Библиографическое описание:

Кабанов С. С., Пыжов Д. О., Макаров М. П. Основные понятия и принципы системного управления технико-экономическим развитием предприятия [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 180-183.

С управленческой точки зрения система — это группа взаимосвязанных и целенаправленно взаимодействующих элементов, каждый из которых, вносит определённый вклад в характеристики целого.

В отличие от консервативных систем (механических объектов) организация представляет собой более сложную социотехническую систему, которая в общепринятом варианте определяется как рабочая система, состоящая из технической подсистемы, подсистемы персонала, внешней среды, взаимодействующей с организацией, и организационного проектирования [1].

Формирование взглядов о социотехнических системах берёт свои истоки из исследований Е. Триста и К. Бэмфорта из Тавистокского института. Исследователи, проанализировав и обобщив опыт «стихийного» внедрения композиционного метода организации труда, разработали соответствующие рекомендации, использование которых привело к повышению производительности труда и уменьшению количества конфликтов [2].

Основным итогом работы Е. Триста и К. Бэмфорта стало выдвижение двух фундаментальных положений в отношении социотехнических систем [Там же]:

1.                  В любой трудовой ситуации существует общая функционирующая система — социотехническая, объединяющая социальную и техническую системы в их связи с внешней средой.

2.                  Социотехническая система является открытой и, следовательно, должна поддерживать взаимосвязь с внешней средой, чтобы работать и развиваться.

В современной научно-практической литературе можно выделить несколько моделей социотехнических систем.

Первая модель описывает социотехническую систему как систему управления трудовыми процессами. Данный подход опирается на работу Дж. Грейсона и К. О’Делл «Американский менеджмент на пороге 21 века» [3].

В рамках данной концепции главная цель социотехнических систем — найти наилучшее соотношение между используемой технологией, вовлеченными людьми и нуждами организации; создать систему управления для более активного вовлечения работников, повышения производительности, качества и прибыли.

Американская модель социотехнической системы в нашей интерпретации представлена в форме таблицы (табл.1)

Таблица 1

Основные составляющие социотехнической системы (американская модель)

Социотехническая система

 

Техническая подсистема

 

Социальная подсистема

1

Функциональное назначение (что производить?) и концептуальные установки (как производить (объединить) ресурсы?)

1

Выбор и продвижение персонала (в соответствии с квалификацией и опытом)

2

Организационная структура (ориентирована на создание специальных групп специалистов, в которые входят представители всех функциональных служб)

2

Формы и системы оплаты труда (на конкурсной основе)

3

Приёмы и методы работы

3

Горизонтальная внутренняя трудовая мобильность

4

Методы планирования и использования рабочего пространства (рабочих мест и площадей)

4

Групповые методы работы (ликвидация барьеров между категориями персонала)

5

Финансовые средства и инвестиции

5

Трудовой климат

 

Преимуществом модели является установление соответствия технической и социальной системы. С другой стороны, под технической системой авторами модели понимается система управления операциями, которая не имеет прямого отношения ни к технике, ни к технологии. Неслучайно глава ХI книги Дж. Грейсона и К. О ‘Делл [3] носит название «Интегрированные операционные системы» описание которых и приводится в данной работе.

Вторая модель социотехнической системы является интерпретацией американской модели в рамках дисциплины «Организационное развитие». Социотехническая система в данном контексте определяется в аспекте взаимодействия человека и технико-технологических факторов труда и является синтезом следующих подсистем[1]:

1.                  Технологической, которая включает технические средства, инструменты и технологии, преобразующие вход в выход, способом который улучшает экономическую эффективность организации.

2.                  Социальной, которая включает знания, умения, ценностные установки и отношение к выполняемым функциям персонала организации, управленческую структуру, систему поощрений.

3.                  Подсистемы среды, включающей социальные ценности, общественные и государственные институты с которыми взаимодействует организация, а также прочие организации, выступающие конкурентами или являющиеся субъектами иных экономических отношений.

Описание моделей социотехнических систем подобного типа можно встретить в работах Д. Хелриджела [4], а также О. С. Виханского и А. И. Наумова [5]. В указанных моделях социальная подсистема рассматривается с организационной точки зрения, а понятие технической системы заменено понятием технологической системы. При этом технология понимается достаточно широко и включает в себя физические условия труда (освещение, шум, загрязнённость), характер сырья и материалов и фактор времени.

Большое значение в модели имеют так называемые «модераторы», то есть факторы и условия, которые уравновешивают социальную и техническую системы. К ним авторы относят установление целей, распределение ролей, совершенствование умений и способностей работников.

В ряду современных интерпретаций социотехнических систем значительный интерес представляет модель, рассматривающая технологию как связующее звено в отношениях «человек-машина», то есть между социальной и технической системой. Опыт построения подобной модели выполнен в работах Козловой Т. В., Шулаева Д. В. [6,7]

Основу функционирования социотехнической системы, в данном контексте составляет взаимодействие социальной, технической и эргономической подсистемы, результатом которого является «продукт труда». Каждая из подсистем состоит из множества элементов, каждый из которых имеет свои ограниченные цели, но при этом теснейшим образом связан с другими элементами [7]. По мнению авторов, продукт труда формируется в рамках структуры, имеющей техническую, социальную и социотехническую границу.

В рассмотренной модели точно определена роль технологии как связующего звена в социотехнической системе, которую авторы понимают в прямом смысле, как практическое применение знаний и использование определённых методов в производственной деятельности. Однако введение в модель эргономической подсистемы, которая включает в себя, организационную структуру, корпоративную культуру и научно-инновационную среду, на наш взгляд не способствует формированию объективных представлений о социотехнических системах, а лишь осложняет данную задачу. Решение проблем социотехнического проектирования лежит скорее не в плоскости описания управления трудовыми процессами или изучения групповых форм работы, а в рамках общей теории систем.

Для реализации управленческого воздействия в контексте управления технико-экономическим развитием следует выполнить предварительное теоретическое представление организации (предприятия) как сложной саморазвивающейся социотехнической системы. Выполнение данной задачи возможно при выполнении целого ряда требований в процессе социотехнического проектирования (включая проектирование подсистем управления интенсификацией производства), которые с нашей точки зрения должны включать следующее:

1.                  Моделируемая организация должна по характеру своей деятельности являться открытой системой, то есть она должна быть включена в систему связей с другими организациями и внешней средой, осуществляя обмен с ними ресурсами, продукцией (услугами), информацией и другими результатами своей деятельности, технологический трансфер и кооперацию в научно-технической сфере.

2.                  Организации (предприятия) следует рассматривать как саморазвивающиеся системы, движущиеся от одного уровня саморегуляции к новому и более результативному. Как и любые социальные системы предприятия являются негэнтропичными системами и способны к самоорганизации.

3.                  Предприятия промышленного типа оптимально исследовать как сложные системы с прямыми положительными и отрицательными обратными связями, составными элементами которой являются более простые системные функциональные единицы с блоками управления.

4.                  Для описания управленческих процессов в социотехнической системе необходимо конкретное определение связей и взаимодействий блока управления системой с блоками управления подсистем (простых и составных системных функциональных единиц).

5.                  Необходимо выделить основные задачи системы и её подсистем. Задачи позволяют системе согласовывать совокупность своих обменных циклов с внешней средой и выделить основные социальные и технические ресурсы, необходимые для их выполнения. Общепринятым подходом к контролю данного согласования является регуляция действий системы по выполнению задач и достижению нужных эффектов на её выходе.

6.                  Снижение инерционности моделируемых социотехнических систем возможно только за счёт создания централизованной базы знаний и использования стратегического подхода к наблюдению за внешней средой.

7.                  Относительная эффективность функционирования системы определяется путём соотнесения результатов её действия с ожидаемыми значениями заранее определённых параметров.

На наш взгляд структурные и функциональные изменения следует осуществлять совместно, так как изменение отдельных элементов системы зачастую требует существенных изменений связей между ними, а также выбор новых показателей эффективности работы системы, в качестве которых могут быть выбраны макропеременные, характеризующие её макро- и социоконфигурацию. При этом управление процессом внутренней интеграции в системе является наиболее сложной и первоочередной задачей.

 

Литература:

 

1.         Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко, 2003.

2.         Соснин В. А. Стратегия организационных изменений: социотехнический подход [Электронный ресурс]// Психология маркетинга: электр. учебн. 2011. — Режим доступа: http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_marketing ch6_4.html (дата обращения: 01.05.2013).

3.         Грейсон Д. (мл.) Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. / Грейсон, Джексон (мл.), К. О' Делл–М.: Экономика, 1991. –319 с

4.         Hellriegel D. Organizational Behavior, seventh edition West Publishing Company /Don Hellriegel, John W. Slocum, Richard W Woodman –Part III, Minneapolis/st Paul.- New York, Los Angeles, San Francisko, 1995.- p. 551–557.

5.         Менеджмент. Учебник. 5-е издание, стереотипное/ О. С. Виханский, А. И. Наумов. — М.: Инфра-М, 2012,-576 с.

6.         Козлова Т. В., Шулаев Д. В. Механизмы функционирования социотехнических систем//Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. — 2010.- № 2.- С. 278–280.

7.         Шулаев Д. В. Эффективные механизмы функционирования социотехнических систем предприятия [Текст] / Д. В. Шулаев // Экономика и управление: рос. науч. журн. — 2011. — № 6. — С. 95–100

8.         Павлов К. В. Самохин А. С. Инерционность социально-экономических и экологических систем: сущность и оценка/ / К. В. Павлов, А. С. Самохин // Вестник Челябинского государственного университета. — 2007. — N 19. — С. 45–53



[1] Согласно материалам, предоставляемым Wikimedia Foundation: http://academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1632884

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle