Понимание сегментации рынка труда в современной научной литературе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кокорев, И. А. Понимание сегментации рынка труда в современной научной литературе / И. А. Кокорев. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1800/ (дата обращения: 20.04.2024).

Литературный анализ показывает, что исследователи при изучении проблем сегментации используют как термин «сегментация» так и термин «сектор», прежде чем перейти к обзору существующих взглядов на сегментацию рынка труда, более подробно остановимся на этих дух терминах.
Толковый словарь Ушакова [Ушаков Д.Н., 1935-40] дает следующие определение понятию «сегмент»:
«СЕГМЕ́НТ и (разг.). СЕГМЕНТ, сегмента, муж. (лат. sagmentum - отрезок). 1. Площадь между дугой и ее хордой (мат.). Сегмент круга. || Честь тела, ограниченная плоскостью и отсекаемой ею частью поверхности тела (мат.). Сегмент шара. 2. Один из расположенных в продольном направлении члеников тела, из совокупности которых состоит организм некоторых видов животных (биол.)».
В том же словаре читаем определение понятия «сектор»:
«СЕ'КТОР, а, мн. ы (а́ нов. простореч.), м. [латин. sector, букв. рассекатель]. 1. Часть площади криволинейной фигуры, ограниченная двумя прямыми, исходящими из одной точки внутри фигуры, и дугой между ними; преимущ. — часть круга между двумя радиусами и дугой между ними. С. круга. || Часть шара — тело, образованное вращением плоского сектора около диаметра круга. С. шара. Сферический с. 2. Участок, ограниченный радиальными линиями (воен., спец.). Южный с. крепости. Разбить город на секторы обороны. || Часть полукруглого зала, отделенная проходом. Голосовать по секторам. 3. Крупный отдел учреждения или организации, объединяющий работу более мелких подразделений (нов. офиц.). Производственный с. треста. 4. Отрасль государственной или хозяйственной деятельности (нов.). Единоличный и колхозный секторы в сельском хозяйстве. Обобществленный с. Социалистический с. народного хозяйства. Кулачество к 1936 году было полностью ликвидировано, как класс, а единоличный сектор не играл уже никакой серьезной роли в экономике страны. История ВКП(б)».
Автором неслучайно для первоначального анализа выбран словарь Ушакова, изданный в СССР в 30-е годы прошлого века. На этом примере мы можем проследить, как меняется применение достаточно устоявшихся в русском языке терминов, имеющих латинское происхождение. Как видно из приведенного выше толкования оба термина изначально имеют отношение к геометрии, означая часть какой-либо фигуры. При этом понятие «сектор» раньше стал использоваться применительно к экономической (хозяйственной) деятельности общества, причем в словаре Ушакова такое использование отмечается как новое.
Термин же «сегментация» имеет только биологическое толкование – «СЕГМЕНТА'ЦИЯ, и, мн. нет, ж. (биол.).1. Членистое строение организма нек-рых видов животных. 2. Дробление яйца, начало развития зародыша» [Ушаков Д.Н., 1935-40].
Большая советская энциклопедия [БСЭ, 1969-79], изданная в 70-е г. прошлого века относит термин «сегментация» как к биологии, так и к языкознанию:
«Сегментация (в языкознании). Сегментация в языкознании, линейное членение речевого потока (текста) на составляющие отрезки — сегменты, соотносимые с определёнными единицами языка…»

Термин сегментация применительно к рынку стал употребляться в отечественной экономической литературе в последние двадцать лет, что естественно обусловлено особенностями развития нашей страны – прежде всего отсутствием самих рыночных экономических отношений. Так, в Современном экономическом словаре 1999 г. издания [Райзберг Б.А., 1999], сегментация рынка толкуется следующим образом: «СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА (от лат. segmentum - отрезок) разделение рынка на отдельные части (сегменты) по признаку вида продаваемого товара, территориального расположения, типа наиболее представленных на данной части рынка покупателей, по социальным признакам. Выделяют сегментирование рынка по географическому типу, когда в основу заложены географические факторы; сегментирование по демографическому принципу, в основе которого лежат демографические признаки; сегментирование рынка по поведенческому принципу, исходя из поведенческих особенностей покупателей».

Как видим сегментирование рынка вызвано необходимостью систематизации всего массива потенциальных покупателей того или иного товара, и необходимо, прежде всего продавцам и производителем товаров и услуг.

В научной литературе существует несколько подходов к пониманию сегментации рынка труда. Анализ данных подходов показывает, что среди специалистов в области теории труда не выработалось пока единого, четко сформулированного мнения по проблемам сегментации рынка труда. Зачастую не делается разницы между понятиями «сегментация рынка труда» и «сегментация рабочей силы».
Сегментация как процесс разделения на части, для более подробного анализа какого-либо явления, изначально применялся в маркетинге с целью изучения потенциальных покупателей товаров и услуг. Поэтому наиболее полно вопросы сегментации рынка труда рассматриваются в немногочисленных исследованиях посвященных именно маркетингу рынка труда. В то же время в общих работах посвященных рынку труда также отражаются проблемы сегментации.
Автор выделяет понимание сегментации рынка труда в широком смысле слова – это разделение всего рынка труда на отдельные части (сегменты, сектора, зоны) по определенному набору критериев, и в узком смысле слова, когда под сегментацией подразумевают разделение только работников для обозначения рамок их мобильности (движения).
Понятие сегментация рынка труда используется сегодня исследователями без учета отличий физического и интеллектуального труда. Тогда как сегментация научного труда должна подразумевать некую специфику. Сам рынок научного труда представляет собой отдельный сегмент общего рынка труда, так в масштабах страны, так и во всемирных масштабах. Рынок научного труда отличается достаточно небольшим объемом, и составляет менее одного процента всего трудоспособного населения Российской федерации.
Важнейшей проблемой сегментации рынка труда является определение критериев, по которым проводится сегментация. Ряд исследователей предлагает разделить рынок труда по кри­терию стабильности трудовых отношений на три сектора — ядро, периферия и безработные. По степени государственного воздействия на рынок ра­бочей силы в узком смысле можно выделить два сегмента - рынок, контролируемый, регулируемый государственной службой занятости и неконтролируемый рынок рабочей силы, так же выделяют скрытый рынок труда и сегменты по демографическим признакам. Необходимо отметить, что по данным критериям предлагается сегментировать только работников. Зачастую для сегментирования рынка труда используют критерии, применяемые в маркетинге для сегментации потенциальных клиентов, среди таких критериев можно выделить - географическое, экономические показатели, демографические (половозрастной и семейный состав населения), социально-экономические (уровень образования, профессионально-квалификационный состав, стаж работы, национальность и др.), психографические (личностные ка­чества работников), поведенческие (мотивация занятости и др.) ха­рактеристики. Такой механический перенос требует введения более полного набора критериев охватывающих все уровни рынка труда (международный, национальные, региональные, внутрифирменные и т.д.) и все возможные доступные показатели.
Формирование системы интеллектуального (научного) труда влияет на сегментацию рынка труда радикальным образом, при этом в каждой сфере деятельности осуществляется глубокая трансформация, начиная от понятийной основы и заканчивая мировоззренческими проблемами.
Автором отмечается, что дефиниция понятия «сегментация рынка научного труда» имеет двойственную природу. С одной стороны можно рассматривать сегментацию рынка научного труда как существующую в реальных социально-трудовых отношениях, стихийно сложившуюся и недостаточно регулируемую практику разделения рынка труда (в данном случае научного) на отдельные сегменты (сектора). Так как рынок труда является сверхсложной системой, то для понимания всех процессов происходящих в нем недостаточно проведения простого анализа. Поэтому сегментацию необходимо рассматривать как некий процесс научного познания. В этом случае, нужно определить на каком месте становления и развития науки, с точки зрения науковедения, она находится. По мнению автора, сегментация как процесс научного познания и анализа рынка труда исследователей находится в состоянии перехода от этапа сбора начальных фактов, к описательному этапу, когда предпринимаются попытки систематизации полученной информации.

В свою очередь требуют осмысления вопросы взаимодействия теории труда как науки и сегментации рынка как научного направления. Можно предположить несколько вариантов взаимодействия теории труда (ТТ), теории рынка труда (ТРТ) и сегментации рынка труда как процесса научного познания (СРТ) (рис.1). По мнению автора диссертационного исследования, теория труда, теория рынка труда и сегментация рынка труда, взаимодействуют по второму варианту – «пересечение», когда проблемы сегментации рынка труда полностью находятся «внутри» круга проблем теории рынка труда, и последняя пересекается с теорией труда.














С этой точки зрения можно дать следующее определение понятия «сегментация рынка научного труда» - это процесс познания и осмысления происходящего на практике разделения рынка труда на части, анализ которых в совокупности дает представление о сложности и многомерности всего рынка труда и предоставляет возможности для выработки научнообоснованных мер по его регулированию.

Литература::
  1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.
  2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
  3. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.


Основные термины (генерируются автоматически): сегментация рынка труда, научный труд, сегментация рынка, рынок труда, сегментация, научное познание, проблема сегментации рынка труда, рабочая сила, сегмент, сегментирование рынка.

Похожие статьи

Сегментация рынка труда с позиции работодателя как элемент...

сегментация рынка труда, научный труд, сегментация рынка, рынок труда, сегментация, научное познание, рабочая сила, проблема сегментации рынка труда, сегментирование рынка, сегмент.

Сегментация рынка труда с позиции работодателя как элемент...

Ключевые слова: рынок труда, сегментация рынка труда, маркетинг персонала, критерии сегментации, целевой сегмент, жизнеспособный сегмент, критерии сегментации. Проведем сегментирование рынка с позиции работодателя по объективным критериям.

рынок труда, рабочая сила, трудовая деятельность, сокращение...

Ключевые слова: рынок труда, сегментация рынка труда, маркетинг персонала.

Основные аспекты конкурентоспособности на рынке труда. Основные термины (генерируются автоматически): рабочая сила, рынок труда, корпоративная компетенция, работник...

Особенности молодежного сегмента на рынке потребительских...

При сегментации по половозрастному признаку выделяют такой сегмент как молодежь.

Особенности рынка труда молодежи | Статья в журнале... рынок труда молодежи, возраст, молодежь, услуга, том, активное население, главный образ, конечный счет, молодежный труд...

Влияние рынка труда на формирование заработной платы

Объектами сегментации на рынке труда выступают работодатели и наемные работники. Сегментация рынка с позиций работодателя позволяет оценить их потребности и наилучшим образом к ним адаптироваться.

Неблагоприятный отбор на рынке труда | Статья в журнале...

рынок труда, рабочая сила, заработная плата, работник, работодатель, отношение, субъект рынка труда, сегментация рынка труда, внутренний рынок труда, наемный работник.

Анализ подходов к сегментации потребителей на основе стилей...

Особенности молодежного сегмента на рынке потребительских... При сегментации по половозрастному признаку выделяют такой сегмент

Методика прогнозирования предложения на региональном рынке труда. Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью...

Теоретические аспекты маркетинга персонала в сегменте...

Сегментация рынка труда с позиции работодателя как элемент... Основными направлениями маркетинга персонала как обособленной функции службы управления персоналом являются. - оценить и структурировать потребность в рабочей силе...

Методологические аспекты процесса сегментации клиентов...

рынка, многократно возрастает. Если обратиться к определению «сегментация рынка», то несмотря на различные имеющиеся трактовки этого термина, суть его сводится к следующему: «Сегментация рынка...

Похожие статьи

Сегментация рынка труда с позиции работодателя как элемент...

сегментация рынка труда, научный труд, сегментация рынка, рынок труда, сегментация, научное познание, рабочая сила, проблема сегментации рынка труда, сегментирование рынка, сегмент.

Сегментация рынка труда с позиции работодателя как элемент...

Ключевые слова: рынок труда, сегментация рынка труда, маркетинг персонала, критерии сегментации, целевой сегмент, жизнеспособный сегмент, критерии сегментации. Проведем сегментирование рынка с позиции работодателя по объективным критериям.

рынок труда, рабочая сила, трудовая деятельность, сокращение...

Ключевые слова: рынок труда, сегментация рынка труда, маркетинг персонала.

Основные аспекты конкурентоспособности на рынке труда. Основные термины (генерируются автоматически): рабочая сила, рынок труда, корпоративная компетенция, работник...

Особенности молодежного сегмента на рынке потребительских...

При сегментации по половозрастному признаку выделяют такой сегмент как молодежь.

Особенности рынка труда молодежи | Статья в журнале... рынок труда молодежи, возраст, молодежь, услуга, том, активное население, главный образ, конечный счет, молодежный труд...

Влияние рынка труда на формирование заработной платы

Объектами сегментации на рынке труда выступают работодатели и наемные работники. Сегментация рынка с позиций работодателя позволяет оценить их потребности и наилучшим образом к ним адаптироваться.

Неблагоприятный отбор на рынке труда | Статья в журнале...

рынок труда, рабочая сила, заработная плата, работник, работодатель, отношение, субъект рынка труда, сегментация рынка труда, внутренний рынок труда, наемный работник.

Анализ подходов к сегментации потребителей на основе стилей...

Особенности молодежного сегмента на рынке потребительских... При сегментации по половозрастному признаку выделяют такой сегмент

Методика прогнозирования предложения на региональном рынке труда. Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью...

Теоретические аспекты маркетинга персонала в сегменте...

Сегментация рынка труда с позиции работодателя как элемент... Основными направлениями маркетинга персонала как обособленной функции службы управления персоналом являются. - оценить и структурировать потребность в рабочей силе...

Методологические аспекты процесса сегментации клиентов...

рынка, многократно возрастает. Если обратиться к определению «сегментация рынка», то несмотря на различные имеющиеся трактовки этого термина, суть его сводится к следующему: «Сегментация рынка...