Библиографическое описание:

Сатторкулов О. Т., Рахматов К. У. Основные направления развития банковско-финансового сектора Узбекистана [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 93-95.

В настоящее время банковская система Узбекистана является ведущим звеном институционального сектора национальной финансовой системы. Устойчиво работающие финансовые институты, надежно функционирующая платежная система и система кредитования позволяют, вот уже в течение нескольких лет, обеспечить финансовую стабильность и поддержание высоких темпов экономического роста в стране. Важнейшим фактором, обеспечивающим устойчивые темпы роста экономики, явилось реформирование банковской системы, в результате чего рост совокупного капитала коммерческих банков составил почти 25 процентов. Укрепление банковской системы создало необходимые предпосылки для снижения в 2014 году ставки рефинансирования Центрального банка с 12 до 10 процентов и соответствующего уменьшения процентной ставки по кредитам коммерческих банков. [1,с.2].

Как известно, стабильность финансового и банковского секторов является важным фактором наращивания экономического потенциала страны. Поэтому вопросы влияния банковско-финансового сектора на экономический рост страны, а также ее развития и увеличения потенциала становятся на сегодняшний день одними из актуальных вопросов разработки стратегий как среднесрочного, так и долгосрочного развития. Стратегия развития банковского сектора предусматривает повышение финансовой устойчивости и ликвидности банков в соответствии с требованиями международных стандартов за счет дальнейшей капитализации коммерческих банков, исключающее возможность возникновения системных банковских рисков; привлечение частного капитала; укрепление доверия к банковской системе со стороны инвесторов, в том числе иностранных, и вкладчиков; увеличение ресурсной базы; повышение качества реализации банками функций по аккумулированию сбережений населения, средств предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции; и совершенствование банковского дела. В этом отношении большое практическое значение имеет реализация задач и целевых параметров, определенных Постановлением Президента Республики Узбекистан от 26 ноября 2010 года № ПП-1438 «О приоритетных направлениях дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы республики в 2011–2015 годах и достижения высоких международных рейтинговых показателей».

На фоне успешной реализации важнейших задач и приоритетов экономической программы на 2015 год, обеспечено сохранение положительной динамики основных макроэкономических параметров и созданы прочные основы для дальнейшего экономического роста. Валовой внутренний продукт возрос на 8,1 процента, объем производства промышленной продукции — на 8,3 процента, сельскохозяйственного производства — на 6,9, капитального строительства — на 10,9, розничного товарооборота — на 14,3 процента, около 70 процентов произведенной продукции составили готовые товары с высокой добавленной стоимостью. Объем производства потребительских товаров за 2014 год возрос на 9,4 процента, в том числе продовольственных — на 8,7 и непродовольственных — на 10 процентов. [1,с.2]. Кроме того, отмечена инвестиционная активность отечественных банков. Так, совокупный банковский капитал в I квартале 2014 года вырос на 24,7 %, совокупные активы — на 28,9 %, привлеченные депозиты — на 30,5 %; уровень достаточности капитала составил 24,3 %, что в 3 раза превышает международные стандарты (при стандартной норме ЦБ РУз на уровне 10 % и Базельского комитета — 8 %). За отчетный период доля отечественных банков в структуре финансовых услуг составила 88 % и по сравнению с тем же периодом 2013 года увеличилась в 1,3 раза. [2,с.163].

Коммерческими банками в течение года на инвестиционные цели были направлены 1,7 миллиарда долларов, или на 20 процентов больше, чем в предыдущем году. Свыше 73 процентов всех инвестиций было направлено на производственное строительство и около 40 процентов — на приобретение машин и оборудования [1, с. 3]. По сравнению с 2013 годом объемы кредитов, выделенных банками только на финансирование программ модернизации и технологического обновления производств, увеличились в 1,2 раза, а на пополнение оборотных средств — более чем в 1,3 раза. На протяжении последних лет ведущие рейтинговые агентства «Мудис», «Стандарт энд Пурс» и «Фитч рейтингс» оценивают деятельность банковской системы Узбекистана как «стабильная». Особо хотел бы отметить, что если в 2011 году высокие рейтинговые оценки имели 13 коммерческих банков, то в настоящее время все 26 банков республики удостоены такой оценки.

Отметим, что рост ресурсной базы наших банков позволил увеличить объемы кредитования предприятий реального сектора экономики на 31,2 %. На осуществление модернизации, техническое и технологическое обновление производств выделены кредиты на сумму 2,9 триллиона сумов с ростом на 24 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Однако, по мнению международного рейтингового агентства Moody’s Investors Service, несмотря на успешные финансовые позиции узбекских банков и рост ВВП, наблюдается «низкое проникновение» финансовых услуг в экономику, и ведущие банкиры с этим не могут не согласиться: активы банковского сектора Узбекистана составляют примерно 30 % от ВВП. [2,с.164].

По данным же Центрального банка Узбекистана, 37 % банковских активов на ВВП приходилось в 2013 году и 36,8 % — в I квартале текущего года; за период 2005–2014 гг. наблюдается снижение этого показателя на 0,8 % (36,8 % против 44 %) при росте ВВП в 9,7 раза за отмеченный период. Безусловно, проблема нереализованного банковского потенциала очевидна. Что касается доли банковских активов к ВВП в развитых странах, то она стандартно выше 100 %. То есть в развитых странах банки играют многократно более значимую роль в финансировании экономики страны. [2,с.165]. Примером неиспользования потенциала отечественных банков является их слабое участие в финансировании проектов по программе форсированного индустриально-инновационного развития. В принципе, банки сами с «неохотой» финансируют эти проекты, так как основные инвестиционные решения в них принимают чиновники, для которых вопросы конкурентоспособности и быстрой окупаемости инвестиций не являются приоритетными.

Кроме того, надо признать, что большинство узбекских банков «фондируется» за счет средств клиентов, чьи ресурсы, по своему характеру, «краткосрочные», то есть «до востребования» (более 50 % всех остатков на клиентских счетах). Самый популярный источник долгосрочных ресурсов наших банков — депозиты населения. Практически, ни в одной стране мира, вклады граждан не представляют собой ресурсы, размещаемые на срок около 10 лет. Подавляющая часть вкладов физических лиц в зарубежных банках размещается на срок до 3-х лет. Если речь идет о более длинных горизонтах инвестирования, иностранные вкладчики предпочитают не банковские сбережения, а инвестиции, в частности, на фондовом рынке или инвестиции через программы накопительного страхования и т. д. Эти ресурсы в банковскую систему попадают уже косвенным образом: через депозиты и инвестиции в облигации банка этих финансовых институтов.

 

Литература:

 

1.      Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача.// Народное слово, № 11. 17.01.2015.

2.      Л. Харченко. Проблемы организации долгосрочного фондирования банковской системы Узбекистана и пути их решения. (Эффективное использование социально-экономического потенциала и привлечение новых источников экономического роста: материалы VI Форума молодых ученых-экономистов (том 1). под редакцией проф. Садыкова А. М.) Ташкент:IFMR, 2014.161–166стр.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle