Автор: Шевцов Владимир Викторович

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, февраль 2012)

Библиографическое описание:

Шевцов В. В. Коучинг – преемник общественной агрономии Чаянова [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 155-158.

Александр Чаянов был ярким

представителем поколения русской

интеллигенции начала ХХ века.

Человек незаурядного ума, воспитанный

в лучших европейских гуманистических

традициях, всю свою жизнь он был

привержен делу улучшения жизни

простых людей, свободы и просвещения.

(Из статьи Т. Шанина "Три смерти Александра Чаянова")

Мировой экономический кризис, возрастание его влияния на российскую экономику в связи с вступлением России в ВТО, безусловно, скажется на аграрном секторе России, если и увеличивающем объемы производства отдельных видов продукции последние годы, то только за счет "проедания наследства и авансов", значительного спада производства кормов, овощей, продукции садов и виноградников. В среднем за период с 2004 по 2010 год бухгалтерская рентабельность, убыточность к затратам на производство проданных товаров сельхозорганизациями Краснодарского края (в процентах по отрасли) составила около 20, по растениеводству 30 и по животноводству 10 процентов. Причем, если в 2004 году уровню рентабельности производства проданных товаров в Краснодарском крае соответствовал уровень долгосрочных и краткосрочных кредитов банков и краткосрочной кредиторской задолженности в размере 26383 млн руб., то соответствующий уровень рентабельности в 2010 году был обеспечен уровнем долгосрочных и краткосрочных кредитов банков и краткосрочной кредиторской задолженности в размере 95769 млн руб.

Таблица 1

Рентабельность, убыточность (бухгалтерская) к затратам на производство проданных товаров в Краснодарском крае в 2004-2010 годах, в процентах

Рентабельность, убыточность (бухгалтерская) к затратам на производство проданных товаров, в процентах

2004 г.

2005г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

по с.-х. организациям (без субъектов малого предпринимательства), в т. ч. по отрасли

11,8

12,1

15

23

24,5

18,8

24,2

растениеводство

38,4

28,7

36,9

57,2

27,9

20

26,6

животноводство

– 0,8

14,8

9,6

3,2

12,5

13,8

14



Обеспечение устойчивого функционирования сельскохозяйственного производства в России после вхождения России в ВТО, может быть обеспечено только на основе системного подхода, предусматривающего комплексное использование всех факторов, способных обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности российскому агропрому. И здесь, на первом этапе, необходимо задействовать все те факторы, которые широко используются в сельскохозяйственном производстве развитых аграрных стран мира, доказали свою высокую эффективность, не требуют больших материальных и финансовых затрат, учитывают специфику нынешнего состояния АПК России. В свое время профессор, д.э.н. Б.А. Черняков (институт США и Канады) в докладе на Международной конференции, состоявшейся в Москве в РГАУ-МСХА им. Тимирязева отмечал, что "современное информационное обеспечение американского фермерства не просто безальтернативно, но оно во многом определяет успех его трудовой деятельности и качества жизни". Современное, общепризнанное мировой практикой информационное обеспечение, включает в себя также управленческое консультирование.

Управленческий консалтинг – деятельность, направленная на повышение эффективности фирм, компаний, организаций. По типам решаемых задач управленческий консалтинг может быть разделен на стратегический, маркетинговый, операционный, кадровый, психологический и коучинг. В ходе формирования и развития корпоративной культуры управленческие консультанты формируют систему мотивационных и смысловых установок, которые начинают играть на предприятии роль внутренних норм, которые определяют деятельность сотрудников и дают сотрудникам ценностные и нормативные ориентиры при принятии решений.

В процессе работы со специалистами и управленцами консультируемой организации управленческие консультанты используют два принципиально отличающихся подхода: рекомендательный и социально-инжиниринговый. Рекомендательный подход состоит в разработке тщательных и профессиональных рекомендаций, которые стали результатом работы экспертов, вовлеченных в консалтинговый проект. Социально-инжиниринговый подход предполагает использование социальных технологий, суть которых – в вовлечении управленцев и специалистов консультируемой компании в процесс консалтинга, в конструирование будущего устройства компании, её системы управления, структурно-функциональной схемы, системы бизнес-процессов и т. д. Вовлечение персонала компании в процесс формирования будущего позволяет решить множество проблем, связанных с лояльностью сотрудников к предложенным изменениям. Сотрудники, принявшие участие в формировании будущего своей компании, охотно соглашаются с необходимостью перемен, и активно участвуют в формировании новой системы управления.

Психологическое консультирование от консультантов по управлению в виде дружественного совета о стиле управления, поведении, рабочих привычках, взаимоотношениях с коллегами, слабых сторонах руководителя как личности, осуществляемое абсолютно конфиденциально, на основе доверия и уважения участников консультирования – также способствует снятию многих проблем.

Коучинг – партнерство между менеджером, как правило, высшего звена, и тренером-консультантом направлено на совершенствование управления предприятием. Пять базовых принципов коучинга гласят:

  1. Каждый человек, обратившийся к коучу, – здоров и в полном порядке.
  2. Потенциал человека не имеет границ. У каждого человека достаточно ресурсов для достижения своих истинных целей, и никто, кроме него, не сможет решить его задачу наилучшим образом.
  3. Человек знает о себе и своей текущей ситуации, в которой он оказался, гораздо больше, чем коуч или консультант.
  4. Каждый человек поступает наилучшим образом, исходя из известных ему альтернатив, т.е. он выбирает наилучшую из известных ему моделей поведения, применимых в конкретном случае. Чем больше моделей поведения известно человеку, тем богаче его выбор.
  5. Люди не нуждаются в критике, чтобы совершенствовать свою жизнь.

Коучинг в менеджменте – это содействие принятию менеджером эффективных управленческих решений, особый современный инструмент повышения эффективности бизнеса и жизни менеджера, инструмент позволяющий менеджеру достичь больших результатов, обеспечить личностный рост, быстрее и с меньшими затратами достигать значимых целей, планировать жизнь, понять чего они хотят от бизнеса и жизни. Взаимодействие коуча и менеджера, как правило, проходит в виде встреч один на один. В ходе таких встреч коучу удается помочь менеджеру осознать и реализовать важнейшие решения, как в сфере бизнеса, так и в личной жизни. Коучинг позволяет менеджерам повысить уверенность в своих силах, работать и жить более эффективно.

Основное отличие коучинга от других методов консультирования и обучения состоит в том, что коуч не дает своему клиенту готовых решений и ответов на возникающие у него вопросы, не указывает напрямую, что и как делать, а помогает ему находить самые верные решения самостоятельно в нестандартных ситуациях. Основой коучинга является принцип: клиент сам знает, по крайней мере, он уверен в этом, как необходимо решать бизнес-задачи и организовывать свою личную жизнь, а задача коуча помочь ему найти наилучшее решение самостоятельно, не давая ему сбиться с пути.

Необходимый уровень трансформации организации, который с помощью коуча организация может достичь, достигается не только индивидуальной работой коуча с топ-менеджером организации, а это является первым и обязательным этапом преобразований, но и последующей работой коуча с менеджерами организации. В ходе этого этапа коучем обеспечивается достижение общего понимания группой менеджеров того, как организация должна выглядеть в идеале, как их личные цели совпадают с целями организации, каковы приоритеты, что именно обеспечивает радикальные изменения, какова реальная ситуация в организации сегодня и какой характер взаимоотношений в организации и с организацией, какие требуются ресурсы, в каком объеме и где их можно привлечь с минимальным риском для организации.

Считается, что персональный коучинг, в своём нынешнем виде, появился в 1980-х годах в США. Томас Дж. Леонард, в то время финансовый советник в Сиэтле, в процессе своей работы обнаружил, что многие из его клиентов нуждались не только в навыках финансового планирования: они спрашивали его совета и в вопросах, касавшихся карьерного роста или жизненных планов. Для обозначения той работы, которую Леонард проводил со своими клиентами, он использовал слово "коучинг"; этот вид профессиональной помощи становился всё более и более популярным, выходя за рамки собственно финансового консультирования. В 1982 году Леонард начал практиковать коучинг. В английском языке одно из значений слова "коуч" - это тренер. Леонард был первым, кто начал применять этот термин не в спортивном контексте. Он использовал слово "коучинг" в качестве термина, обозначающего консультирование по достижению жизненных целей. Всё, что Леонард узнал о коучинге, он объединил в формальную структуру знаний и методов. В 1992 году Леонард организовал Университет коучинга; в настоящее время это самая большая организация в мире, обучающая коучингу. Основоположником бизнес-направления в коучинге считается консультант из Великобритании Джон Уитмор. Уитмор высказал мнение о том, что, добиться максимального эффекта можно, если его сотрудник сам осознаёт важность дела. Считается, что как отдельная профессия коучинг сформировался в начале 1990-х годов. К 1996 году официально в сфере профессионального коучинга работало около 2000 специалистов. В Америке профессия коуча официально признана в 2001 году, благодаря стараниям Международной Федерации коучей. Число людей, осваивающих эту профессию, за три года возросло в пять раз, и сейчас в мире насчитывается более 10000 человек, работающих на постоянной или временной основе. По подсчётам Университета коучинга, за последние десять лет помощь в рамках коучинга получили около 250000 человек.

Но в 80-е годы прошлого столетия, а именно 28 сентября 1987 года в конференц-зале ВАСХНИЛ (Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина) английский профессор Теодор Шанин выступил с лекцией "А.В. Чаянов в мировой экономической науке". Многие, из собравшихся, впервые услышали имя Чаянова (1888-1937 гг., российский экономист, социолог, социальный антрополог, международно признанный основатель междисциплинарного крестьяноведения; писатель-фантаст и утопист, автор термина моральная экономика) за полтора месяца до этого, прочитав в газете "Московские новости" материалы "круглого стола", собранного журналистом Львом Воскресенским, где рассказывалось о реабилитации 15 учёных-аграрников, репрессированных в самом начале тридцатых годов по обвинению в подготовке антисоветских заговоров и кулацких мятежей. По именам двух главных обвиняемых "преступная организация" получила тогда название "кулацко-эсеровской группы Кондратьева – Чаянова". Более чем через полвека, 16 июля 1987 года, по протесту Генерального прокурора СССР А.М. Рекунова, Верховный суд нашей страны прекратил это уголовное дело за отсутствием состава преступления.

И как выясняется сегодня, основополагающие теоретические разработки о сущности, роли и месте сельскохозяйственного консультирования, в частности коучинга, были сделаны Чаяновым еще в 1918г. в работе "Основные идеи и методы работы Общественной Агрономии". Он определяет Общественную Агрономию как "систему общественных мероприятий, стремящуюся направить эволюцию сельского хозяйства страны в сторону наиболее рациональных (в условиях времени и места) форм его. Сущностью работы Общественной Агрономии является "…влияние на сам процесс сельскохозяйственной эволюции, воздействуя на волю и разум самих хозяев, направляя их творческие искания в сторону форм, мыслимых ими рациональными, и предотвращая их от ложных путей творческого искания, усиливая своим авторитетом пример удачных начинаний, ускоряя и рационализируя процесс эволюции".

А.В. Чаянов считал, что задачами Общественной Агрономии являются ускорение и рационализация, стихийно совершающейся эволюции сельского хозяйства. Деятелем Общественной Агрономии, по мысли Чаянова, может быть назван организатор реформы сельского хозяйства, изучающий как само хозяйство, так и окружающие его местные условия, сообразно им проектирующий рациональный план организации хозяйства и намечающий план перехода от старой системы производства к новой. "Объектом его деятельности являются люди, их психика, их воля, их сознание, их отношения. …он создает новую культуру, новое народное сознание и предоставляет этой новой человеческой культуре самой создать новое земледелие.… для Общественной Агрономии характерными являются не столько задачи, сколько методы их разрешения... Перед нею не безропотные исполнители ее воли, а самостоятельные хозяева, организующие и ведущие свое хозяйство, согласно своей воли и разумению. Никто не может помимо их самих распорядиться их хозяйством, никто не вправе приказать им что-либо. …работник Общественной Агрономии является деятелем не столько техническим, сколько социальным…общественная Агрономия не должна заменять собой народно-хозяйственный силы, но должна сыграть в отношении их роль фермента, возбуждающего и направляющего их работу".

Таким образом, А.В. Чаянов в качестве основной задачи служащего Общественной Агрономии выделял задачу не простого доведения до крестьян сведений о нововведениях, а задачу повышения уровня их знаний, с использованием передового практического опыта, до уровня, позволяющего принимать творческие решения самостоятельно. Эти решения, как считал Чаянов, могут быть приняты только самими товаропроизводителями, поскольку именно они лучше других знают свою аграрную ситуацию, свою ситуацию по имеющимся людским, финансовым и другим ресурсам.

А.В. Чаянов отмечал, что задача консультантов заключается не в том, чтобы говорить сельскохозяйственным производителям, что им делать, а в том, чтобы развивать их способность самим принимать решения. Во-первых, это дает возможность адаптировать их решения к местной агрономической ситуации. Во-вторых, сельскохозяйственные производители будут лучше выполнять свою работу, если они приняли решение сами, чем когда они выполняют решение, принятое за них сотрудником консультационной службы. Следовательно, их собственные решения будут лучше реализованы. В-третьих, Чаянов не видел оснований у консультанта принимать решения за сельскохозяйственных производителей, если именно они, а не консультанты будут иметь дело с последствиями, приведшими к непредсказуемым результатам.

Именно приведенные выше выдержки из работ Чаянова, изложение его основных идей составляют сегодня суть современного коучинга, как выясняется, основанного во многом на трудах Чаянова, хорошо известных на Западе во второй половине ХХ века. Мысли А.В. Чаянова хорошо согласуются с современными принципами управленческого консультирования, в частности коучинга.

Ни одно серьезное решение в сфере экономики сегодня не только в развитых странах не принимается, но и не должно приниматься в России без привлечения консультантов. Непрерывное повышение эффективности консалтинга – средство преодоления кризисных ситуаций. Для достижение синергетического мультипликативного эффекта от реализации управленческих решений необходимо освоение функций и методов консалтинга, в том числе тех, о которых писал Чаянов. Консалтинг в аграрной сфере должен не только обеспечивать получение соответствующей выгоды для агропромышленных предприятий, но и иметь общественную направленность, то есть способствовать процессу непрерывного совершенствования аграрного производства, выступать в отношении сельскохозяйственных производителей в роли "фермента, возбуждающего и направляющего их работу".

Как показывает время, вновь и вновь именно сила оригинальной и реалистической мысли, равно как и ее носители, заставляют мир вертеться. Именно поэтому теоретическое наследие Чаянова пережив врагов и его обожателей, продолжает играть свою плодотворную роль в сотворении будущего.



Литература:

Балязин В. Профессор Александр Чаянов. М.: Агропромиздат, 1990.
Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки тренера коучей / Пер. с англ. – М.: ООО "Издательство "Добрая книга", 2005. – 288 с.
Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России: Доклад ООО РАН – М., 2002, с.10.
Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. – СПб.: Издательство "Речь", 2004. – 272 с.
Чаянов А. Основные идеи и методы работы Общественной Агрономии. Московское товарищество книгоиздательств по вопросам с.-хозяйственной экономии и политики. Москва-1918.
Чаянов В.А. А.В. Чаянов – человек, ученый, гражданин / Под. общ. ред. д.э.н., професора, члена-корреспондента РАН Г.И. Шмелева. – М.:Издательский Дом "Дашков и К", 2000. – 370 с.
Управленческое консультирование. Введение в профессию: пер. с англ.; научн. редактор Гладышев А.А. – М.: Планум, 2004. – 976 с.: ил.
Сельское хозяйство Краснодарского края. Статистический сборник. Краснодар, 2011 год.
Сельское хозяйство Краснодарского края. Статистический сборник. Краснодар, 2011 год

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle