Библиографическое описание:

Сулейманов М. М., Сагидова З. М. Региональная налоговая политика: проблемы и перспективы реализации на примере Республики Дагестан [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 138-139.

Региональная налоговая политика занимает важное место в финансово-экономической политике Российской Федерации, что является важным приоритетом экономико-политического развития страны.

Региональная налоговая политика при кажущейся ее самостоятельности ограничена на федеральном уровне нормами налогового кодекса.

Основными бюджетообразующими налогами на региональном уровне являются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, а межбюджетные трансферты, несмотря на тенденции к уменьшению, по-прежнему оказывают значительное влияние на доходную базу региональных бюджетов. В Республике Дагестан доля этих налогов в общем объеме поступлений составляют порядка более 30 % и 40 % соответственно. Удельный вес этих налогов в общем объёме поступлений составляет соответственно 39 и 31 процент.

Поступления налогов на совокупный доход составили 543,2 миллиона рублей. Что касается налога на прибыль, то его поступления в территориальный бюджет составили 9,7 миллиона рублей.

За 2014 год поступления в бюджет Дагестана от всех налогоплательщиков — включая крупнейшие, которые администрируются межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, — составили 26,2 млрд. рублей. Основная часть пришлась на поступления налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций [2].

Отметим, что в качестве инструмента региональной налоговой политики выступают налоговые льготы. Законодательством устанавливаются налоговые льготы для организаций, реализующих инновационные проекты.

Можно выделить следующие существующие налоговые льготы и преференции для организаций, осуществляющих, инновационную деятельность:

-        освобождение от НДС реализации НИОКР;

-        освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования;

-        применение повышающих коэффициентов амортизации основных средств;

-        применение повышающего коэффициента для расходов по НИОКР.

Одна из категорий налоговых льгот в инновационной сфере выделена по территориальному признаку. Подобные преференции реализуются путем создания особых экономических зон.

Главной льготой, а также стимулом для развития ОЭЗ является гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах. Для резидентов ОЭЗ предусмотрены налоговые льготы, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Таким образом, сложилось мнение, что политика в отношении предприятий ОЭЗ отрицательно сказывается на формировании доходной части бюджета.

В этом вопросе необходимо учесть следующее: именно за счет налоговых, таможенных льгот и других преференций, регулируются поступления в доходные части бюджетов.

В результате развития ОЭЗ, и как следствие, создания дополнительных преференций по привлечению инвестиций происходит укрепление доходной базы местных бюджетов, что ежегодно увеличивается количество муниципальных образований, налоговый потенциал которых обеспечивает выполнение собственных расходных полномочий.

Таким образом, ключевой проблемой при проведении налоговой политики в регионе является существенное ограничение его полномочий. Налоговые льготы субъект РФ может дополнительно предусмотреть только по региональным и в муниципалитетах по местным налогам. Причем из них в качестве инструмента стимулирования инновационной деятельности организаций можно использовать только налог на имущество организаций. Дополнительные налоговые преференции регионы могут предусмотреть в виде понижения ставки налога на прибыль и единого налога по упрощенной системе налогообложения при объекте «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Отметим что комплексная реализация мероприятий, направленных на повышение собираемости налогов, равно как и создание благоприятных инвестиционных условий для развития бизнеса, а также предприятий ОЭЗ, позволит создать условия для расширения налогового потенциала территорий, выявить резервы роста доходов региональных бюджетов, а также создать финансовую основу, необходимую для обеспечения социально-экономического развития, повышения уровня жизни граждан.

Примером может служить то, что руководство Республики Дагестан разработало ряд мер, направленных на стимулирование социально-экономического развития региона, так, например, была разработана стратегия социально-экономического развития до 2025 года, реализация которой может позволить обеспечить достижение следующих важных экономических показателей: увеличение ВРП на душу населения, увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, увеличение прироста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, уменьшение дотационности бюджета.

 

Литература:

 

1.      Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: части 1 и 2: с изм. и доп. Дата обновления: 29.06.2013. Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения 06.12.2013)

2.      «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (одобрено Правительством РФ 30.05.2013) URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 06.12.2013)

3.      Интернет-портал «Российской газеты» зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.06.2012 г. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77–50379. URL: www.rg.ru/2013/01/29/reg-cfo/nalogi-anons.html‎ (дата обращения 06.12.2013)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle