Библиографическое описание:

Садыкова А. Э. Основы антикризисного управления в коммерческом банке [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 91-93.

Под кризисом (слово происходит из греческого языка и в переводе означает решение, поворотный пункт) понимается острое затруднение с чем-либо, тяжелое положение, под банковским кризисом понимается состояние банковской системы, характеризующееся банкротствами банков, в результате чего значительное количество банков в стране не в состоянии выполнять свои обязательства и осуществлять свои операции[4. с.36].

Хотя банковские кризисы имеют много общих характеристик, часто их протекание отличается, они могут различаться по характеру распространения кризисных явлений в национальной экономике, по глубине и остроте, по числу затронутых финансовых институтов и ряду других признаков. Так, по масштабам охвата банковские кризисы можно разделить на следующие виды[3, с.102]:

–                    локальный банковский кризис — кризис отдельного некрупного банка;

–                    региональный банковский кризис — кризис банков в рамках одного региона;

–                    системный банковский кризис — затрагивает деятельность банков в масштабах всей страны или большинства ее регионов;

–                    международный (глобальный) банковский кризис — охватывает банковские системы нескольких государств.

Наиболее опасным и разрушительным является так называемый системный банковский кризис, т. е. кризис, затронувший всю национальную банковскую систему (что не означает, однако, что в кризисном состоянии находятся все кредитные организации).

Термин «антикризисное управление (менеджмент)» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления — это возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства[1, с.83].

Развитие каждой банковской системы необратимо сталкивается с проблемой выхода их кризисного состояния. Задачей антикризисного менеджмента является минимизировать негативный эффект воздействия кризиса на социально-экономический объект управления, а также максимизировать его полезный результат.

Особое значение в организации кризис-менеджмента является диагностика кризиса. Основными задачами процесса диагностики кризисных ситуаций и состояния банкротства являются анализ финансового состояния банка и его прогноз на предстоящий период, своевременное обнаружение причин и основных факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций, мониторинг внешней и внутренней среды банка и прогноз ее развития.

В целях своевременной диагностики банковского кризиса, прежде всего, осуществляется мониторинг внешних и внутренних условий деятельности банка (выявление, анализ и прогнозирование). С этой целью осуществляются сбор и обработка информации, формирование и накопление баз данных, анализ информации, оценка факторов кризиса. При этом необходимо уделить особое внимание быстроте, полноте, корректности проведенной работы[2, с.101].

Также для диагностики потенциальных кризисов следует провести экспертное оценивание некоторых характерных показателей. Экспертный анализ можно расширить в зависимости от конкретной ситуации и других факторов, весомых с точки зрения риска. При анализе кризисных явлений характерными являются: финансово-экономические показатели, оценка действий руководства и сотрудников, другие показатели. Результаты экспертного оценивания оформляются в виде аналитической записки, справки, прогноза или рекомендаций. На следующем этапе эти материалы могут использоваться в качестве исходных данных для выработки стратегии преодоления кризиса.

Главную роль в общем управлении кредитными организациями играет антикризисное управление.

Антикризисное управление кредитными организациями представляет собой самостоятельную область знаний, фиксируемую специальными нормативными актами, а также наличием собственного специфического предмета исследования.

Антикризисное управление кредитными организациями ставит в центр внимания, решение таких задач как [3, с.102]:

1.                  анализ и оценка кризисных ситуаций;

2.                  управление банковскими рисками;

3.                  стратегия управления банком;

4.                  прогнозирование кризисов;

5.                  механизм преодоления и предотвращения кризисов;

6.                  реструктуризация кредитной организации;

7.                  санация и ликвидация кредитной организации;

8.                  оценка и мотивация персонала.

Идентификация наступившего кризиса необходима для разработки и принятия стратегии его преодоления. Исходя из накопленного опыта разрешения кризисов, можно выделить ряд стратегических решений и элементов, которые применяли многие страны для возвращения стабильности и эффективного функционирования своих банковских систем.

В мире нет стран, имеющих абсолютно одинаковые финансовые и правовые системы, правила регулирования и банковского надзора отличаются друг от друга в силу особенностей исторического развития, построения и степени открытости банковских систем, числа, размера и концентрации кредитных организаций, следовательно, не может быть и универсального набора методов поддержания финансовой стабильности. Тем не менее можно выделить наличие общих тенденций и инструментов, наиболее эффективных в каждом из выделенных нами трех состояний банковской системы.

Так, при системном банковском кризисе недостаточно применения локальных антикризисных мер, поскольку его возникновение означает глубокий кризис, затронувший всю системную организацию банков в стране, включая систему регулирования их деятельности. Принятие некоторых мер, способствующих снятию напряженности в банковской сфере, не будет эффективно, поскольку помимо ликвидационных процедур в отношении нежизнеспособных кредитных организаций необходимо принятие емких всесторонних решений, охватывающих все уровни и элементы банковской системы, а также методы регулирования банковской деятельности в стране. В этом случае применяется комплекс мер, именуемый реструктуризацией банковской системы.

При несистемных банковских кризисах и кризисных состояниях отдельных элементов банковской системы также необходимы специальные антикризисные меры, в первую очередь препятствующие перерастанию банковского кризиса в системный. Единого «рецепта» здесь нет, но накопленный российский и зарубежный опыт в данной области позволяет выделить следующие основные используемые при этом меры[5, с.7].:

–                    поддержка ликвидности отдельных банков «кредитором последней инстанции», установление особых правил рефинансирования, размещение бюджетных средств в некоторых банках или депозитов на льготных для них условиях;

–                    уменьшение обязательных резервных требований, возможность для банков более частого их регулирования;

–                    дифференциация или изменение обязательных нормативов;

–                    смягчение правил регулирования и надзора в краткосрочном плане (например, неприменение штрафных санкций к банкам, допустившим нарушения некоторых нормативов);

–                    рекапитализация и/или национализация социально значимых банков;

–                    специальные налоговые льготы (например, при финансовом оздоровлении или при реорганизации банков с целью оздоровления), сокращение налогов;

–                    выкуп государством у банков безнадежных долгов;

–                    отсрочки платежей, введение моратория на удовлетворение требований кредиторов;

–                    перевод депозитов из «пострадавших» в устойчивые банки;

–                    гарантии государства по обязательствам банков;

–                    ликвидация отдельных банков.

Новым (его активно стали использовать только во время глобального финансового кризиса 2007–2009 гг.), нужным и важным государственным антикризисным инструментом является стимулирование экономического спроса, что не напрямую затрагивает банковскую систему, но отражается на ее показателях — величине выданных кредитов, уровне процентных ставок. В России и в странах Европы действует, например, программа стимулирования покупки новых автомобилей.

Также достаточно действенными антикризисными мерами можно считать государственную поддержку отдельных программ, например, кредитования малого бизнеса или ипотеки. Так, в России в 2009 г. для противодействия кризису было создано Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов, задачей которого стало развитие и поддержка ипотечного рынка и помощь заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, при посредстве указанного Агентства государство содействовало восстановлению платежеспособности заемщиков ипотечных кредитов, что, безусловно, поддерживало в период кризиса не только заемщиков, но и банки, которые их кредитовали.

Российским банкам, в отличие от европейских, приходится рассчитывать только на себя и поддержку государства, особенно на нее рассчитывают банки с государственным участием — это наибольшая часть крупнейших кредитных организаций страны.

Российская банковская система в большей степени национализирована была еще до кризиса. Отечественные банки всегда полагались в первую очередь на помощь государства, оценка экономического капитала в качестве механизма управления рисками и доходностью по сути не рассматривалась. Банки оценивали и оценивают риск-капитал, как рекомендации Базель II в условиях перехода системы к внедрению положений «нового» Соглашения в России и приобретения статуса развитой банковской системы.

Таким образом, главная роль в управлении банка является антикризисная политика, причем антикризисным управлением коммерческим банком следует признать комплексную деятельность банка.

 

Литература:

 

1.         Киселев, П. В. Коммерческие банки — отечественный и зарубежный опыт выживания [Текст]: учебное пособие / под ред. П. В. Киселева. — М.: ЭкономЪ, 2009. — 477с.

2.         Семибратова, О. И. Банковское дело: учебник / М.: Академия, 2012. — 312с.

3.         Тавасиев А. М., Мурычев А. В. Антикризисное управление кредитными организациями: учеб. пособие. м.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

4.         Симановский А. Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация в России // Деньги и кредит. — 2014. — 31 марта. — с. 7.

5.         Хогарт Г., Рейдхилл Дж., Синклер П. Разрешение банковских кризисов: основные инструменты и издержки // банки: мировой опыт. 2009. № 5.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle