Библиографическое описание:

Велиев З. Т. Будущее государственных финансов или нужен ли миру новый Кейнс? [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 53-56.

В статье рассматривается особенности государственных финансов за последние годы. Также предлагается внедрение новой концепции для оптимизации бюджетных расходов и повышение их эффективности.


In this article, measures of public finance of the recent period are considered. The opportunities of the use of fiscal space and medium term budget planning are analyzed.



"В любом случае кейнсианская революция означала подлинный конец "доктрины laisser-faire" (невмешательства государства в экономику). Кроме того, это была подлинная революция в экономической мысли".

Марк Блауг. "Экономическая мысль в ретроспективе".


"Два мыслителя сыграли выдающуюся роль в отражении революционного вызова Маркса - Эд.Бернштейн и лорд Дж. М. Кейнс".

Егор Гайдар. "Государство и эволюция".


1. Как быть когда фискальная политика не достаточно эффективна?

Мировой кризис затронул множество стран, так как рынки большинства стран связаны между собой. Последствия кризиса всем известны: началась рецессия. В результате, страны начали, выкупать токсичные активы финансовых организаций и тем самым государства стимулировали совокупный спрос. На начальном этапе «кейнсианский подход» оправдал себя.

Кейнсианство – государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос. Недостаток спроса компенсируется за счет бюджетных расходов [4].

Однако уже в 2010 году появились новые проблемы: рост бюджетных расходов и бюджетного дефицита. С одной стороны государство должно было стимулировать спрос с другой стороны, когда растут бюджетные расходы, растет и бюджетный дефицит (и государственный долг).

Для того чтобы снизит уровень государственного долга, тем самым бюджетного дефицита страны приняли курс на бюджетную консолидацию. Бюджетная консолидация – повышение налогов и сокращение расходов.

Бюджетная консолидация, как правило, снижает темпы роста в краткосрочной перспективе. Через два года сокращение дефицита бюджета на 1 процент ВВП снижает объем производства примерно на ½ процента и повышает уровень безработицы на ⅓ процентного пункта [8].

В эту ситуацию с одной стороны попала США, которая недавно была лицом к лицу техническим дефолтом. В результате кредитное агентство “Standart & Poors” снизило рейтинг этой страны. В ходе технического дефолта США не сможет платить по своим долговым обязательствам.

Также проблемы с большим государственным долгом есть у так называемых стран PIIGS (Portugal, Ireland, Italy, Greece и Spain). Из этих стран трое Португалия, Ирландия и Греция уже обратилось за помощью в МВФ и новый Европейский фонд финансовый стабильности.

В Германии (положение конституции о сбалансированности бюджета) в некоторых странах, в том числе Франции, Греции, Ирландии, Италии и Португалии, обсуждаются инициативы, направленные на совершенствование бюджетного процесса. В Европейском парламенте рассматривается проект директивы Европейского союза, устраняющий недостатки национальных бюджетных институтов и процедур, которые в прошлом подрывали действия по обеспечению выполнения Пакта о стабильности и росте [5].

Пакт о стабильности и росте (или Маастрихтский договор был принят в 1993 году) – соглашение между государствами Европейского Союза, касающейся бюджетной и налоговой политики. Критерии, которые обязаны соблюдать члены Евросоюза, следующие:

Ситуация с государственным долгом поставило тупик большинство экономистов а также политиков. Как быть? Пойти на бюджетную консолидацию или продолжать финансировать экономику за счет бюджетных средств?

Спасет ли мир Кейнс или нужна новая доктрина? Даже сам великий английский экономист в свое время утверждал, что моя теория со временим возможно потеряет свою значимость и нужно будет найти новую концепцию. Возможно, он был прав. Несмотря на то, что во время кризиса многие страны начали использовать именно его идеи, время показало, что даже концепция Кейнса бессильна в нынешних обстоятельствах. Но необходимо найти новые инструменты для развития экономики и предотвращение рецессии.

2. Рейтинги по фискальным показателям

Как было выше сказано, за последние годы у большинства стран мира стремительно растёт долг и бюджетный дефицит. Ниже показаны рейтинги стран большой двадцатки (G-20) по двум очень важным фискальным показателям: бюджетный баланс и государственный долг. Как видно, из таблицы за последние три года почти у всех стран большой семерки рейтинг был наихудший. Среди этих стран только Россия смогла улучшить свою позицию. Благодаря ценам на нефть показатель по бюджетному балансу у Саудовский Аравии и России был наилучшим. Отчет подготавливается, как правило, для более 130 стран [9].


Таблица 1

Рейтинг стран по фискальным показателем в Отчете Всемирного Экономического Форума Глобальная Конкурентоспособност***


2008 год

2009 год

2010 год

Бюджет-

ный баланс

Государ

ствен-

ный Долг

Бюджет-

ный баланс

Государ

ствен-

ный Долг

Бюджет-

ный баланс

Государ

ствен-

ный Долг

США

122

114

118

122

139

132

Франция

92

113

87

116

125

130

ФРГ

49

112

26

114

64

122

Италия

85

128

66

131

85

138

Япония

120

132

134

137

135

142

Великобритания

117

96

117

108

138

120

Канада

39

108

34

120

102

129

Россия

17

10

106

8

67

7

Австралия

42

15

67

23

86

29

Южная Корея

28

42

17

58

13

45

Аргентина

26

90

21

85

39

91

Бразилия

69

67

51

84

57

114

Китай

56

20

35

18

50

20

Индия

115

116

81

115

133

117

Индонезия

74

56

41

51

30

37

Мексика

46

41

19

50

80

82

Саудовская Аравия

3

24

53

37

8

10

ЮАР

58

57

27

47

104

54

Турция

73

72

96

81

52

80

***Global Competitivness Report 2009-2010, 2010-2011, 2011-2012


Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. 

3. Дальнейшая перспектива государственных финансов или новая архитектура финансов.

Итак, мировая экономика переживает очень трудные времена. Бюджетные стимулы исчерпали себя. Какие инструменты можно использовать? Ответ очень прост. Мир должен пересмотреть свою систему ценностей. За последние почти 70 лет страны жилы не по карману. Опираясь на теорию кейнсианства они повышали бюджетные расходы на социальные нужды и на инвестиции. Нужен ли миру новый Кейнс? Возможно, нужна новая финансовая архитектура! Надо менять некоторые принципы финансовой системы. Надо сокращать расходы, а еще точнее снижать темп их роста. И не в коем случае не следует повышать налоги, ибо это с одной стороны мешает производителям, а с другой стороны, в конечном итоге, от этого пострадают обычные граждане.

При этом надо не просто сокращать пропорционально по каждой статье 10-15%, а нужно оптимизировать бюджетные расходы и повышать их эффективность, используя для этого новейшие концепции фискальной политики. Множество стран говорят о новых концепциях, да и многие добились уже успеха. Однако данная ситуация отличается тем что если понятие эффективности раньше носило более рекомендательный характер, то теперь оно должно быть обязательным.

Для этого можно использовать две концепции: фискальная ёмкость и среднесрочное бюджетное планирование (СБП).

1. Фискальная емкость [6]

1) возможность государства финансировать достижение желаемых целей при условии бюджетной устойчивости в средне- и долгосрочной перспективе.

2) разница между текущим уровнем расходов и максимально возможным уровнем расходов, не приводящего к снижению кредитоспособности государственного сектора.

Фискальная емкость может быть создана и увеличена следующими основными способами:

  • повышение бюджетных доходов, как с помощью оптимизации налогового бремени, а также расширения налогооблагаемой базы.

  • снижение неэффективных расходов, финансирование более приоритетных расходов (изменение структура расходов).

2. Бюджетирование ориентированный на результат и Среднесрочное бюджетное планирование.

Бюджетирование, ориентированный на результат (БОР) или программно целевое бюджетирование это переход от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами что в свою очередь повышает эффективность бюджетных расходов.

Среднесрочное бюджетное планирование и/или бюджетирование является важнейшим инструментом финансовой и экономической стабилизации, а также позволяет решать другие задачи, к которым относятся:

    • проверка правительственных и законодательных решений на предмет соответствия среднесрочной и долгосрочной экономической и финансовой стратегии государства;

    • обеспечение преемственности бюджетного процесса и повышения фискальной дисциплины;

    • повышение прозрачности и эффективности бюджетного процесса;

    • экономия времени и иных ресурсов, расходуемых на составление проектов бюджетов.


Литература:

  1. Волатильность мировых цен на нефть – угроза бюджетному процессу, В.Бушуев, 22 июня 2011;

  2. Взаимосвязь фискальной и денежно-кредитной политики, А.Улюкаев, П.Кадочников, П.Трунин;

  3. Модернизация государственных финансов, М.П. Афанасьев, 2010,

  4. Общая теория занятости процента и денег, Д. М. Кейнс;

  5. Продолжение курса на бюджетную консолидацию, Бюджетный вестник, июнь 2011 г;

  6. Материалы семинара АТЭС "Фискальная емкость: анализ, оценка и выбор приоритетов бюджетных расходов", Бруней, 2-3 декабря 2007;

  7. Формирование региональной системы бюджетного планирования, И.В.Косяков, 2006;

  8. Перспективы развития мировой экономики, октябрь 2010 года, МВФ;

  9. Global Competitiveness Report 2010-2011, 2011-2012, World Economic Forum.

5


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle