуется не мало времени и упорства. Обычному жильцу некогда добиваться копеечного перерасчета, поэтому чаще всего факты некачественных услуг сходят РСО с рук.

Хорошей альтернативой приватизации коммунальной инфраструктуры выступает государственно-частное партнерство. Наиболее часто применяемым в практике видом такого партнерства является концессионное соглашение. Такие соглашения распространены как в Европе, так и на Западе. По концессионному соглашению частный сектор получает во владение и пользование, государственные или муниципальные инфраструктурные объекты с целью предоставления публичных услуг оговоренного в договоре качества и как результат хозяйственной деятельности получения прибыли. Важным аспектом договора концессии является принятие концессионером на себя определенных финансовых обязательств по инвестированию в инфраструктурные системы, но при этом они остаются в собственности концедента. В данном случае у муниципалитета есть возможность контролировать деятельность концессионера.

Ещё одна задача, решение которой не найдено это ликвидация льгот, перекрестного субсидирования и переход на 100 процентную оплату услуг ЖКХ. Переход на самоокупаемость и рентабельность решается постепенно в основном силами частного бизнеса. Перекрестное субсидирование подразумевает фиксацию цен на уровне, превышающем общие средние издержки производства товаров и услуг в определенной отрасли за счет перераспределения ценовой нагрузки среди различных групп потребителей. Другими словами тариф для промышленности и отдельных групп потребителей завышается, а для других (население) снижается. От перекрестного субсидирования пока отказаться не удалось.

Однако удалось постепенно перейти к адресной помощи для социально не защищенных групп населения.

Немаловажную роль играют органы власти и учреждения, выполняющие контролирующие функции в сфере предоставления ЖКУ. Нет четкого распределения полномочий и обязанностей. Так в муниципальных образованиях, за чистую, основываются несколько учреждений и управлений с похожими и дублирующими функциями. Это приводит к неразберихе и бессистемному подходу в решении вопросов ЖКХ.

Сфера жилищно-коммунальных услуг представляет собой одну из важнейших отраслей в государственной инфраструктуре. Оставаясь одним из непроизводственных секторов экономики, сфера ЖКХ призвана обеспечивать условия нормальной жизнедеятельности населения и функционирования городских структур.

К сожалению, сфера ЖКХ продолжает оставаться убыточной с огромными суммами дебиторской и кредиторской задолженности, несовершенной системой тарифного регулирования и, как следствие, непривлекательной для инвестиций, крайняя необходимость в которых подтверждается 60 % износом основных фондов, что приводит к нарушению качества и устойчивости функционирования важнейших систем жизнеобеспечения.

Основными инструментами государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг являются тарифная политика, социальная под­держка низкодоходных групп населения, демонополизация, развитие госу­дарственно-частного партнерства. Последнее, в свою очередь, требует наличия соответствующей институциональной среды.

Институциональное состояние данной сферы определяет направленность реформирования таких составляющих хозяйственного механизма, как управление, финансирование, ценообразование. Изменение институцио­нальной среды в сфере ЖКХ, заключающееся во внедрении новых органи­зационно-правовых форм управления и функционирования, способно сде­лать данную отрасль более привлекательной в плане инвестиций, создать более благоприятные условия для перевода ЖКХ на самоокупаемость. Для эффективного функционирования управляющих компаний, внедрения концессионных отношений в отрасли необходимо соответствующее зако­нодательное, нормативное и методологическое обеспечение.


Литература:
    1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2012).

    2. Федеральный закон № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

    3. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

    4. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

    5. ГОСТ Р 51617-2000 Жилищно-коммунальные услуги.

    6. Болдырева, И.А. Инструменты государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг муниципальных образований: монография / И.А. Болдырева, З.А. Клюкович. – Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2008. – 101 с.

    7. Саркисян, А.А. Аспекты функционирования и тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства и его составных элементов/ А.А.Саркисян [Текст] //Инженерный вестник Дона: электронный научный журнал.- Номер 1. 2012. Режим доступа http://www.ivdon.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): коммунальных услуг, жилищно-коммунальных услуг, жилищно-коммунального хозяйства, реформирования жилищно-коммунального хозяйства, функционирования жилищно-коммунального комплекса, механизмов функционирования жилищно-коммунального, сфера ЖКХ, Перспективы реформирования жилищно-коммунального, коммунальной инфраструктуры, рыночных механизмов функционирования, сфере жилищно-коммунальных услуг, предоставлении коммунальных услуг, реформирования сферы ЖКХ, оплату услуг ЖКХ, услуг жилищно-коммунального хозяйства, преобразований сфера ЖКХ, многоквартирных домов, сфера ЖКХ призвана, реформирования сферы жилищно-коммунальных, управляющей компании.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle