Библиографическое описание:

Шарипов А. К., Молодцов Е., Сисембаева Д. Проблемы адаптации развития бухгалтерского учета Республики Казахстана к международным стандартам финансовой отчетности [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 125-129.

Форсирование изменений в бухгалтерском учете вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Так, согласно действующему законодательству переход на МСФО затрагивает все организации, но при этом необходим более взвешенный подход. В силу комплексности и методологической сложности, МСФО практически не применимы для субъектов малого и среднего предпринимательства. Более того, как известно, в последнее время идет активный процесс совершенствования самих стандартов, которые еще не закончены (в МСФО регулярно вносятся существенные изменения, отслеживать которые мелкие компании просто не в состоянии). В этой связи, финансовую отчетность в соответствии с МСФО целесообразно составлять в первую очередь субъектам крупного предпринимательства и организациям публичного интереса.

Организациями публичного интереса являются организации, деятельность которых представляет общественный интерес, к которым относятся:

-        финансовые организации;

-        акционерные общества (за исключением некоммерческих);

-        организации — недропользователи (кроме организаций, добывающих общераспространенные полезные ископаемые);

-        организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства (за исключением государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления).

В соответствии с задачами, поставленными Главой государства и Правительством Республики Казахстан, по поддержке малого и среднего бизнеса полностью освобождены от обязательного ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели, работающих по патенту или разовым талонам, и установлены деление остальных субъектов предпринимательства по категориям в целях применения ими различного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Для осуществления составления финансовой отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства определены следующее деление:

1.        для субъектов малого предпринимательства, включая крестьянские хозяйства, производителей сельскохозяйственной продукции и организации, работающие на основе упрощенной декларации, разработаны соответствующий национальный стандарт финансовой отчетности с максимальным упрощением бухгалтерского учета;

2.        для субъектов малого предпринимательства, за исключением указанных в первом пункте, среднего предпринимательства и некоммерческих организаций, не вошедших в предыдущую категорию, а также для субъектов среднего предпринимательства (за исключением публичных компаний) и государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления разработан упрощенный специализированного стандарта для малого-среднего бизнеса, разработанный на основе МСФО. Разработка универсального стандарта — это очень сложная работа, так как политика в отношении малых предприятий и, соответственно, требования к ним существенно различаются в разных странах.

Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели — разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества.

Основная проблема сферы бухгалтерского учета Казахстана — это нехватка квалифицированных кадров, отсутствие развитого «института бухгалтерии» с устоявшимися традициями, крепким профессиональным сообществом, сложившейся системой аккумулирования и распространения специализированных знаний, общепризнанными сертификатами.

Профессиональным сообществом в Казахстане делаются определенные шаги по решению указанных проблем, но не хватает комплексности, общереспубликанского масштаба. При существующей инертности бухгалтерского сообщества вряд ли стоит ожидать, что само по себе быстро произойдет развитие аналогичной западной системы. Поэтому для решения этого вопроса необходимо создать законодательные предпосылки, подтолкнуть этот процесс, акцентируя внимание на укрепление роли профессиональных организаций, которые должны стать стержнем всей системы и иметь в дальнейшем сформировавшуюся структуру. Преобразование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Казахстане должно осуществляться по следующим тенденциям:

-        внесение изменений в действующую систему регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

-        координацию действий государственных органов в рамках реформирования системы бухгалтерского учета;

-        повышение роли профессионального сообщества в области бухгалтерского учета;

-        введение системы аккредитации уполномоченным органом по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности профессиональных организаций и организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров.

Ориентация Казахстана на международные стандарты заставляет изучить и, следовательно, заимствовать положительную мировую практику. Географическая близость континентов и стран, тесные экономические связи, активное участие иностранных компаний в инвестиционной деятельности Казахстана заставляет по-новому взглянуть на учетную систему в целом. Практика учета в разных странах различна, но у нее общие истоки и общая философия и это подтверждает необходимость изучения ключевых особенностей и новых направлений бухгалтерского учета и аудита в целях внедрения позитивного опыта в практику учета Казахстана. Мировой опыт применения МСФО и МСА с позиции международных исследований позволит бухгалтерам, аудиторам и другим категориям работников правильно оценить ту или иную операцию современного бизнеса и соответственно принять оптимальное и эффективное решение.

В целях решения существующих проблем в финансовых организациях Национальным Банком Республики Казахстан проведены комплекса последовательных мероприятий. В первую очередь необходимо отметить, что развитие бухгалтерского учета и финансовой отчетности невозможно без обеспечения доступности образования в этой сфере и его совершенствования. С одной стороны, задача заключается в подготовке бухгалтеров, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета по МСФО, и с другой стороны, качественная система бухгалтерского учета предполагает наличие пользователей, которые могли бы принимать решения на основании финансовой отчетности, подготовленной по МСФО. В связи с чем, основная работа была направлена на реализацию программ по повышению квалификации бухгалтеров финансовых организаций путем проведения конференций, семинаров и тренингов по теме: "Международные стандарты финансовой отчетности", а также на стимулирование и поддержку специалистов в отношении их профессиональной сертификации как на территории Республики Казахстан, так и за рубежом международными организациями (CPA, ACCA, CMA). Национальный Банк в свою очередь направил свое усилия на разработку согласованных с соответствующими государственными органами подходов в области гармонизации квалификационных требований к профессии бухгалтера финансовых организаций.

Следующее направление в развитии на предстоящие годы — это проведение дальнейшей адаптации МСФО к условиям казахстанской финансовой системы. На сегодняшний день динамичное развитие отечественной финансовой системы, привело к возникновению целого ряда институтов, имеющих специфику, основанную на особенностях казахстанской экономики и законодательства. Одним из примеров можно назвать пенсионные фонды Казахстана, построенные на принципах чилийской системы, и, соответственно, требующие разработки особых процедур ведения бухгалтерского учета, поскольку МСФО, представляя собой, набор гибких концептуальных основ составления финансовой отчетности, не может использоваться без соответствующей адаптации к условиям отечественной экономики. Также особенно важным вопросом является процесс автоматизации информационных систем в части ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Полноценное внедрение МСФО невозможно без всесторонней автоматизации бизнес-процессов компаний, которая позволит максимально оптимизировать обработку первичных документов, основных трудоемких функций в автоматизированном режиме и исключить возможность возникновения рисков, связанных с присутствием человеческого фактора. Автоматизация бухгалтерского учета окажет существенное влияние на постановку учетной работы в организациях, видоизменятся принципы обработки информации, при этом учетные работники примут непосредственное участие в обработке данных. Вопрос автоматизации бухгалтерского учета в организациях является одним из наиболее важных, поскольку потребителями их услуг в основном является население Республики Казахстан. В целях реализации процесса автоматизации бухгалтерского учета в организациях планируется совершенствование требований к ведению вспомогательного бухгалтерского учета и Главной бухгалтерской книги, внедренных в автоматизированных информационных системах организаций.

На сегодняшний день все большее значение приобретает необходимость обеспечения конкурентоспособности экономики Казахстана в рамках поставленных задач Главой государства по вхождению Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Для реализации намеченной стратегии принимаются необходимые меры для обеспечения ускоренного перехода реального сектора экономики на международные стандарты финансовой отчетности и аудита.

В настоящее время принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам аудиторской деятельности», согласно которому аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита.

Как показывает отечественная и мировая практика, потребность в аудиторских услугах возникла в связи со следующими обстоятельствами:

-        возможностью предоставления необъективной информации со стороны администрации в случае конфликта с пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

-        зависимостью последствий принятых решений от качества информации;

-        необходимостью наличия специальных знаний для проверки информации;

-        частичным отсутствием у пользователей информации доступа к источникам информации для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на оказание такого рода услуг. Это связано с тем, что наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования всех заинтересованных участников рынка, и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

Аудит в Казахстане зародился в конце 80-х годов, именно тогда начали свои первые шаги аудиторские организации. И в 1993 году аудит официально закрепил свое рождение с принятием первого Закона РК «Об аудиторской деятельности». За это время аудит занял свое достойное место в сфере финансового рынка, доказал свое право на существование как институт аудита.

В настоящее время установилась достаточно целостная система регулирования аудиторской деятельности, которая представлена рядом нормативных правовых актов, включая Закон РК «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон) от 20 ноября 1998 года с принятыми 5 мая 2006 года изменениями, Закон РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности аудиторов и аудиторских организаций» от 13 июня 2003 года, а также нормативными правовыми актами, утвержденными приказом Министра финансов РК. Но, несмотря на это, вопрос совершенствования аудиторской профессии остается одним из более актуальных.

В нынешних условиях хозяйствования заказчикам аудита необходим качественный аудит, а не формальное аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности. Поэтому вопрос о контроле за качеством работы аудиторских организаций чрезвычайно важен.

Законом предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение качества аудита и общественного доверия к аудиторской профессии. Прежде всего, речь идет об укреплении профессии аудитора, развитии ее саморегулирования, а также повышении профессиональной квалификации аудиторов.

В рамках реализации вышеуказанных задач, основной акцент будет делаться на подготовку аудиторов, их аттестации и повышение квалификации, защиту интересов пользователей финансовой информации, которая, в первую очередь, должна подтверждаться квалифицированным аудитом, а также упорядочения основ функционирования института аудита.

Развитие саморегулирования аудиторской профессии в настоящее время активно обсуждается в профессиональном сообществе. Ставится вопрос об усилении и укреплении саморегулируемых профессиональных организаций, через которые будет проводиться контроль качества аудиторских услуг. Возникает необходимость создания нескольких профессиональных организаций, что, по сути, послужит рычагом для дальнейшего развития аудиторского рынка.

Главными в деятельности профессиональных организаций должны быть вопросы, которые волнуют профессиональное сообщество и общество в целом: состояние корпоративного управления, налогообложения, эффективный переход на международные стандарты финансовой отчетности и аудита. И это все должно относиться к сфере деятельности саморегулируемых профессиональных организаций. Для этого Законом предусмотрено создание множества профессиональных аудиторских организаций, которые создадут благоприятную конкурентную среду, что в свою очередь будет способствовать пропорциональному росту профессионализма и повышению качества аудиторских услуг.

Развитие профессии аудитора должно отвечать общественным интересам, где во главу угла нужно ставить непосредственно интересы пользователя, и с этой целью необходимо исключать возможность ее развития в замкнутом пространстве в пределах интересов самих аудиторов. Аудитор работает для того, чтобы пользователь был уверен в получаемой информации. Это своего рода защита, гарантия его прав. А гарантировать соблюдение прав своих граждан — и есть функция государства, которое должно определять четкие критерии и правила. Если профессиональные организации проверяют и совершенствуют профессиональный уровень аудиторов, то государство ответственно за соблюдение ими юридических норм и общих правил. Для этого и необходим государственный надзор.

Этот вопрос имеет достаточно большое значение не только для Казахстана, он получил серьезное как теоретическое, так и практическое развитие в большинстве ведущих стран мира. Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудиторская деятельность достаточно жестко регулируется во всех странах. Как показывают недавние события в США, недостаточный контроль со стороны государства в отношении деятельности аудиторских организаций едва не привел к краху фондового рынка и принес миллиардные убытки для акционеров ряда ведущих американских компаний.

Для совершенствования системы аудита основными направлениями на среднесрочную перспективу должны быть:

-        введение в учебные программы средних и высших учебных заведений изучение МСА и умение применения их на практике;

-        развитие и совершенствование системы повышения квалификации практикующих аудиторов аккредитованной профессиональной аудиторской организацией;

-        эффективная система государственного надзора за соблюдением законодательства по вопросам аудиторской деятельности.

Также, совместно с профессиональным сообществом необходимо проводить работу по повышению престижа аудиторской профессии путем проведения брифингов, «круглых столов», с оповещением через средства массовой информации. Подобные мероприятия позволят заинтересовать и привлечь молодежь, поскольку в настоящее время востребованность в аудиторских услугах возрастает многократно, что также позволит решить кадровый вопрос подбора подходящего персонала.

Описанные меры по совершенствованию аудита позволят создать основу для дальнейшего поступательного развития аудиторской профессии. При этом следует отметить, что взвешенный подход со стороны государства позволит достичь необходимого уровня равновесия как во взаимоотношениях государства и аудиторского сообщества, так и во взаимоотношениях между самими аккредитованными профессиональными аудиторскими организациями, которые будут вовлекаться в процесс регулирования аудиторской деятельности, что послужит дальнейшему позитивному развитию аудиторской профессии в Республике Казахстан.

Немаловажное значение имеет реформирование бухгалтерского учета государственного сектора. Оно является объективной необходимостью, связанной с возможностью выполнения одной из задач, обозначенной Президентом страны — создание прозрачной и ясной системы управления активами государства.

Государственное регулирование в Казахстане системы бухгалтерского учета и отчетности в государственных учреждениях, кроме Национального Банка Республики Казахстан, осуществляется уполномоченным органом. Бухгалтерский учет в государственных учреждениях осуществляется по мемориально-ордерной форме, основан на первичных документах, фиксирующих факт совершения операции. Данные бухгалтерского учета являются основой составления отчетности государственными учреждениями.

Изучение международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (далее — МСФООС) и анализ возможностей и способов их внедрения в государственных учреждениях позволит составить баланс активов и обязательств государственного сектора, эффективно контролировать финансовые ресурсы страны.

Принимая во внимание практику внедрения МСФО в хозяйствующих субъектах Казахстана, продолжавшейся на протяжении более десяти лет, реформирование системы бухгалтерского учета государственных учреждений по переходу на МСФООС проводился поэтапно.

На первом этапе был проведен анализа бюджетного законодательства по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности на возможность разработки стандартов финансовой отчетности для государственного сектора, и внедрения международных стандартов финансовой отчетности для государственного сектора в рамках разработки методики баланса активов и обязательств государства.

Для достижения поставленных задач, осуществлен комплекс следующих мер:

-        изучены наилучшие опыты по внедрению и использованию МСФООС в международной практике;

-        проведен анализ бюджетного законодательства на соответствие требованиям МСФООС;

-        определены методы, применимого для государственного сектора Казахстана;

-        в 2011-2012 годах проведена обучение и подготовка квалифицированных кадров в рамках перехода на МСФООС.

-        разработаны нормативно-правовая база по переходу на МСФООС.

Динамичное развитие системы бухгалтерского учета и аудита является важным условием для создания, процветающего и развивающегося государства. Оно создает основу для дальнейшего поступательного формирования бухгалтерской и аудиторской профессии.

 

Литература:

 

1.      Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», от 28.02.2007 года.

2.      Концепция развития системы бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 2007-2009 гг.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle