Библиографическое описание:

Кузьмич Н. П. Исследование условий развития малого предпринимательства в строительстве [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 34-37.

Для устойчивого роста экономики региона необходимо развитие предпринимательства. Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности. Известно, где развивается малый бизнес, там растёт инициативность населения, поскольку он способствует обеспечению занятости, а также оживлению инвестиционной деятельности, в итоге поступление ресурсов в сферу малого бизнеса способствует переменам во всём региональном хозяйстве. Кроме того, малые предприятия являются важным источником инноваций.

В настоящее время в экономике Амурской области функционируют 4625 малых предприятий, деятельность которых осуществляется в самых разных отраслях, из них 705 – в строительстве. За период 2008-2010 гг. численность малых предприятий по всем видам экономической деятельности снизилась на 28% по сравнению с базисным периодом, когда она составляла 6456 единиц [1]. Это связано с общим снижением активности в экономике области в результате кризисных явлений.

Следует отметить, что основной барьер для входа малых предприятий на строительный рынок проявляется в потребности в капитале, поскольку строительство – достаточно капиталоёмкая отрасль. Вместе с тем, так как малый бизнес имеет небольшой первоначальный капитал, то соответственно, и располагает незначительными организационно-техническими возможностями. Это обуславливает длительные сроки развития, трудности привлечения высококвалифицированных кадров, относительно большие риски, высокую занятость руководителя малого предприятия. Малый бизнес плохо регулируется. Предприятия малого бизнеса организационно независимы, что дает им свободу выбора, но препятствует совместному участию в крупных проектах и программах. Кроме того, в настоящее время в поле деятельности малых предприятий пока не установилась стабильность в плане их численности, поскольку они являются неустойчивой структурой и потому стремительно распадаются.

Тем не менее, строительство в данный период является центром притяжения незанятого населения, а также субъектов малого предпринимательства. Большинство строительных предприятий Амурской области (94%, из которых 82% - это микропредприятия с численностью до 15 человек) являются малыми. Ими обеспечиваются работы по строительству новых зданий, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, модернизации жилых и нежилых зданий и инженерных соружений. Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, в 2010 году выполнили 24% общего объёма работ по виду деятельности «строительство» [1].



Рис. 1 - Проявление негативных тенденций в действии факторов строительного производства


Как показали исследования, основным препятствием развития строительной отрасли является неплатежеспособность заказчиков. Второй фактор – это высокий уровень налогов. Тормозит развитие отрасли и недостаток заказов на рынке, что отражает общие кризисные явления в экономике. Ощущается недостаток квалифицированных рабочих. Тем не менее, факты свидетельствуют, что строительные организации способны осваивать большие объемы работ, чем им предлагает рынок, и это является важным показателем дальнейшего развития отрасли. Основные негативные тенденции в действии факторов строительного производства показаны на рисунке 1, и они характерны не только для отрасли в целом, но и для малых предприятий в частности.

Причин, ухудшающих условия развития малого бизнеса в строительстве достаточно много. Строительное производство весьма трудо-, энерго- и материалоёмко, потому уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. Доступ к земельным участкам под застройку, получение согласований и разрешений на подключение к инфраструктуре искажают условия конкуренции, влияют на сроки строительства объекта. Нередко земельные участки предоставляются не обеспеченные инженерной инфраструктурой, а технические условия являются просто неподъёмными для инвесторов. Отсутствие генеральных планов не позволяет муниципальному образованию системно определить, как он будет развивать территорию, на которой будет осуществляться строительство. Это отражается на количестве заказов на строительные и ремонтные работы, которые выполняют малые предприятия. Таким образом, экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство в строительстве, а сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности.

Большое значение для каждого малого предприятия имеет среднесписочная численность работников без внешних совместителей. По данным статистики, за период 2008-2010 гг. их численность в строительной отрасли Амурской области снизилась на 20,4% по сравнению с базисным годом, в рамках которого значилось 8192 человека[1].

В условиях складывающегося дефицита трудовых ресурсов, особенно рабочих кадров, на строительных предприятиях вопросы труда и трудового обеспечения являются крайне важными и животрепещущими. Деловая активность каждого предприятия во многом зависит от сложившегоя состава кадров и наличия среди них работников настоящего рыночного стиля. Именно сегодня их дефицит прямо и косвенно негативно влияет не только на ход развития всего производства, но и на стратегию его грядущего становления. Потому трудовая политика малых организаций должна систематически обновляться, оздоравливаться и совершенствоваться. Всё возрастающая роль и значимость трудовых приоритетов объясняются не только нехваткой ресурсов труда, но и возросшей потребностью в кадрах с рыночной подготовкой работников разных профессиональных уровней.

Существенную роль в экономике малых предприятий играет их постоянно меняющийся оборот. По данным статистики за 2008-2010 гг., несмотря на снижение количества малых предприятий за этот период, оборот малых структур Амурской области вырос почти в 1,5 раз и составил в 2010 г. 60479,8 млн.руб., в то же время в строительстве увеличение произошло всего на 23%, и в 2010 г. оборот малых предприятий в отрасли составил 6672,2 млн. руб. На одно малое строительное предприятие приходится в обоих периодах 9 человек. В отличие от этого, оборот в расчёте на одно строительное предприятие за эти годы возрос с 6,32 до 9,46 млн.руб., т.е. увеличился на 49,7%[1], что свидетельствует о росте деловой активности малых строительных предприятий.

Рыночное обустройство экономики немыслимо без инфраструктуры малого бизнеса, которая может развиваться лишь при эффективной поддержке со стороны государства. В связи с этим необходима серьёзно продуманная государственная программа поддержки экономики малых предприятий, обеспечивающая благоприятные и безопасные условия для развития и включающая в себя правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные институты.

Безусловно, малые предприятия должны следовать маркетинговой ориентации, то есть быть готовыми работать в условиях рынка, подразумевающих согласие с тем, что предприятие имеет ограниченный контроль над внешней средой, а конкуренты имеют право на весь набор рыночных методов борьбы. При этом содержание маркетинговой ориентации малого предприятия меняется с течением времени и зависит от характера требований рынка.

В целом для развития малого предпринимательства необходимы определенные условия – экономические, социо-культурные, правовые, политические, географические (рисунок 2).

В настоящее время в Амурской области разработана и утверждена Целевая программа «Развитие жилищного строительства в Амурской области в 2011-2015 годах», которая позволит не только смягчить, но и ликвидировать некоторые проблемы в строительстве региона, а также будет способствовать развитию малого предпринимательства в строительстве. Одной из стратегических задач Амурской области является создание благоприятного инвестиционного климата для предпринимательской деятельности в сфере производства строительных материалов.

Одной из функций малых предприятий является пополнение доходов государственных и муниципальных бюджетов, а на инвестиционные возможности малых предприятий существенное воздействие оказывает система налогообложения и регистрационные издержки. По мнению многих руководителей, экономика многих малых предприятий продолжает находиться в кризисном состоянии в немалой степени из-за высокого уровня налогообложения и коммерческого кредита, а также недостатка финансовых средств, слабого инновационного развития.


Рис. 2 – Условия развития малого предпринимательства в строительстве


Мировой опыт показывает, что малое предпринимательство следует рассматривать как одно из эффективных направлений активизации инновационной деятельности, которое способствует вовлечению инициативных людей в работу, связанную с быстрым развитием сферы малого инновационного бизнеса как базы социально-экономического развития общества. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. указано на необходимость создания «модели инновационного поведения населения». К 2020 г. доля занятых в малом и среднем предпринимательстве должна составлять 60 - 70% активного населения страны. Уже к 2012 г. количество малых и средних компаний на тысячу человек должно увеличиться на 15%. Достичь таких показателей не просто. Осложняется всё тем, что предприниматели не всегда надеются на помощь государства [3].

Спросу на инновации со стороны малых предприятий препятствуют их незначительная ресурсная база, недоступность кредитных ресурсов и отчасти несовершенство патентного законодательства. Потому на этом направлении должны быть сконцентрированы усилия законодательной и исполнительной властей, учёных, предпринимателей, менеджеров, поскольку решение лежит в плоскостях научно-технической и инновационной деятельности, а также совершенствования рыночного механизма управления. Нужна планомерная реализация комплекса мероприятий, что позволит постепенно создать условия, когда малый бизнес полноценно «заработает» в инновационной сфере.

Развитие малого предпринимательства требует совершенствования внешней среды бизнеса, и в первую очередь, необходимо поменять идеологические приоритеты, а также улучшать законодательную и нормативно-правовую базу. Необходимо законодательно регламентировать максимальный уровень налогового бремени для малого бизнеса, включать гарантии его неувеличения, в том числе в отношении страховых взносов. Кроме того, нужно сформировать нормативно-правовую базу для снижения административных барьеров в строительстве, повышения доступности застройщиков к земельным участкам, установления льготных режимов налогообложения для отдельных категорий юридических лиц. Следует обеспечить механизмы, при которых поддержка малого предпринимательства станет инструментом региональной политики государства.


Литература:

  1. Амурская область в цифрах: Краткий статистический сборник/ Амурстат. – Благовещенск, 2011. – 370 с.

  2. Басарева В.Г. Малый бизнес: региональные аспекты механизмов государственного регулирования// Региональная экономика: теория и практика. - № 11. – 2010.

  3. Тупчиенко, В.А. Развитие малого инновационного предпринимательства в регионах Российской Федерации/ В.А.Тупчиенко// Экономический анализ: теория и практика. – 2011. - №12 (219). – С.2-7.

  4. Чапек, В.Н. Экономика малого предпринимательства: учеб.пособие/

    В.Н.Чапек, Литература:М.К.Атаев, Ю.Т.Елоев. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 186 с.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle