Библиографическое описание:

Шпак А. А. Теоретико-практическое воззрение к вопросу «О формировании трудового потенциала» (на базе МБУ КСДЦДМ «Истоки»). Теоретическая часть [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 139-142.

Статья посвящена теоретико-практическому вопросу «О формировании трудового потенциала». Исследование состоит из двух взаимосвязанных частей: теоретической и практической. В рамках теоретической части в блоках «Конкуренция» и «Трудовой потенциал» выделены основные аспекты. Практическая часть выполнена на базе МБУ КСДЦДМ «Истоки».

Ключевые слова: труд, трудовая деятельность, конкуренция, трудовая конкуренция, специфическая конкуренция, вертикальная конкуренция, трудовой потенциал, ограниченные ресурсы, человеческие ресурсы, трудовые ресурсы.


Складывающуюся в нынешнее время обстановку «конкуренции во всем» можно назвать не иначе, как словами английского философа Томаса Гоббса: «Bellum omnium contra omnes» (переводится с латинского языка как «Война всех против всех»). Именно так, работая над произведением «Левиафан», Т. Гоббс характеризует естественное состояние человека, трактуя о появлении государства.

В последнее время, названное социально-экономическое явление имеет ярко выраженный оттенок, отражающийся на фоне развивающегося человеческого общества. Что, несомненно, не может и не должно оставаться в стороне от научного сообщества.

По своему существу, «конкуренция была, есть и будет существовать». На наш взгляд, ее «всеобъемлемость» зависит от развития общества, в том числе его открытости.

Термин «конкуренция» является междисциплинарным. В широком смысле, определение конкуренции в общих чертах равнозначно для всех направлений. Когда как в более узком смысле, процесс накапливает в себя всю массу связей, от каких только может зависеть, «вступая в разногласия по предмету».

В статье «Теоретико-практическое воззрение к вопросу «О формировании трудового потенциала» автором на базе МБУ КСДЦДМ «Истоки»1 будет рассмотрен основной вопрос «О конкуренции в области трудовой деятельности (= труда)2».


I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Блок «Конкуренция». Конкуренция – это борьба заинтересованных лиц за ограниченные ресурсы. В настоящем случае ими являются трудовые (человеческие) ресурсы. Как продавец (производитель) борется за покупателя, а потребитель за благо (товар). Так и работодатель борется за трудовой потенциал, как работник за благо (рабочее место) (см. рис. 1).

В последнее время все чаще стало заметно борьбу работника за работодателя. На первый взгляд, в том (связь «работник за благо») и в другом (связь «работник за работодателя») варианте интерес работника составляют определенные блага. Только вот разница – отношения работника к работе – разная. В первом случае, работник менее устремлен к повышению показателей, в том числе производительности труда, чем во втором. И это понятно, ведь, во втором случае, работник держится за рабочее место, которое ему предоставил работодатель, а не кто-то другой. То есть у работника на психологическом уровне возникает понимание этой экономической аксиомы.



Рисунок 1. «Модель «Вертикаль конкуренции»3


В первую очередь, такая специфическая конкуренция4 образуется на рынке труда, составляющем определенную часть трудового потенциала Российской Федерации (см. рис. 2). Рынок труда функционирует через государственные органы занятости населения и негосударственные кадровые агентства. Все эти учреждения, независимо от формы собственности, являются участниками площадки по формированию трудового потенциала, а точнее его аккумулированию.

В иных случаях, конкуренция проявляется (образуется) вне рынка труда и также составляет трудовой потенциал государства (см. рис. 2). Источником трудового потенциала вне рынка труда выступают все хозяйствующие субъекты (организации), а также учреждения, готовящие специалистов (университеты, академии, институты и т.д.).

Во всех этих случаях, конкуренция в области труда способствует формированию трудового потенциала (см. рис. 2). Почему? См. вывод по теоретической части.



Рисунок 2. «Образование конкуренции в области трудовой деятельности (труда)»


Блок «Трудовой потенциал». Потенциал от латинского слова «potentia» («потенциа») – сила, мощность, возможность. В общих чертах понятие «трудовой потенциал» означает трудовые мощности (возможности) определенного хозяйствующего субъекта, либо в целом государства.

Трудовой потенциал является составляющей человеческих (трудовых) ресурсов5 (см. рис. 3).



Рисунок 3. «Модель «Человеческие (трудовые) ресурсы общества»6


Человеческие (трудовые) ресурсы – это социально-экономический показатель, характеризующий население конкретного государства. Стоит отметить, что иногда как синоним употребляют «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал». Между двумя понятиями существует следующая разница: трудовой потенциал – понятие более узкое, чем трудовые ресурсы; трудовой потенциал – это показатель, который включает в себя с точки зрения законодательства только трудоспособное население.

Кадровый потенциал предприятия – это социально-экономический показатель, характеризующий потенциал персонала отдельно взятого предприятия. На наш взгляд, сюда следует включить также и кадровый резерв, создающийся на предприятии, в отрасли и т.д.

Индивидуальный потенциал человека – это социально-экономический показатель, характеризующий совокупность свойств, присущих конкретному сотруднику предприятия.

Поскольку трудовой потенциал является социально-экономическим показателем, то он подлежит соответствующему расчету. Существует множество методик для расчета трудового потенциала государства (предприятия). Мы не будем углубляться в решение этого вопроса. Только отметим, что для расчета данного показателя используются различные количественные и качественные характеристики. Не стоит заблуждаться, утверждая, что «трудовой потенциал» и «производительность труда» – это синонимы.

Выводы по теоретической части. В ходе рассмотренных нами теоретических основ трудовой конкуренции, определился главный вопрос: «Может ли конкуренция способствовать формированию трудового потенциала индивидуума?».



Рисунок 4. «Взаимосвязь конкуренции и трудового потенциала»


В самом начале исследования, автором был поставлен вопрос «О конкуренции в области трудовой деятельности (труда)». В качестве возможного решения, исследователь разграничивает вопрос на два блока: «Конкуренция» и «Трудовой потенциал». Характеризуя каждый блок, выделяются основные аспекты, основываясь на которых можно сделать следующий вывод.

Поскольку проявление конкуренции как борьбы, известно издревле, то перед нами не возникает вопроса о том, существует ли она вообще. Конкуренция существует и ее действие возможно в различных синтезированных способах: от самого простого (примитивного) до самого сложного (изощренного)7.

Совокупный трудовой потенциал, как мы уже отметили, включает индивидуально каждого гражданина, признанного законом работоспособным; такой показатель используется экономистами в повседневных расчетах. Трудовой потенциал индивидуума8 выражается в его способностях к труду, в том числе: навыках, умениях и т.п. Потенциал каждого человека различен и это, безусловно, понятно.

Следуя изложенным положениям, мы считаем, что конкуренция есть процесс борьбы. Отношение каждого участника к такой борьбе различно. Появление новых игроков на поле боя оценивается по-разному. Конкуренция – это образовавшийся процесс, но не самостоятельный субъект взаимоотношений. Поэтому действия этого механизма возможно регулировать. Так как трудовая конкуренция воздействует на человека, то он в свою очередь способен иметь обратную связь, то есть выступать одной из сторон отношений. Таким образом, мы можем утверждать, что между конкуренцией и трудовым потенциалом существует связь (см. рис. 4), следовательно, конкуренция способна формировать трудовой потенциал. Почему? См. практическую часть работы.

Вместо заключения. Трудовая конкуренция – это особый, специфический вид конкуренции, процесс, в ходе которого, лица, заинтересованные в отношениях, складывающихся в борьбе за ограниченные трудовые ресурсы, выраженные в трудовом потенциале участников этого процесса, проявляют свой интерес, в большинстве случаев непосредственно заключающийся в завладении всевозможными способами потенциальными трудовыми ресурсами.


Примечание. Ознакомиться с практической – заключительной частью можно будет на международной научной конференции «Проблемы и перспективы экономики и управления», которая будет проходить в апреле 2012 года в г. Санкт-Петербурге.

1 Муниципальное бюджетное учреждение «Комплекс социально-досуговых центров детей и молодежи «Истоки» сферы молодежной политики городского округа – город Волжский Волгоградской области.

2 Труд и трудовая деятельность. Не всякая деятельность – труд, но труд – деятельность. Следовательно, труд и трудовая деятельность – равнозначны. Трудовая деятельность подчинена общему понятию труд. Понятие труд шире, чем трудовая деятельность. Деятельность – деятель, «деять» (делать) – делать труд, иными словами, заниматься трудом. Таким образом, в общем смысле, понятия «труд» и «трудовая деятельность» возможно употреблять на паритетных основах.

3 Модель является примерной, и отображает схематическое построение указанных связей в части работника и работодателя.

4 Имеется в виду конкуренция за трудовые ресурсы.

5 Не существует таких людей, которые бы были не способы трудиться. Даже люди с ограниченными способностями могут приносить пользу обществу.

6 Возможно разнообразное сегментирование трудового потенциала.

7 В настоящем исследовании мы не будем проводить классификацию процесса конкуренции. Только остановимся на том, что, на наш взгляд существует две формы участия в конкуренции: активная (непосредственная) и пассивная (опосредованная).

8 В рамках настоящего исследования невозможно дать точное определение понятию «индивидуальный трудовой потенциал» (или «трудовой потенциал индивидуума»), поэтому требуется детальное (глубокое) изучение этого вопроса.

Основные термины (генерируются автоматически): трудового потенциала, трудовой потенциал, «О формировании трудового, формировании трудового потенциала», вопросу «О формировании, базе МБУ КСДЦДМ, МБУ КСДЦДМ «Истоки», формированию трудового потенциала, трудовые ресурсы, трудовая деятельность, оценке трудового потенциала, трудового потенциала персонала, области трудовой деятельности, потенциала персонала предприятия, трудовая конкуренция, Практическая часть, «Трудовой потенциал», вопрос «О конкуренции, социально-экономический показатель, Теоретико-практическое воззрение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle