Библиографическое описание:

Махортова В. К. Инновационный потенциал развития Арктической зоны Российской Федерации [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 200-203.

В статье анализируется инновационный потенциал Арктической зоны Российской Федерации (далее — АЗРФ). Для этого проводится исследование имеющихся ресурсов и потенциала данного региона, а также приводятся основные законы, определяющие приоритетные направления инновационного развития АЗРФ.

Ключевые слова: инновационное развитие, социально — экономическое развитие, Арктическая зона Российской Федерации

 

Освоение и исследование природных ресурсов Арктики стало приоритетным направлением приарктических государств ввиду растущего спроса на минерально-сырьевые, биологические и другие ресурсы, с их одновременным удорожанием и сокращением предложения на мировом рынке. Более того, сказывается тот факт, что эффективных и надежных альтернативных источников энергии пока не найдено.

Так чем же так ценна Арктика, и каким инновационным потенциалом она обладает?

В пределах Арктики расположены пять приарктических государств — Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Норвегия и Дания, которые обладают исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Северном Ледовитом океане.

Границы и состав Арктической зоны определены решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 24 апреля 1989 г. Помимо этого, 2 мая 2014 года, в рамках реализации «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», президент Российской Федерации, В. В. Путин, в 2014 году, подписал указ «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». Согласно этому указу, такими территориями признаются Мурманская область, Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, а также муниципальное образование городского округа «Воркута» (Республика Коми), территория Аллаиховского улуса (района), Анабарского национального улуса (района), Булунского улуса (района), Нижнеколымского района, Усть — Янского улуса (Республика Саха (Якутия), территория городского округа города Норильска, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Туруханского района (Красноярский край), территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Меззенский муниципальный район», «Новая земля», «Город Новодвинск», «Онежский муниципальный район», «Приморский муниципальный район», «Северодвинск» (Архангельская область), земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 года «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» и других актах СССР [1, с. 2].

Говоря об Арктике, невозможно недооценить военно-стратегическое значение АЗРФ. Так, в ее пределах действует группировка войск Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, которые обеспечивают обороноспособность государства на северном направлении и защиту государственной границы, протяженность которой составляет около 20 тыс. км.

К слову сказать, Арктика выступает сферой национальных интересов не только России, Канады, США, Норвегии и Дании. Также, существует группа из восьми государств, территория которых пересекается Северным полярным кругом. К арктическим государствам в этом случае, кроме вышеперечисленных пяти, относят еще и Финляндию, Исландию и Швецию (тексты «Декларации о защите арктической среды» от 1991 г., где сформулирована «Стратегия защиты окружающей среды Арктики»). Как сказано в «Декларации об учреждении Арктического Совета» от 1996 г., перечисленные государства являются членами Арктического Совета. Эти же восемь стран как арктические принимали Нуукскую декларацию «об окружающей среде и развитии в Арктике», «Инувикскую декларацию о защите окружающей среды и устойчивом развитии в Арктике» от 1996 г., «Икалуитскую декларацию министров государств — членов Арктического Совета» от 1998 г. и другие [2]. Более того, на Арктику предъявляют права и многие другие страны (географически и исторически не имеющие никакого отношения к Арктике), такие как Индия, Китай, Южная Корея, Бразилия, Германия, Япония. Эти страны заявили о готовности разрабатывать месторождения на Арктическом шельфе. Тем не менее, такой интерес в большей степени вызван огромными запасами нефти и газа.

Первое место в структуре хозяйства Арктической зоны занимает газовый комплекс (добывается более 80 % российского газа); второе — горнопромышленный. В его составе доминируют предприятия цветной металлургии (медно-никелевая промышленность Норильского промышленного узла и золотодобыча). В Арктической зоне добывается значительная часть российских алмазов, 100 % сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, барита, редких металлов; свыше 95 % металлов платиновой группы, более 90 % никеля и кобальта, 60 % меди. Третье место в хозяйственной структуре АЗРФ занимает рыбный комплекс. Здесь добывается более трети рыбы и морепродуктов России, производится около 20 % рыбных консервов [3, с.13].

В Арктической зоне сосредоточены основные запасы важнейших полезных ископаемых, являющихся определяющими для развития национальной экономики. Общая стоимость минерального сырья арктических недр превышает 30 трлн. долл. [3, с.13]. Две трети в этой стоимости составляют топливно-энергетические ресурсы. На севере Сибири сконцентрированы уникальные Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское, Заполярное, Харасавейское, Южно-Тамбейское месторождения газа (более 90 %, с запасами от 1 до 10,6 трлн. т.) и крупнейшие (свыше 100 млн. т.) Русское, Новопортовское, Суторминское, Северо-Комсомольское, Тарасовское, Харампурское месторождения нефти. Ямальские месторождения с суммарными запасами газа более 15 трлн. куб. м способны удовлетворить перспективный прирост потребности в газе как внутренних потребителей России, так и экспортных. Месторождения Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, которые находятся в Ненецком автономном округе, обладают ресурсами нефти и газа в несколько миллиардов тонн условного топлива. Здесь создана крупная сырьевая база газовой промышленности. Все разведанные запасы газа сконцентрированы в пяти месторождениях (крупнейшее Лаявожское). Тимано-Печорская провинция вместе с шельфом Баренцева моря формируют единую нефтегазовую суперпровинцию [3, с.14].

Извлекаемые ресурсы углеводородов континентального шельфа в Арктической зоне Российской Федерации составляют свыше 83 млрд. тонн условного топлива, в том числе около 13 млрд. тонн нефти и конденсата и более 70 трлн. м³ природного газа. Из почти 100 млрд. тонн условного топлива извлекаемых ресурсов углеводородов (из которых около 80 % — газ.) всего российского шельфа около 85 % сосредоточено в Арктике [3, с.14, 4, с.19].

Наибольшая доля углеводородных ресурсов (около 70 %) приходится на моря Западной Арктики — Баренцево и Карское: геологические начальные суммарные ресурсы Баренцева моря оцениваются в 34,9 млрд. тонн условного топлива, Карского (включая заливы и губы) — в 48,9 млрд. тонн, извлекаемые ресурсы, соответственно, в 30,3 и 41,2 млрд. тонн условного топлива. Извлекаемые запасы углеводородов Баренцева моря составляют 5,0 млрд. тонн условного топлива, Карского моря — 7,2 млрд. тонн. [3, с.14]. Углеводородные месторождения шельфовых акваторий этих двух морей являются стратегическим резервом нефтегазового комплекса Российской Федерации на перспективу.

В арктических морях Баренцевом, Печорском и Карском (включая заливы и губы) открыты 25 месторождений нефти и газа. К наиболее значимым из них следует отнести уникальные Штокмановское, Ленинградское, Русановское газоконденсатные, Юрхаровсеое нефтегазоконденсатное, Каменномысское-море газовое, крупные Долгинское и Приразломное нефтяные. Освоение топливно-энергетического потенциала арктического шельфа призвано сыграть стабилизирующую роль в динамике добычи нефти и газа, компенсируя возможный спад уровней добычи по континентальным месторождениям в 2015–2030 гг. при условии формирования национальной материальной и научно-технической базы освоения шельфовых месторождений нефти и газа.

Особое место в структуре обеспечения национальных интересов России занимает биологический комплекс арктического региона. Перспективы его развития связываются с высокой обеспеченностью и разнообразием возобновляемых биологических ресурсов. Из арктических морей наиболее богаты биоресурсами Баренцево и Берингово. В этих морях обитает и воспроизводится соответственно 80 % и 70 % фито- и зоопланктона, до 90 % биомассы зообентоса [4, с.20]. Наиболее продуктивно Берингово море, только в западной части которого биомасса рыб составляет 1 млн. т. Берингово море чрезвычайно богато и донными биоресурсами. К основным промысловым видам Западной Арктики относятся треска, пикша, сайда, окунь, зубатка, черный палтус.

Так же, укрепление национальной безопасности страны невозможно без адекватного развития транспортной сети и систем связи в Арктике. Транспорт играет определяющую роль в социально-экономическом развитии Арктической зоны.

Морская транспортная система, и, прежде всего Северный морской путь (далее — СМП), занимает особое место в транспортном комплексе Арктической зоны. Через Арктику проходят кратчайшие пути между рынками северо-западной Европы и странами азиатско-тихоокеанского региона. В условиях увеличения транспортной активности в мировой экономике, перспектив развития высокорентабельных трансконтинентальных перевозок, роста добычи нефти и газа на континентальном шельфе Арктики, повышения внутренних и внешних транспортных потребностей роль и значение СМП, несомненно, возрастает. При использовании СМП вместо действующих маршрутов через Суэцкий и Панамские каналы путь из порта Роттердам до порта Иокогама сокращается на 34 %, до порта Шанхай — на 23 %, до порта Ванкувер — на 22 % [4, с.22].

Северный морской путь является также важнейшей частью инфраструктуры экономического и оборонного комплекса Арктики, связывающей европейскую и дальневосточную части страны (с их меридиональными водными путями) в единую транспортную систему. Развитие ледокольного и транспортного флота, портов и систем обеспечения безопасности мореплавания должно быть направлено на осуществление круглогодичного вывоза углеводородного сырья из месторождений на побережье и шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей, регулярных перевозок грузов Норильского горнометаллургического комбината, осуществление транзита по СМП, северного завоза.

Определенные перспективы связаны не только с минерально — сырьевыми и биологическими ресурсами, но и с развитием систем связи и информационного обеспечения (от создания современных спутниковых систем связи, навигации и разветвленной коммерческой сети мобильной связи до дистанционного компьютерного консультирования при оказании оперативной медицинской помощи), обеспечением оборонной (модернизация и оптимизация системы комплексного контроля за обстановкой в Арктике, создание системы комплексного контроля за надводной обстановкой) и экологической безопасности (установление специального режима природопользования, введение более жесткой системы экологических ограничений, стандартов и нормативов, внедрение системы страхования и аудита в области природопользования, формирование целевых фондов по охране и воспроизводству отдельных видов природных ресурсов в Арктической зоне) [4, с.23].

Основными государственными документами, регулирующими социально — экономическое и инновационное развитие Арктики, являются:

-        «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденные президентом России 18 сентября 2008 г. № Пр-1969;

-        «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденная президентом России 8 февраля 2013 г. № Пр-232;

-        Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г.

Так, согласно утвержденной в 2013 году «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», приоритетными направлениями развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности являются [5, с.3]:

-        комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации;

-        развитие науки и технологий;

-        создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

-        обеспечение экологической безопасности;

-        международное сотрудничество в Арктике.

Таким образом, данный регион располагает разнообразными и в то же время уникальными ресурсами, позволяющими при проведении правильной и эффективной государственной политики вывести Россию на принципиально новый уровень развития экономики. Эти процессы, в свою очередь, приведут к социально — экономическому и инновационному развитию не только арктического региона, но и всей страны в целом. Таким образом, повысится конкурентоспособность экономики России на мировом рынке. Россия сможет закрепить свои позиции как великой державы с имеющимися у нее уникальными и богатыми запасами минерально-сырьевых и, к слову сказать, интеллектуальных ресурсов.

 

Литература:

 

  1. Указ Президента Российской Федерации «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;3631997
  2. Колосов Ю. М., Кривчикова Е. С. Международное право: учебник. — М.: Высшее образование, Юрайт-Иэдат, 2009. С. 1012, URL: http://vse-uchebniki.com/mejdunarodnoe-pravo-besplatno/ponyatiya-arktika-arkticheskie-30934.html
  3. Проект «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», URL: http://narfu.ru/aan/institut_arctic/strategy_AZRF_2010.pdf
  4. В. И. Павленко Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения национальных интересов страны, Арктика: экология и экономика, № 4 (12), 2013, с. 16–25
  5. «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», URL: http://government.ru/news/432/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle