Библиографическое описание:

Долотбакова А. К. Совершенствование логистики — пути для расширения сферы туризма Кыргызской Республики [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 146-150.

Кыргызская Республика расположена в центре Евразии, на стыке перспективных авиационных, транспортных и экономических артерий между Европой и Азией, Севером и Югом. Главная задача в этой области — сделать республику доступной для зарубежных туристов, наладив прямые международные воздушные сообщения, для чего необходимо провести ряд мероприятий, в том числе: создать условия для функционирования на рынке авиационных перевозок конкурентоспособных авиакомпаний, повысить безопасность полетов и качество обслуживания пассажиров.

Согласно данным Нацстаткомитета КР, в 2011 г. всеми видами транспорта перевезено 5572,3 тыс. чел, а уже в 2012 г. 5918,8 тыс. чел. (табл. 1) [6, c.32].

Таблица 1

Перевозки туристов по видам сообщений (тыс. чел.)

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Перевезено туристов — всего

61449,9

6519,6

5390,2

5572,3

5918,8

Воздушным транспортом

 

 

 

 

 

въездные международные

109,5

95,1

130,8

237,5

272,4

выездные международные

113,9

103,7

154,6

255,6

312,9

внутренние

147,4

159,0

179,2

214,8

238,6

Железнодорожным транспортом

 

 

 

 

 

въездные международные

194,7

187,6

128,5

99,3

75,8

выездные международные

265,8

212,7

223,1

133,8

107,6

внутренние

13,3

13,8

15,0

16,2

21,9

Автомобильным транспортом

 

 

 

 

 

выездные

95,8

71,6

26,8

53,0

72,0

в дальнее зарубежье

1,9

3,0

-

-

-

в страны СНГ

93,9

68,6

26,8

53,0

72,0

внутренние

5204,5

5676,1

4532,2

4562,1

4817,6

 

Организация путешествий туристов по этим автотрассам может стать одним из основных доходных видов туризма на Великом Шелковом пути. Для обеспечения высокого качества обслуживания туристов, необходимо соответствующим образом обустроить указанные автотрассы, улучшить качество дорожного полотна, повысить безопасность автотрасс, оборудовать трассы указателями и информационными табло на иностранных языках и т. д. Важное значение имеет строительство объектов дорожного сервиса первой необходимости (придорожных гостиниц, платных стоянок, пунктов общественного питания и других объектов отдыха и развлечений). На сегодняшний день расширение сферы туризма напрямую зависит от применения логистических технологий, которые позволяют минимизировать затраты на транспорт, вовремя и безопасно доставлять пассажиров и грузы, минимизировать ущерб в пути.

В Кыргызской Республике ведущая роль в перевозках пассажиров и грузов принадлежит автомобильному транспорту. Им перевозится более 97 % пассажиров и 95 % груза от общего объема грузов и пассажиров, перевозимых всеми видами транспорта. Основные транспортные коридоры Кыргызстана — Бишкек-Жалалабад-Ош; Бишкек-Нарын-Торугарт-Кашгар и т.д [3, c.33–37]. Но перед Кыргызстаном открываются новые перспективы для развития и логистики и туризма. Это развитие транзитных воздушных маршрутов. Для этого необходимо, в первую очередь, строительство и развитие сервисной инфраструктуры в международных аэропортах Кыргызстана «Манас» и «Ош».

Центральная Азия становится все в большей степени значимым регионом для международной г5ражданской авиации, ставящей целью для своей деятельности осуществление, как пассажирских, так и грузовых авиаперевозок. Наиболее активные пассажирские и грузовые авиаперевозки осуществляются между развитыми рынками стран Западной Европы и Юго-Восточной Азии, которые составляют, на сегодняшний день, более 30 млн. тонн в год с ежегодными темпами роста 7 %.

Авиамаршруты для грузовых самолетов между Европой и Юго-Восточной Азией проложены через страны юго-восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Индию и далее в страны Юго-Восточной Азии и Океании, так называемый «южный маршрут» [1, c.46]. Протяженность этих маршрутов составляет, иногда, более 20000 км и самолеты вынуждены осуществлять несколько транзитных посадок для дозаправки топливом. Укорачивание таких воздушных маршрутов до 10000–12000 км, с одной транзитной посадкой на полпути, уменьшает стоимость грузоперевозки на 15–17 % и позволяет авиакомпаниям получать дополнительную прибыль, а также способствует развитию авиагрузового бизнеса, а в случае использования этой посадки, как перевалочного грузового авиатерминала, авиакомпания экономит еще 7–10 %, т. е. всего более 20 %.

По своему географическому расположению Кыргызстан можно считать самым оптимальным местом для строительства современного воздушного грузового транзитного терминала. Наиболее удобным местом для строительства данного комплекса является прилегающая территория международного аэропорта «Манас» [2, c.6–10].

Располагаясь на расстоянии 5000 км от Франкфурта и Токио, соответственно, город Бишкек — столица страны с основным аэропортом — оказывается на перекрестке основной артерии восток-запад и потенциальной оси север-юг, между Восточной Россией и Монголией на севере, и Афганистаном, Пакистаном и Индией на юге.

Уровень торговли в направлении восток-запад между Азией и Европой, как известно, очень высок и продолжает развиваться. Торговля в направлении север-юг между Россией и Монголией и Центрально-Азиатским регионом только-только начинает развиваться.

Транзитный аэропорт на полпути Восток-3апад, Запад-Восток должен служить не просто пунктом дозаправки самолетов, но главным образом, сортировочно-перевалочным комплексом для грузов Восток-Запад и Запад-Восток, что фактически приведет к экономически выгодным челночным рейсам самолетов грузовых авиакомпаний. Самолет, прибывший из Европы с грузом для стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна, должен быть сразу перезагружен, и отбыть в обратном направлении с грузом из стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна для стран Европейского региона или наоборот.

При планировании этих маршрутов через грузовой транзитный аэропорт в Кыргызской Республике уменьшается расстояние маршрута и в связи с этим снижается стоимость рейсов за счет:

-          увеличения экономии ресурса эксплуатации воздушных судов;

-          меньшего расхода топлива;

-          меньшей платы за навигацию и использование воздушного пространства;

-          сокращения числа транзитных взлет — посадок;

-          увеличения массы полезного груза за счет уменьшения количества топлива и др.

Для выполнения вышеуказанной деятельности пункт транзитной посадки должен обеспечивать на международном уровне:

-          возможность автоматизированной обработки и сортировки грузов;

-          соблюдение условий хранения груза во избежание его порчи;

-          полную безопасность и сохранность груза;

-          возможность современной качественной и бесперебойной телекоммуникационной связи;

-          грамотное и быстрое техобслуживание прибывших самолетов и размещение экипажей на отдых;

-          возможность заправки самолетов качественным и кондиционным топливом [4, c.11].

Одной из важных предпосылок развития международного транспортно-логистического комплекса на территории аэропорта «Манас» является работа ЗАО «Компания Манас Менеджмент», включающая воздушно-грузовой центр с камерой охлаждения, камерой глубокой заморозки и камерой для опасных грузов. А также центр бортового питания, который может позволить производить в смену до 2500 порций бортового питания международного уровня, для пассажиров VIP, первого, бизнес и эконом классов [5, c.3–5].

Основные финансовые и товарные потоки в ХХI веке будут сосредоточены в треугольнике США — Европа — Юго-Восточная Азия и Китай. Поэтому Кыргызстану необходимо осуществление международного транспортного сервиса на магистрали Европа — Кыргызстан — Китай, чтобы иметь серьезные экономические преимущества среди стран СНГ.

Международный транспортно-логистический комплекс должен иметь хлопковый терминал, терминал для строительных грузов, для продовольственных продуктов; для зерновых грузов, для скоропортящихся продуктов, для размещения машин, нефтепродуктов, газа и т. д. Такой логистический центр может сократить транспортные расходы на перевозку грузов из Китая в Европу на 7–20 %, погрузочно-разгрузочные работы на 15–30 %, снизить логистические издержки на 12–35 %.

Кроме работы воздушно-грузового центра и центра бортового питания предпосылками для открытия такого логистического центра является соответствие технического состояния аэропорта «Манас» нормам Международной организации гражданской авиации, наличие безналоговой свободной экономической зоны и прямых воздушных авиалиний между Китаем и Кыргызстаном, а также отдаленность аэропорта от столицы.

В условиях глобализации мировой экономики гражданская авиация играет все более значимую роль и позволяет расширить возможности доступа на мировые рынки. Согласно данным ЕврАзЭС на протяжении последних десятилетий роль гражданской авиации в мировой экономике устойчиво росла. Ежегодно по воздуху перевозится 2,5 млрд. пассажиров, около 40 % населения планеты, 46 млн тонн грузов и почты. Коммерческие авиаперелеты осуществляются с использованием 25 тыс. воздушных судов максимальной взлетной массой более 9 тонн. В настоящее время в мире насчитывается приблизительно 40 тыс. гражданских аэропортов, из которых более 1000 используется для полетов по международным воздушным трассам.

Кыргызская Республика занимает уникальное расположение в центре трансевразийского сообщения между Европой и Азией. В связи с этим, огромные перспективы интеграции Кыргызской Республики в общеевропейское транспортное пространство связано с развитием гражданской авиации.

Уникальное расположение аэропорта «Манас» в самом сердце Евразии определяет стратегическую роль Международного трансконтинентального авиационного логистического центра как связующего звена в общей мировой транспортной системе воздушных сообщений.

В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года № 11 «О Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики» проект создания международного трансконтинентального авиационного логистического центра имеет статус стратегического значения для развития транзитного потенциала страны. Согласно проекта в результате преобразований ОАО «Международный аэропорт «Манас» в перспективе станет одним из крупнейших мультимодальных авиационных ХАБов в евразийской зоне, соединяющий пути воздушного сообщения из регионов Северо- и Юго-Восточной Азии в Европейский и Ближневосточный регионы.

Для создания подобного международного грузового перевалочного комплекса на прилегающей территории аэропорта «Манас» г. Бишкек Кыргызской Республики существуют следующие предпосылки:

-          международное признание Кыргызстана как открытого демократичного государства, соблюдающего и гарантирующего выполнение норм международного гражданского и контрактного права;

-          приоритетные взаимоотношения КР и КНР, как государств, не имеющих территориальных претензий и активно и плодотворно сотрудничающих на международной арене;

-          результат тесного сотрудничества КР и КНР — открытие 16 мая 1998 года воздушной линии Бишкек-Пекин над территорией КНР взамен обходного маршрута через Россию и Казахстан, а также открытие с 20 марта 2003 года воздушного коридора KAMUD;

-          функционирование на территории аэропорта «Манас» безналоговой, свободной экономической зоны и вследствие этого благоприятный инвестиционный климат;

-          прошедшая реконструкция аэропорта «Манас», доведение его технического состояния до международных норм ИКАО[1]. В настоящее время, аэропорт оборудован по 1 категории ИКАО с обоих курсов;

-          удобное расположение аэропорта «Манас», не входящего в городскую черту. Аэропорт находится в 23 км к северо-западу от города Бишкек.

Предполагаемая стоимость проекта создания международного грузового перевалочного комплекса на прилегающей территории аэропорта «Манас» составляет около 1,5 млрд. долларов США, с общим объемом обработки груза 2,5 млн. тонн в год, что составляет 6,25 % общего грузопотока между Западом и Востоком. При соответствующем финансировании проекта строительство терминала «под ключ» составит около 3,5 лет. Окупаемость проекта будет осуществляться за счет обслуживания прибывающих и убывающих воздушных судов, увеличения потока авиаперевозок, предоставления услуг грузового терминала. Нет сомнений, что развитие международного карго-терминала обладает большим потенциалом [7, c.24].

В середине 2002 года экспедиторская компания “ Panalpina ” открыла отсчет регулярным грузовым рейсам между Европой и Азией с промежуточной посадкой в аэропорту «Манас» на воздушном судне Boeing 747. По словам руководства компании “Panalpina”, Бишкек не случайно был выбран в качестве промежуточного пункта и является центром Шелкового пути в Средней Азии. Одним словом, транзитный мост уже начал свою работу. Большой интерес к совместной деятельности с аэропортом «Манас» и ЗАО «Компания Манас Менеджмент» проявляется со стороны иностранных предприятий отрасли гражданской авиации. В настоящее время, ряд известных иностранных грузоперевозочных и экспедиторских компаний ведет переговоры в этом направлении с руководством аэропорта «Манас» и ЗАО «Компания Манас Менеджмент». И сегодня прилагается максимум усилий для того, чтобы этот мост ширился и укреплялся.

На сегодня в Кыргызстане имеет место большая конкуренция между транспортно-экспедиторскими компаниями, что также наряду с созданием транзитных коридоров через Кыргызскую Республику будет благоприятствовать развитию транзитного сообщения через страну.

Основные транспортные маршруты в Кыргызской Республике обеспечивают соединение с Китаем, через Иркештам и Тургарт, и с Россией через Казахстан. В основном, в Кыргызстан импортируются потребительские товары из Китая. Весь импорт осуществляется автомобильными перевозками. Эти товары проходят границу Тургарт или Иркештам и доставляются до пункта назначения (в основном г.Бишкек) китайскими грузовиками. Китайский транспорт может свободно передвигаться в Кыргызстане, а грузовики из Кыргызстана должны разгружаться вблизи границы (приблизительно 100 км от границы на территории Китая). Основной экспорт — фрукты и овощи, перевозимые на кыргызском транспорте в Россию. Европейские рынки преимущественно закрыты для этой продукции ввиду отсутствия условий для должной упаковки, в соответствии с требованиями Европейского Союза [8].

По мнению руководителей пяти крупнейших грузовых экспедиторов Кыргызстана основными проблемами транспорта являются:

1.                  необходимость участия транспорта Кыргызстана в торговле с Китаем;

2.                  необходимость развития упаковочных предприятий в стране, чтобы продавать фрукты и овощи Кыргызстана в страны Европейского Союза. Частные предприниматели в сфере логистики ждут от правительства развития логистических центров в Кыргызстане; более того, некоторые из них высказывают желание финансового участия в строительстве такого объекта.

Возможных мест логистических центров несколько. Министерство транспорта считает территории в г. Бишкек и Ош приоритетными участками; грузовые экспедиторы также думают, что Бишкек является приоритетным местом. Также предпочтительны Сары Таш и Нарын. Сары Таш — это пересечение транспортных маршрутов, соединяющих Таджикистан и Китай, а также регион Фергана в Кыргызстане. Нарын представляет собой важное место, т. к. его можно превратить в крупный перегрузочный центр китайского товара, импортируемого во все регионы Кыргызстана.

На фоне перспективного формирования международного транспортно-логистического комплекса немаловажное значение имеет Закон Кыргызской Республики от 21 июля 2012 года № 121 «О введении безвизового режима для граждан некоторых государств сроком до 60 дней», по которому граждане 44 стран освобождаются на 2 месяца от визовых формальностей. Это способствует росту количества туристов, прибывающих в Кыргызстан. Доходы от перевозок туристов всеми видами транспорта в 2012 году увеличились по сравнению с предыдущим годом на 14,2 % и составили 8250,2 млн сомов (табл. 2). Из них доходы, полученные от перевозок воздушным транспортом составляют 87 %, железнодорожным транспортом -7,3 % и автомобильным транспортом -5,7 % [6, c.32].

Таблица 2

Доходы, полученные от перевозок туристов (млн сомов)

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Все доходы

3615,4

3913,3

4767,6

7226,7

8250,2

в том числе полученные от перевозок:

воздушным транспортом

 

 

2692,7

 

 

2701,6

 

 

3861,3

 

 

6238,0

 

 

7177,9

железнодорожным транспортом

612,3

648,1

660,4

642,4

604,1

автомобильным транспортом

310,4

563,6

245,9

346,3

468,2

 

Правительством КР утверждена стратегия устойчивого развития на 2013–2017 годы. Данным программным документом четко обозначена позиция Кыргызстана по проведению последовательных процедур процессов присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Выработка дорожной карты к данным интеграционным объединениям позволит Кыргызстану более эффективно участвовать в процессах построения интеграционных системы на постсоветском пространстве.

 

Литература:

 

1.                  Афанасьев В. Г. Организация международных воздушных перевозок — Москва: «Воздушный транспорт», 1991 г. –156 с.

2.                  Мониторинг транспортных коридоров. Презентация на семинаре Института ЦАРЭС. Бишкек, 25–26 июня 2009. -137 с.

3.                  Национальный обзор политики сектора услуг Кыргызской Республики: услуги сектора энергетики и сектора туризма. Бишкек: UNCTAD, 2009. — 248 с.

4.                  Проект Концепции развития национальной инфраструктуры качества. Бишкек: Минэкономики КР, 2008. — 239 с.

5.                  Технология работы Воздушного Грузового Центра ЗАО «Компания Манас Менеджмент», утвержденная 9 апреля 2008 г.

6.                  Туризм в Кыргызстане, 2008–2012 гг. Статсборник. Бишкек:Нацстатком, 2013. — 86 с.

7.                  Экономическое влияние от участия Кыргызской Республики в многосторонней торговой системе (ВТО): сектор текстильной промышленности. Бишкек: USAID, 2009. -228 с.

8.                  http://www.carecprogram.org/index.php?page=trade-facilitation-related-studies The Kyrgyz Republic: Trade Facilitation and Logistics Development Strategy Report. ADB, 2012.



[1] ИКАО - Международная организация гражданской авиации, являющаяся специализированным учреждением ООН, была создана в результате подписания в Чикаго 7 декабря 1944 года Конвенции о международной гражданской авиации. ИКАО наблюдает за безопасным и планомерным ростом международных воздушных сообщений. Цель ИКАО состоит в удовлетворении потребности населения в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном международном воздушном транспорте и обеспечении безопасного и планомерного роста международной гражданской авиации во всем мире. Она поощряет конструирование и эксплуатацию самолетов в мирных целях, а также создание и развитие авиалиний, аэропортов и навигационного оборудования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle