Библиографическое описание:

Донюш Е. В. Становление и развитие мирового рынка потребительских товаров [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 30-34.

Ключевые слова: эволюция, тенденции, потребительские товары, мировой рынок, глобализация

 

Современный мировой рынок потребительских товаров претерпел значительные изменения по сравнению со своими предшественниками. На это повлияла главным образом трансформация спроса, потребительских предпочтений и предложения.

Мировой потребительский рынок играет важную роль в системе воспроизводства, в обеспечении связи производства и потребления, сбалансированности спроса и предложения. Потребительский рынок — самый чувствительный и объективный инструмент оценки состояния экономики, социальной сферы, да и всего общества.

На современном этапе развития мировой экономики важнейшим условием для выживания и получения прибыли является максимальная ориентация на глобального потребителя, его предпочтения, спрос и ожидания. Для этого необходимо создать непрерывную международную цепь поставок, наладить каналы прямых поставок, выйти на виртуальный рынок, увеличить объемы инвестиций, особенно в инновации для более эффективного удовлетворения будущих потребностей.

Все это определяет актуальность исследования мирового рынка потребительских товаров.

Значение мирохозяйственных связей, возникших еще в древности, непрерывно растет и в настоящее время. Однако, если в древности предпосылкой мировой торговли была неравномерность распределения ресурсов, то в настоящее время на первый план выходят технологии и знания, обеспечивающие эффективное использование этих ресурсов.

Значение потребительских товаров в мировой торговле сложно переоценить. Этот вид товаров всегда являлся одним из важнейших.

Уже при первобытно-общинном строе племена обменивались средствами труда, благодаря чему изделия перемещались на далекие расстояния.

Систематическая мировая торговля возникает с зарождением первых государств, благодаря деятельности купцов и чиновников. Еще 5 тысяч лет назад первое в мире государство Египет покупал у соседних племен древесину, скот, различные металлы, в обмен на продукты ремесла и земледелия.

В добуржуазном обществе торгуют уже не только предметами первой необходимости, но и роскоши. К примеру, во II тыс. до н. э., финикийские купцы регулярно закупали олово на «Оловянных островах» (современная Великобритания) и перевозили его в Египет и на Ближний Восток для получения бронзы. Международная система торговых путей, связывающих основные цивилизации Старого Света, сформировалась уже в Средневековье: караванные пути, Великий шелковый путь, «путь из варяг в греки» и т. д. В это время появляются купеческие союзы (средневековая Ганза) и международные торговые города-государства (средневековые Генуя и Венеция, финикийские города).

Таким образом, мировая торговля возникла еще в древности, однако мировой рынок формируется в раннее новое время под воздействием мировой экспансии Западной Европы и развитием товарно-денежных отношений.

В XVI—XVIII веках, в эпоху первоначального накопления капитала, локальные центры торговли перерастают в единый мировой рынок. Британские технологические изобретения XVII—XVIII вв. позволили повысить производительность труда в области сельского хозяйства и промышленности. Внедрение нового оборудования привело к массовому производству (фабрики по производству дешевых тканей, выплавке стали), что повлекло рост объема международных перевозок, требующих усовершенствования. Вслед за Британией занялись промышленным развитием Франция и Бельгия. Османская империя в XVIII веке активно торговала как с соседними странами Азии и Африки, так и с европейскими странами. В Османскую империю завозили по морю и по суше шерсть, хлопковые и шелковые ткани отменного качества, шелк-сырец, фарфор, пряности, сахар, кофе, ладан из государств Средней и Юго-Восточной Азии, Ирана, Китая, Индии и Аравии. Судан и Эфиопия привозили натуральную кожу, золотой песок, слоновую кость в Египет, откуда частично реэкспортировались в Европу. В Эфиопию и другие южные страны доставлялись льняные и шерстяные ткани, зерно из Египта, товары из Европы. Восточная торговля приносила, как правило, наибольшую прибыль.

Экспедиции Колумба, Магеллана, Васко да Гамы расширили границы мирового рынка. В XIX в. началось массовое производство дешевых потребительских товаров, перевозимых посредством железнодорожного транспорта и пароходов. Технический прогресс в Англии и Голландии позволил увеличить объем мировой торговли в сотню раз за период XIX в. до 1914 г. Благодаря развитию машинного производства импорт сырья из стран Африки, Азии и Латинской Америки и экспорт потребительских товаров стали носить регулярный характер.

Начало эпохи свободной торговли положила отмена ограничений на ввоз и вывоз товаров и услуг в 1850–1860-е гг., за исключением тарифа на импорт пшеницы в Великобританию. Однако, тот факт, что ни одна из стран не могла ввозить нужные объемы пшеницы в Великобританию, зафиксировал цену на высокой отметке.

В 1860–1880 гг. появляются минимальные торговые барьеры. Развитие перевозок по океану в 1870 г. столкнуло Великобританию с серьезной конкуренцией.

После экономического кризиса в Европе обостряется национализм, страны активно закупают вооружение вследствие политической нестабильности, происходит возврат к политике протекционизма и защите молодых отраслей промышленности.

Динамику развития мирового потребления XX в. можно проследить по этапам развития мировой экономики в целом. Первая мировая война (1910–1930-е гг.) открывает первый этап, характеризующийся милитаризацией экономик стран, разграблением, сложностями конверсии военной экономики. В капиталистических странах в целях получения прибыли от военных поставок промышленные предприятия значительно сокращают производство потребительских товаров в пользу военной продукции.

После 1917 г. Россия выпала из мирового товарооборота. Кризисы в мировой экономике 1929–1933 гг. и 1938–1939 гг. сократили вывоз товаров и капитала, роль национальных экономик возросла. Война, требуя больших затрат, которые покрывались за счет введения новых налогов и эмиссии дополнительных объемов бумажных денег, не имеющих золотого обеспечения, повлекла за собой инфляцию. Производство потребительских товаров резко сократилось ввиду перевода предприятий на производство военной продукции. В результате потребление населения резко упало. Большая часть государственного бюджета направлялась на военное производство. Созданные в 1915 г. военно-промышленные комитеты мобилизовали средние и мелкие промышленные предприятия для обеспечения армии вооружением. Благодаря этому недостаток вооружения значительно сократился. Однако это негативно отразилось на важных отраслях: текстильной, спичечной, стекольной и прочих.

Сокращение производства потребительских товаров до минимума, выкачивание из населения денег путем налогов и денежной эмиссии привело к спекуляции, росту цен (особенно на товары первой необходимости), снижению уровня жизни населения и глубочайшему кризису экономики в целом. Потребление продовольствия населением России в военные годы сократилось почти на 53 % по сравнению с довоенным уровнем потреблением.

При отступлении в 1915 г. на железную дорогу пришлась неподъемная нагрузка эвакуации военных складов и населения. Нехватка рельсов и подвижных составов привела к разборке и переброске рельсов в нужных направлениях. Многие деревни и районы остались без жизненно необходимых потребительских товаров и продуктов питания.

В Англии потребление продовольствия сократилось в среднем на 1/3 (потребление хлеба сократилось на 22 %, масла — на 62 %, яиц — на 74 %, мяса — на 29 %).

Больше всего сокращение потребления продуктов питания наблюдалось в Германии. Потребление хлеба упало на 55 %, мяса и жиров — еще существеннее. Так, в 1916 г. мяса потреблялось 1кг на человека в месяц по сравнению с 4,2 кг в 1913 г.

С 1916 г. в Австро-Венгрии нехватка продовольствия, транспортные проблемы, рост цен и спекуляции значительно понизили уровень жизни населения.

За годы войны мирохозяйственные связи, обеспечивающие международный обмен сырьем, товарами и продовольствием между капиталистическими странами, обрываются. Возникшая изоляция приводит к истощению национальных экономик.

В период с 1940 по 1950 гг. происходит ограничение потребления и повышение интенсивности труда. Все ресурсы направлялись военные нужды. Начался второй этап развития мировой экономики.

В период войны в СССР произошло падение благосостояния населения сильнее, чем в остальных странах. Продовольствие и промтовары использовались в качестве поощрения работы трудящихся. Благодаря лояльному отношению властей СССР в военные годы к ведению личных хозяйств колхозников и продаже их товара на свободном рынке, обеспечивающем 50 % потребления горожан продуктами питания, удалось избежать массового голода.

В конце 1940-х гг. американская экономика обретает еще большее могущество за счет модернизации производства, технической базы сельского хозяйства, внедрению научных разработок, военным заказам, а также разорения экономик остальных воюющих стран. Так, в период с 1937 по 1947 гг. доля США в мировом производстве возросла с 35 до 56 %, в мировом товарном экспорте — с 14 до 33 %, что обеспечило огромный приток золота в США. Увеличившейся объем производства за счет роста экспорта товаров, отложенного спроса на товары народного потребления, распространения потребительского кредита — привел к кризису перепроизводства в 1948 г. Большие финансовые вливания США дали развитие прогрессивным отраслям: производство электроники, пластмасс, синтетики и прочее.

В 1942–1943 гг. доля тяжёлой промышленности превысила 72 % в общем объеме производства Японии. Объемы производства хлопковой промышленности снизились в 25 раз. Война принесла Японии дефицит государственного бюджета, растущую инфляцию, потерю колоний и иностранных капиталовложений. Японские товары исчезли с мировых рынков.

В Великобритании данный период характеризовался значительным спадом производства продукции угольной отрасли (на 15 %), хлопчатобумажной (более чем вдвое), обувной (на 13 %), нехваткой продовольствия, ростом налогов, жёсткой карточной системой, спекуляцией, инфляцией и ухудшением условий жизни населения. Наряду с негативными последствиями для населения война помогла укрепить власть монополий, и обогатить их за счет военных поставок.

Вторая мировая война привела к образованию новой мировой системы. Возросла роль транснациональных корпораций (ТНК). Противоборство двух мировых систем укрепляло экономические связи между несоциалистическими странами. В данный период уровень развития экономики США сравнивается с уровнем остальных развитых стран, образуется три конкурирующие мировые центры: США — Западная Европа — Япония.

В период с 1970 по 1990-е гг. (третий этап) благодаря достижениям научно-технической революции (НТР) происходит рост интернационализации производства, переход развитых стран к постиндустриализации, а стран бывшего социалистического лагеря — к рыночной системе экономики. Восстанавливается целостность мира, стремительно растут мировые рынки, усиливается взаимосвязь и взаимозависимость стран. Международный обмен второй половины ХХ века развивается быстрыми темпами.

В 70–80-е гг. развитые страны внедрили в промышленность энерго- и ресурсосберегающие технологии, что ускорило темпы роста производства.

Дешевый и качественный импорт наводнил рынок США и привел к росту дефицита торгового баланса страны.

В 70-е гг. СССР значительно отстает от промышленно развитых стран в технологическом развитии. Растущая инфляция и розничные цены даже на потребительские товары значительно ухудшают уровень жизни населения СССР. Дефицит товаров массового спроса создавал скрытую инфляцию и неудовлетворенный спрос (накопление денег в сберкассах). Ощутимый дефицит население испытывало в продуктах питания: молочные, мясные и прочие.

Несмотря на опережающие Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) темпы роста производства в странах Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) (СССР, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия и Югославия), качество производимой продукции и обеспеченность потребительскими товарами были гораздо ниже западных. Причиной тому — внешняя изоляция рынка и отсутствие конкуренции. СССР поставлял в западные страны энергоносители и сырье, а импортировал продовольствие, потребительские товары, оборудование. В конце 70-х гг. с переходом Запада на энерго- и ресурсосбережение интерес к партнерству с СССР спал, темпы роста экономики стали замедляться.

В 1970–1980 гг. производство потребительских товаров в Беларуси сократилось вдвое, что по сравнению с остальными республиками СССР было, однако, положительной динамикой. Объем товарооборота БССР за этот период вырос в 1,9 раз (9,9 млрд. руб. в 1980 г). Также в период с 1970 по 1980 гг. доля товарооборота непродовольственной группы товаров по отношению к продовольственной продолжала расти: так, в 1970 г. доля непродовольственной группы составляла 45,8 %, а уже в 1980 г. — 50,4 %. Внутри непродовольственной группы упали продажи шерстяных, хлопчатобумажных, льняных тканей, но в тоже время выросла продажа шелковых тканей, трикотажа, кожаной обуви, парфюмерно-косметических товаров, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения. В итоге обеспеченность населения телевизорами, пылесосами, холодильниками и другой сложнобытовой техникой выросла примерно в два раза. Однако потребительский спрос на сложнобытовую технику удовлетворялся лишь на 70 %. Продажи автомобилей населению выросли в 10 раз (39,9 тыс.шт. в 1980 г). Увеличилось потребление мясной продукции, яиц, овощей, а картофеля и хлебобулочных изделий — сократилось. [4, с.230–250]

Развитие промышленности привело к появлению блока новых индустриальных стран (НИС), чьи темпы роста и развития экономики опережали даже развитые страны. Основной отраслью их экономического развития выступала обрабатывающая промышленность. В этот период образуются ТНК, особенно много их в Сингапуре, Южной Корее, Бразилии, Тайване, Аргентине. Латиноамериканские НИС специализировались на производстве массовой потребительской продукции. В 80-е гг. образуется второе и третье поколения НИС (Малайзия, Индия, Таиланд, Филиппины, Индонезия и прочие). [7]

С 1970 по 1991 г. значительно вырос объем мировой торговли. Так в 1965 г. он составил 172,0 млрд., в 1970 г. — 193,4 млрд., в 1975 г. — 816,5 млрд. долл., в 1980 г. — 1,9 трлн., в 1990 г. — 3,3 трлн. и в 1995 г. — свыше 5 трлн. долл. В этот период мировой экспорт ежегодно увеличивается на 7 %. В 70-е гг. экспорт снизился до 5 %. В конце 80-х мировой экспорт снова растет (до 8,5 % в 1988 г), падает в начале 90-х и снова набирает устойчивый рост в середине 90-х гг. [3]

Доля потребительских товаров в структуре импорта США в 1990–1994 гг. демонстрировала устойчивый рост: так, в 1990 г. их доля составляла 19,3 %, а в 1994 г. — 20,3 %. Таким образом, импорт потребительских товаров составлял вторую основную статью импорта США после машин и оборудования. [6]

В 1992 г. в России уровень потребления населения резко упал до минимальной отметки, постепенно набирая рост в последующие годы.

В конце XX в. серийное производство однородного товара сменяется на выпуск качественного и разнообразного товара, учитывающего меняющиеся потребности рынка. В это время углубляется международное разделение труда (МРТ), специализация, кооперирование и интенсификация производства. Всё это способствует повышению эффективности производства и значительному улучшению качества выпускаемой продукции. Внедрение международных стандартов, либерализация торговли, международное разделение труда, образование международных экономических объединений привело не только к эффективной целостности мирового хозяйства, но и к концентрации торговли внутри самих интегральных структур. В 90-х гг. в мире функционирует свыше 36 тыс. транснациональных корпораций (ТНК) с 270 тыс. филиалов. Третья часть объема мировой торговли производства контролируется ТНК.

Ежегодный рост импорта стран Северной Америки на 10 % в 1996–1999 гг. в основном за счет потребительских товаров обеспечивался в большей части поставками из стран Азии (особенно Китая).

Страны Северной Америки (США, Канада), Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Италия), Япония и некоторые страны Восточной Азии (Республика Корея, Таиланд, Сингапур, Малайзия и прочие) заняли лидирующие позиции по темпам развития экономики. В Китае наблюдается стремительный рост объемов производства после проведения экономической реформы. На постсоветском пространстве углубляется кризис, объемы ВВП снижаются.

В начале ХХI в. стремительно развивается интеграция и глобализация, открывая четвертый этап развития мирового хозяйства. Углубляется взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, в мировом товарообороте преобладают готовые изделия, оборудование, комплектующие, а не сырье и продовольствие, как в XIX в.

В середине 80-х гг. ФРГ заняла лидирующую позицию (после США) по экспорту товаров, Япония — капитала. Доля НИС-«азиатских тигров» (Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, и др.) в мировом товарообороте выросла за счет производства филиалами ТНК недорогой техноемкой продукции. Развитые страны с низкими производственными издержками имеют дополнительную прибыль, а аграрные страны вынуждены экспортировать сырье и сельскохозяйственную продукцию, имеющих значительно ниже стоимость, чем товары обрабатывающей промышленности. Таким образом, аграрные страны покрывают внешний долг большей частью своей экспортной выручки. В последнее время развивающиеся страны борются за новый международный экономический порядок (НМЭП), за равноправие и взаимовыгоду всех участников МРТ. Несмотря на меньшую монополизацию международного рынка по сравнению с национальным, крупнейшие ТНК промышленно развитых стран (США, Англии, Японии и др.) устанавливают и контролируют цены на мировом рынке. В последние годы растет доля готовой продукции в структуре экспорта товаров (удельный вес превышает 2/3 стоимости мирового товарооборота).

Глобализация оказала значительное влияние на потребительский рынок, создав «глобального потребителя». Потребитель имеет возможность приобрести товар из любой страны даже не выходя из дома (через интернет), унифицируются потребности. В моду вошел здоровый образ жизни и товары сопутствующие ему. В Беларуси, России и некоторых других постсоветских странах постепенно снижается «бездумное» потребление товаров массового спроса, вызванное дефицитом потребительских товаров в советское время. На сегодняшний день производитель должен заботиться не только о традиционном соотношении цены и качества товара, снижении издержек производства, но и о его продвижении, что в значительной степени осложняется растущей конкуренцией и меняющимся потребительским спросом. Реклама уже не является определяющим моментом при выборе товара. Потребитель больше ориентируется на независимые мнения таких же потребителей в сети Интернет, эксклюзивность товара, авторитет производителя (бренда), возможность протестировать продукцию перед покупкой, возможность быть вовлеченным в рекламные кампании, высокое качество обслуживания, престиж бренда и товара. Современный потребитель обращает особое внимание на социальный статус, который придает ему обладание определенным товаром, несмотря на его завышенную стоимость. В тоже время потребитель стремится экономить деньги за счет возможности обмениваться товарами на интернет порталах, продавать на интернет-аукционах (например, e-Bay), сдавать или приобретать дорогую фирменную вещь в сэконд-хэнде данной торговой марки. В развитых странах наибольшее потребление получают инновационные товары и услуги. Постоянно совершенствуются технологии, создаются новые виды товаров и услуг, меняются потребительские предпочтения, формируются новые виды потребностей. Все это приводит к постоянной трансформации потребительского спроса. Сам процесс роста индустриализации и глобализации накладывает отпечаток на формирование спроса и предложения, а значит и на мировой рынок потребительских товаров в целом.

Наблюдается мировая тенденция экономии населения на товарах массового потребления и продуктах питания для поддержания отложенного спроса на более дорогие и крупногабаритные товары, особенно бытовую технику.

Таким образом, мировой рынок потребительских товаров прошел длинный эволюционный путь, претерпел значительные изменения, однако не потерял своей определяющей роли для потребителя. Доля готовых изделий, сырья и продуктов сельского хозяйства в 1950-х гг. были примерно равны. В начале XX в. доля сырья и продовольствия выросла до 60 %, а в конце ХХ в. около 70 % мирового товарооборота заняли готовые изделия, 12 % — сырьё (за счет ресурсосберегающих технологий, совершенствования химической промышленности) и 8 % продовольствие. В настоящее время на долю готовых изделий приходится около 80 % мирового товарооборота, продуктов питания и сырья — лишь 20 %. Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углублением МРТ. В настоящее время доля машин и оборудования, продукции химической и обрабатывающей промышленности, наукоемкой и высокотехнологичной продукции динамично растет. В развитых странах экспорт готовой продукции превышает ее импорт, экспорт и импорт продовольствия сельскохозяйственной продукции примерно равны, импорт текстиля, химической продукции, машин и оборудования превышает экспорт. Растет торговля запасными частями и полуфабрикатами. Азиатские страны лидируют по производству и экспорту бытовой электроники; Вьетнам, Индонезия, Малайзия — тканей, обуви, одежды; Турция — кожаных изделий; Италия — обуви и брендовой одежды; Германия и Япония — автомобилей. Мебель из экзотических редких пород древесины, изделия и мебель ручной работы пользуется высоким потребительским спросом в странах Западной Европе. Соответственно увеличивается доля экспорта шпона из ценных пород древесины (из африканских и стран Южной Америки), итальянской и испанской фурнитуры.

Благодаря развитию в промышленно развитых странах производства продукции сельского хозяйства начиная с 80-х гг. они обеспеченны продовольствием, импортируя и экспортируя продукты питания между собой. В тоже время около 70 % мирового населения испытывают нехватку продовольствия и голод.

 

Литература:

 

1.      Берман Б., Эванс Дж.Р., Потребительский рынок. Маркетинг: Пер. с англ.- М.: Cирин, 2002.- 308 с.

2.      Гражданкин А. И., Кара-Мурза С. Белая книга России. Строительство, перестройка и реформы. 1950–2012 гг. Либроком, 2013

3.      Кушнир Иван. Электронная книга. Мировая экономика, 1970–2013

4.      Народное хозяйство Белорусской ССР в 1980 г.-Мн.: Беларусь,1981

5.      Статья Криссокидис Дж.М., Вонг В. «Стратегия запуска новой продукции на внешние рынки: эмпирическое исследование факторов современности». Корпоративный менеджмент, http://www.cfin.ru

6.      Страноведческий справочник 1994 года

7.      Informe económico anual 1970 (ODEPLAN)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle