Библиографическое описание:

Кечеджиян М. А. Государственная поддержка субъектов малого бизнеса Ростовской области как метод стимулирования их развития [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 166-168.

Экономический подъем и благосостояние граждан того или иного региона страны напрямую зависит от уровня развития малого бизнеса.

Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы региона. Значение субъектов малого предпринимательства в экономике отражается в следующих моментах:

  • малый бизнес позволяет наиболее полно удовлетворить потребности населения в товарах и услугах;

  • для старта дела нужны инвестиции в размере меньшем, чем для создания крупных компаний;

  • развитие малого предпринимательства – одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

  • малыми предприятиями проще управлять – для них не требуются сложные управленческие структуры;

  • развитие малого бизнеса в значительной степени позволяет смягчить проблему безработицы;

  • малое предпринимательство более гибкое, чем средний и крупный бизнес: быстрее реагирует на спрос потребителей.

По данным Росстата число малых предприятий в Ростовской области на 1 июля 2011 года составило 6,2 тыс. (без учета микропредприятий) [6].

Малый бизнес на Дону постоянно наращивает свои обороты и укрепляет позиции. Однако в своей деятельности субъекты малого предпринимательства сталкиваются с проблемами, которые тормозят его развитие. В наши дни эти проблемы активно решаются властями, как на федеральном, так и на муниципальном уровнях. Выражается это в разработке законодательных и нормативных документов, направленных на оказание правовой, имущественной и финансовой поддержки малому бизнесу. И все же вклад в оздоровление этого сектора явно недостаточен.

Рассмотрим наиболее остро стоящие проблемы, с которыми предприятия малого бизнеса Ростовской области сталкиваются на этапах своего развития.

Не секрет, что открытие собственного дела для граждан нашей страны является одним из самых заветных желаний. Но для того чтобы начать свое собственное дело, нужен хороший стартовый капитал, который при правильном использовании может помочь дать быстрый и успешный старт бизнеса и обеспечить ему дальнейшее развитие. Большинство малых предприятий сталкивается с нехваткой оборотных средств и нуждается в заемном финансировании. Ограниченность финансов – первая проблема в списке проблем предпринимателей.

Как правило, одним из самых эффективных решений привлечения инвестиций в собственный бизнес является посещение финансового учреждения. Ростовская область является одной из лидеров по объему выданных кредитов в этом сегменте. Однако в нашем регионе этот процесс отнимает у предпринимателей много времени. Необходимо пройти по всем банкам, выбрать оптимальный подходящий тариф, собрать огромный пакет требующихся документов. Но и после получения кредита приходится платить немалые суммы.

Сегодня средняя ставка процента по кредитованию малых предпринимателей около 14%. По прогнозам экспертов по финансовым рынкам Ростовской области, в 2012 году ставки будут расти, и составят 15-16% [5].

Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса — большой риск их кредитования. Поскольку финансовое состояние малого предприятия нестабильно и увеличивает риск невозврата займа: для них в первые годы деятельности характерны низкая финансовая грамотность, отсутствие залоговой базы и низкая рентабельность.

И эта проблема решается. В Ростове-на-Дону были приняты определенные меры для улучшения финансового состояния малых предприятий. Была принята Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы. В разрезе основных форм поддержки можно наблюдать предоставление субсидий начинающим предпринимателям (за 2010 год – 62 100 000 руб.), предоставление субсидий на погашение части процентной ставки по привлеченным кредитам (за 2010 год – 5 200 000 руб.) и другие направления. Так, за 2010 год было выделено субсидий субъектам малого предпринимательства в приоритетных сферах деятельности в целях возмещения части стоимости приобретенных основных средств и/или программного обеспечения в размере 13 250 000 руб. (субсидией воспользовались 103 субъекта малого предпринимательства) [4].

В связи с ростом спроса на советы консультантов-профессионалов для устранения проблемы неосведомленности предпринимателей малого бизнеса во многих регионах, в том числе и в Ростовской области, созданы специализированные организации, которые оказывают консультационные услуги начинающим бизнесменам.

Примером такой организации может служить межрегиональная общественная организация «Ассоциация Молодых Предпринимателей» (АМПР) – российская молодежная предпринимательская организация.

Целями создания АМПР являются:

  1. привлечение молодых предпринимателей (до 35 лет) к обсуждению проблем, которые возникают в сфере малого бизнеса;

  2. содействие защите и реализации прав молодых предпринимателей;

  3. воспитание и поддержка молодого поколения социально ответственных политически активных и патриотически-настроенных предпринимателей;

  4. организация регулярных контактов молодых политически активных предпринимателей с представителями власти на федеральном, региональном и местном уровнях [7].

Ассоциация молодых предпринимателей осуществляет свою деятельность по различным направлениям. Каждому направлению соответствует определенный Департамент. В настоящее время их десять (например, Департамент кредитно-финансовых программ, Департамент психологической поддержки, Департамент информационно политики и другие).

В организациях такого типа начинающий предприниматель может получить необходимую информацию о лицензировании предприятия или сертификации товаров и услуг, помощь в организации учета на предприятии, консультации юристов по различным правовым аспектам деятельности малого бизнеса, то есть повысить грамотность в вопросах ведения своего дела.

Перейдем к рассмотрению административных барьеров.

Во-первых, «некачественное» законодательство, которое сложно исполнять в силу того, что оно непрозрачно. Следование законными путями занимает огромное количество времени. Таким образом, временные затраты или взятки, позволяющие избежать их, превращаются в значительные барьеры.

Во-вторых, необоснованный отказ государственной регистрации индивидуального предпринимателя, долговременная процедура регистрации, получения лицензий, сертификатов, значительный объем документальной отчетности.

В-третьих, высокая степень инспектирования и контроля без предварительного извещения субъектов малого предпринимательства. Проводится большое число проверок малых фирм, причем различными контролирующими органами.

Понимая определенно негативное влияние такого рода административных трудностей на развитие и процветание малого бизнеса, принимаются меры по оценке и устранению некоторых преград.

Правительством Российской Федерации разработан план, на основе которого снижается количество проверок. Так, с 1 июля 2009 года имеет силу закон «О защите прав юридических лиц и предпринимателей, занимающихся индивидуальной деятельностью, при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля». В соответствии с ним плановые проверки субъектов малого бизнеса могут проводиться не чаще одного раза в три года. [11]. Также информация о тех организациях, которые должны пройти контроль, предоставляется на сайте Генпрокуратуры РФ.

Также Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» устанавливается упрощенная процедура регистрации субъекта малого предпринимательства, его лицензирования и сертификации продукции, а также статистической и бухгалтерской отчетности.

Следующим препятствием на пути развития малого бизнеса – отсутствие помещений для открытия собственного дела. В Ростовской области власти активно осуществляется имущественная поддержка малых предприятий. Имущественная поддержка малых предприятий – это передача во владение или пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

Так, в Ростовском регионе в 2010 году был установлен мораторий на индексацию размера арендной платы за имущество (кроме земельных участков), находящееся в собственности местных властей и переданное в пользование субъектам малого предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого бизнеса.

Помимо этого властями был введен понижающий коэффициент 0,85 к рыночной стоимости арендной платы за пользование областным государственным имуществом (нежилыми помещениями).

Открытие муниципального бизнес-инкубатора в Ростове-на-Дону также является доказательством эффективной имущественной поддержки малого бизнеса. По российскому законодательству бизнес-инкубатор – это организация, которая решает некоторые цели и задачи поддержки вновь созданных малых предприятий, начинающих предпринимателей, у которых есть желание, но не имеется возможность начать свое дело. [9].

Ростовское двухэтажное офисное здание для начинающих бизнесменов включает 22 кабинета, оснащенных современной техникой, бесплатным интернетом и справочной системой. Срок работы предпринимателей под крышей такого здания ограничивается тремя годами. Предполагается, что через это время начинающие предприниматели уже успеют «стать на крыло».

Бизнес-инкубатор обеспечивает оказание следующих основных услуг:

  1. предоставление помещений в аренду субъектам малого бизнеса;

  2. осуществление технической эксплуатации здания;

  3. консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, правовой защиты и развития предприятия, кредитования, обучения и повышения квалификации [9].

По всей Ростовской области их открыто около 10.

Из средств массовой информации очевидна роль малого бизнеса в экономике. Она достаточно велика.

Одна из задач, поставленных перед Правительством президентом Российской Федерации – это увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны к 2020 году до 60-70%. Сейчас же эта цифра колеблется от 20% до 25% [10]. Достичь этой цели будет крайне непросто. Прогнозные значения Минэкономразвития показывают на 2011 год – 21,2%, на 2014 год – 22,1%, то есть 0,9 процентных пункта за три года [10].

Однако твердые позиции и серьезные намерения государства в отношении малого бизнеса видны. Ведь малое предпринимательство, наряду с развитием других секторов рыночной экономики, может значительно способствовать нормальному функционированию стабильного экономически развитого государства.

 

Литература:
  1. Андреев В. Государственная поддержка малого предпринимательства// Российская юстиция, 2000, №12;

  2. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - 2-изд. перераб. и дополн. - М.: ИНФРА-М, 2007;

  3. № 209-ФЗ от 24 июля 2007г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

  4. http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=100901;

  5. http://www.dontr.ru/Environ/WebObjects/dontr.woa/wa/Main?textid=49088

  6. www.gks.ru (Федеральная служба государственной статистики России).

  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ассоциация_Молодых_Предпринимателей;

  8. http://www.rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.html;

  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бизнес-инкубатор;

  10. http://www.rg.ru/2011/11/22/dolya.html;

  11. http://www.rg.ru/2008/12/30/prava-kontrol-dok.html.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle