Библиографическое описание:

Кайтмазов В. А., Полатиди К. О. Социальные сети в бизнесе [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 76-79.

Новым инструментом в PR-деятельности компании служат социальные сети. С помощью использования разнообразных инструментов социального продвижения в интернете, можно не только установит эффективно взаимосвязь вашими реальными и потенциальными потребителями товаров и услуг, но и возможно решить перечень других не менее важных задач: расширение марки, увеличение продаж, признание целевой аудитории и так далее.

Ключевые слова: Social network, content, geotargeting, data-mining, Lotus Connections.

 

Приблизительно на 50 % возрастает количество пользователей социальных сетей каждый год. Потратив определенные усилия на построение своего сообщества и размещение контента, у пользователя появляется стимул к тому, чтобы обращаться к созданному им сайту снова и снова. Социальная сеть (social network) — это социальная структура, которая состоит из группы узлов, являющимися социальными объектами (в т. ч. и люди), и связей между ними. Под связями принято понимать не только взаимодействия между узлами коммуникационного характера, но также и связи по обмену разнообразными ресурсами и взаимодействия, которые касаются совместной деятельности. Привлечь деньги на основе социальных сетей можно при помощи трех главных механизмов:

-        Реклама

-        Электронная коммерция

-        Платная подписка.

В основном все социальные сети бывают ориентированы на рекламу. Те пользователи, у которых есть желание рассказать о себе, генерируют довольно большой трафик, при этом его не нужно подпитывать контентом, который регулярно обновляется.

Главной проблемой, связанной с размещением рекламы в социальных сетях, является нехватка потенциальной лояльности к брендам. Социальные сети обычно бывают популярны, так как никто не держит под контролем авторов создаваемого в них контента, но данная среда опасна для брендов. Так как пользователи (в отличие от владельцев веб-сайта) не бывают заинтересованы в размещении рекламы, им предоставляется возможность оставлять любые, в том числе и негативные комментарии и отзывы о брендах, которые будут рекламироваться. Помимо этого, реклама брендов может оказаться и на страницах, на которых размещен пиратский или оскорбительный контент. В этом случае реклама будет размещена рядом с запрещенным контентом.

Но в том случае, если авторам контента навязывать жесткие правила поведения, то резко упадет популярность социально — сетевого сервиса, и, как следствие, с точки зрения рекламы будет снижена его привлекательность. Более того, социальные сети не располагают достаточным объемом информации и географии их владельцев, значит, геотаргетинг в подобных сетях незначителен.

Со временем пользователи ресурса могут потребовать за его использование плату от пользователей, так как у пользователей возрастает зависимость от него. В то же время есть и недостатки платной подписки, поскольку при наличии большого количества альтернативных сервисов, некоторые пользователи могут перейти к конкурентам. Ценность социальной сети заключается в том, что, чем она больше, тем больше вероятности найти необходимого вам человека или же конкретную персону. Платная подписка достаточно сокращает такую возможность, а значит, уменьшается и ценность данной сети. Этим и можно объяснить то, что большинство социальных сетей беспоатны.

Наличие электронной коммерции возможно там, где происходит формирование сообществ с узкоспециализированными запросами. Например, на Flickr уже предлагается продажа фотосервисов. Но следует отметить, что электронная коммерция пока довольно слабо развита в социальных сетях.

Ситуация, связанная со слабой отдачей от социально- сетевых сервисов, может измениться в том случае, если будут внедрены технологии их анализа для того, чтобы выявить профессиональные сообщества. К примеру, технологии дейтамайнинга (Data mining-based advertising) планирует применять сервис myspace для того, чтобы размещение рекламы онлайн-клиентов носило целенаправленный характер. Такое программное обеспечение предназначено для того, чтобы на данном сервисе анализировать профили страниц, на котором зарегистрировано свыше 105 миллионов пользователей, на предмет того, какими службами, контентами или продуктами они могут быть заинтересоваться или уже заинтересованы. Опираясь на данную информацию, маркетинговые сотрудники этого сервиса будут создавать определенные группы пользователей по их интересам, например «любители домашних животных», «владельцы автомобилей» и т. д., и направлять рекламу конкретно на эти слоты. Такой вид рекламы будет целевым, а, следовательно, и более эффективным. Такая технология позволит интернет- ресурсам значительно повысить рекламоотдачу от UGC- ресурсов. Технология дейтамайнинга может выступить серьезным конкурентом поисковой системе Search ads, которая занимает лидирующее положение на рынке.

В деятельности корпораций социальные сети могут и должны играть самую важную роль. В настоящее время постепенно человеческий капитал приходит на замену такими основным материальным средствам, как фактор оценки стоимости предприятия. Все больше работа приобретает совместный характер, а среда разработки — все более сложный. В работу организации постепенно внедряются матричные схему управления корпорацией. Для них наиболее важным механизмом использования коллективного опыта играют социальные сети. Блоги и Wiki являются носителями массы полезной информации, а также они позволяют доносить до широкого круга аудитории информацию, касающуюся непосредственно самой корпорации, при этом с обратной связью. Социальные сети служат уникальным механизмом в процессе поиска необходимых сотрудников, кроме того, они являются средством поддержки профессиональных сообществ и объединений людей по интересам, предоставляют доступ к разделяемым ссылкам, которые дают быстрый способ оценки информации.

Социальные сети являются мощным механизмом, обеспечивающим использование скрытых знаний для повышения эффективности бизнеса. При этом необходимо отметить, что публичные сервисы социальных сетей могут носить как негативный, так и позитивный характер воздействия на деятельность корпорации. Исходя из исследований, проводимых Forrester Research, 78 % респондентов, занимающих руководящие должности из отделов ИТ, заявили, что они обеспокоены использованием социальных сетей сотрудников на рабочем месте. Социальны сети, с одной стороны, предоставляют доступ к сетевому капиталу и создают доверительные отношения. А с другой стороны, подобные связи зачастую выходят за рамки корпорации. Однако для руководства компании, которое активно борется с утечкой информации, социальные сети, создающие доверительные и профессиональные связи, являются лишь головной болью. В то же время специалист, основным инструмент которого являются знания, лишенный общения и взаимодействия с внешним профессиональным сообществом, безусловно, проигрывает. Золотой середины можно достичь при создании внутренних корпоративных социальных сетей. [4]

Как сказано в Gartner, «корпоративное программное обеспечение социальных сетей будет самой удачной и популярной новой технологией для рабочих мест в этом десятилетии. Компании будут направлять все свои усилия на внутренние пространства, подобные myspace, с целью предоставления помощи сотрудникам в поиске новых коллег с идентичными интересами, опытом, навыками и историей». Также на необходимость индивидуального корпоративного программного обеспечения указывают и аналитики mckinsey: «От всей активности американских работников 41 % составляет скрытое взаимодействие, и лишь 24 % инвестиций в программное обеспечение поддерживают скрытое взаимодействие. Такой механизм довольно актуален для большой фирмы, и более того, для международной корпорации, которая имеет огромное количество сотрудников и схожие по профилю подразделения в ряде стран. Аналитики или менеджеры, которые работают в том или ином регионе, решают идентичные задачи и проблемы, но они не связываются друг с другом и не передают свой опыт, хотя формально у них есть возможность сделать это по электронной почте или по корпоративному IM. Но отсутствие личного знакомства друг с другом, культурные барьеры между ними мешают наладить свободное эффективное сотрудничество.

Именно компания IBM разработала недавно такую технологию- инструмент, при помощи которого происходит накопление социально- сетевого капитала внутри корпорации. IBM Lotus Connections. Lotus Connections — это комплекс, состоящий из пяти интегрированных инструментов онлайн, при помощи которых можно создать сетевые сообщества в корпорациях. Такие сообщества будут способствовать развитию социально- ориентированных технологий как внутри корпорации, так и за ее пределами:

-           Profiles — справочник адресов, который предназначен для нахождения специалистов по различным вопросам;

-           Communities — представляет собой способ обмена информацией и совместной работы;

-           Blogs — представляет собой способ представления контента пользователя с возможностью получать отзывы;

-           Dogear — представляет собой средство сохранения закладок и их совместного использования;

-           Activities — представляет собой единый центр для организации и ведения работ.

Функция Profiles — это центр хранения личных данных и рабочих координат пользователей. Пользователям предоставляется возможность самим вносить изменения в свои данные или же заполнять их автоматически при помощи IBM Tivoli Directory Integrator. При использовании этого инструмента, можно искать профили коллег по имени, адресу, телефонному номеру, должности и другим тэгам, которые были присвоены профилю пользователя. Функция Profiles в сочетании с Lotus Sametime позволяет установить связь с искомым пользователем в реальном времени.

Через профили пользователей предоставляется возможность пользования совместными закладками, сообществами, общими проектами, сообщениями в блогах. Кроме того, данная функция содержит должностную иерархию, которая помогает находить руководителей пользователей и устанавливать структуру фирмы.

Следующая функция Communities в Lotus Connections позволяет создавать сообщества пользователей по интересам. При помощи Lotus Connections можно создавать новые сообщества, искать уже существующие и присоединяться к ним. Подобные сообщества могут быть открытого и закрытого типа. Пользователи внутри сообщества имеют возможность видеть всех участников и совместно использовать необходимые закладки.

Третья функция Blogsобеспечивает функционирование механизма, предназначенного для размещения информации, которую другие участники сообщества могут читать и оставлять свои комментарии к ней. Blogs благодаря интегрированным инструментам поиска упрощает поиск информации в блогах.

Позволяет пользователям сохранять необходимые закладки и использовать их совместно функция Dogear. Закладки, предназначенные для общего пользования (social bookmarking), служат удобным средством хранения и обмена информацией. Dogear обеспечивает перенос таких возможностей в корпоративную среду. При этом эта функция поддерживает такие функции, как коллективное пользование раннее оцененной информации.

Функция Activities является инструментом, который предназначен для управления проектами. Данная функция позволяет обеспечить централизованную организацию работ, которые связаны с установленными целями. Кроме того, она позволяет ставить цели, устанавливать сроки, в которые работа должна быть выполнена, а также утверждает ее участников.

Компания IBM в конце 2007 года сообщила о выпуске еще одного решения- Atlas for Lotus Connections. Оно содержит инструменты для визуализации и анализа корпоративных сетей, а также оно предназначено для применения совместно с решением IBM Lotus Connections. Это решение поможет в значительном усовершенствовании работы с социальными сетями и в получении ответов на следующие вопросы: кто из сотрудников эксперт в определенной предметной области, как они между собой связаны, кто из людей, известных пользователю имеет связь с теми сотрудниками, которых сам пользователь не знает. Совокупность инструментов Atlas, разработанных подразделением IBM Research, состоит из четырех компонентов: My Net, Find, Reach и Net, помогающих пользователям получать информацию о взаимоотношениях между различными группами, а также перемещаться по сетям корпоративных и персональных взаимодействий.

Проведя анализ общения сотрудников посредством e-mail и instant messaging, Atlas дат возможность увидеть абонентов в виде круга условной близости к определенному пользователю. Также, Atlas позволяет определить способ, с помощью которого была установлена связь с сотрудниками, контактов которых в настоящее время нет, или позволяет установить связь с сотрудниками по рекомендации людей, которые имеют контакт с обоими сотрудниками.

Результатом внедрения IBM Lotus Connections является ускорение исследования за счет кем- то найденных ссылок раннее, сопровождение проектов лучшими специалистами, выполнение заданий за более короткий период, обсуждение идей в рамках всей корпорации, сведение к минимуму дублирования заданий, повышение качества работы, укрепление взаимодействия в неформальных коммуникациях. [3]

Исходя из вышесказанного, с уверенностью можно прогнозировать хорошее будущее социальных сетей в бизнесе. Общественные социальные сети продолжают расширяться с учетом того, что молодое поколение, которое сейчас наиболее активно в этой сфере, будет неизбежно вовлекать в общение и старшее поколение, и младших школьников. Будет расти специализация сетей. Также, продолжится активное использование дейтамайнинга и методов анализа социальных сетей, в особенности для выяснения пользовательских предпочтений и на этой основе привлечения электронной коммерции и рекламы он- лайн. Самые крупные сети добиваются того, чтобы в них можно было найти абсолютно каждого. Интернет- компании, занимающие лидирующее положение, такие как Google, Yahoo!, Microsoft OSB и AOL, будут заниматься развитием своих социальных сетей. К примеру, Facebook уже разработала платформу, к которой разработчики третьих компаний могут писать приложения, которые будут интегрироваться в Facebook. Будут интегрироваться и средства коммуникации с социальными сетям, что позволит создавать так называемые «телефонные книги», в которых будут находиться все контакты в различных подсетях- личных, деловых и т. д. Более того, сюда могут интегрироваться средства безопасности, а также средства работы с онлайновыми документами. Совместная разработка документов, совместное планирование календарей и распространение ПО по схеме saas могут быть интегрированы в социальные сети. Подобные точки входа в Сеть со временем могут сравняться по популярности с поисковыми порталами. Корпорации будут внедрять корпоративные сети, которые будут интегрироваться с общественными социальными сетями.

 

Литература:

 

1.         Волик М. В., Плиева В. А., Козаева К. Г. Бизнес в интернете // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 4–1. С. 183–186.

2.         Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Текст] / О. А. Клименко Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. Науч. Конф. (г.Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — спб.: Реноме, 2012. — с. 405–407.

3.         Крылова Е. В. Использование социальных сетей в pr-деятельности крупнейших издательств России. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Выпуск№ 2 / 2011— с.111–113

4.         Парабеллум А., Мрочковский Н., Калаев В. Социальные сети. Источники новых клиентов для бизнеса. Издательство: Питер; 2013 г. — с. 185

5.         Хадарцева Л. С., Кайтмазов В. А. Corporate Ethic Policy \\ Science Time. 2014. № 1(1). с. 97–100.

6.         Hadartseva L., Kaytmazov V. An Outlook On Business Ethics \\ Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 2. С. 057–059

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle