Библиографическое описание:

Обидов Р. А., Норбутаев Б. А. Налогообложение сельскохозяйственных предприятий [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 51-52.

С целью углубления экономических реформ в налоговой системе, повышения экономической заинтересованности сельскохозяйственных предприятий в конечных результатах труда и упрощения механизма налогообложения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1998 года «О внедрении единого земельного налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей», начиная с 1999 года, внедрен Единый Земельный Налог для всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей, кроме дехканских хозяйств, вместо всех видов общегосударственных налогов — налога на доход (прибыль), налога на добавленную стоимость, экологического налога, налога на использование водных ресурсов, налога на имущество, земельного налога, налога на развитие инфраструктуры и других местных налогов и сборов.

Дехканским хозяйствам применяется налогообложение, предусмотренное в законе «О дехканском хозяйстве». В соответствии с данным законом дехканские хозяйства со статусом и без статуса юридического лица платят земельный налог, налог за использование водных ресурсов и налог на имущество.

Несмотря на то, что фермерские хозяйства являются самыми многочисленными, их доля в общей выручке незначительна. Мелким сельскохозяйственным предприятиям, а также фермерским хозяйствам предоставлено право выбора системы налогообложения.

Необходимо отметить, что для малых предприятий других сфер экономики ставка Единого налога установлена в размере 6 %, а для малых предприятий сельского хозяйства — 5 %.

Сельскохозяйственные предприятия освобождены от уплаты Единого Земельного налога в случаях их размещения на следующих землях:

а)     земли общего пользования сельских населенных пунктов, кладбища;

б)     земли, находящиеся под защитными лесополосами, сюда не входят леса, предназначенные для выращивания деревообрабатывающих материалов;

в)     земли, занятые под спортивные сооружения, стадионы, спортивные площадки, бассейны, объекты технических видов спорта и другими спортивно-оздоровительными комплексами, места отдыха и оздоровления матерей и детей, санитарно-курортные учреждения и дома отдыхов, учебно-тренировочные базы;

г)     новоосвоенные земли и орошаемые земли, на которых ведутся работы по улучшению их мелиоративного состояния — на срок, предусмотренный проектом, но не более 5 лет с начала работ;

д)     земли, занятые под объектами образования, культуры и здравоохранения;

е)     земли, на которых посажены новые тутовники на срок до трех лет и новые сады и виноградники до первого урожая.

Практика показывает, что некоторые предприниматели, используя систему оплаты Единого Земельного налога и организуя фермерские хозяйства, занимались в основном торгово-посреднической деятельностью и тем самым они не только были освобождены от налогообложения до двух лет, но и в дальнейшем платили незначительную сумму в качестве выплат Единого Земельного налога. С целью предотвращения данного негативного положения были внесены изменения в налоговое законодательство. В соответствии с этим, необходимо вести отдельный учет в случаях, когда сельскохозяйственные товаропроизводители будут заниматься другими видами деятельности, а также исходя из этой деятельности будут платить налоги.

Практика показала, что данная система налогообложения, помимо упрощения обладает целым рядом преимуществ:

-        механизм расчета и сбора налогов. В связи с тем, что объектом налогообложения является посевная площадь, появилась возможность увеличения объема налогов и по мере улучшения качества земельного участка;

-        основная часть выручки, получаемая от уплаты Единого Земельного налога, оставляется в распоряжении местных хокимиятов, что даёт возможность контролировать эффективное использование земельных и водных ресурсов, формировать финансовые источники развития социальной инфраструктуры села;

-        в предыдущем механизме налогообложения основное внимание было уделено получению определенной части доходов хозяйств в качестве налогов. В новом механизме главным критерием является стимулирование эффективного использования земельных ресурсов;

-        объем Единого Земельного налога рассчитывается на начало года и не изменяется в течение года, что позволяет хозяйствам конкретно планировать свою производственно-финансовую деятельность;

-        определение суммы Единого Земельного налога на основе бонитировки почв и координация ее коэффициентом корректировки с учетом размещения и обеспеченностью земельного участка водой, дает возможность определить реальную сумму налогов.

Однако имеются и определенные недостатки: ставки налогов зависят от качества земельных участков, чем выше балл-бонитет почвы, тем выше и ставка налогов. Следовательно, если хозяйство или фермер повысят балл-бонитет почв за счет хорошей обработки земли, уменьшения засоленности и эффективного проведения агротехнических мероприятий, то они должны будут платить больший налог. Это, в свою очередь, снижает заинтересованность хозяйств проводить меры по повышению плодородия почв.

Отрасль сельского хозяйства во всем мире поддерживается со стороны государства, и многие отрасли являются дотационным. Финансовые, налогово-кредитные поддержки осуществляются с учетом экономической возможности и необходимости каждого государства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle