Роль государства в инновационном развитии гражданской авиации в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мантуленко, В. В. Роль государства в инновационном развитии гражданской авиации в России / В. В. Мантуленко, Р. Н. Серёмина. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/7584/ (дата обращения: 25.04.2024).

Рассматривая положение современных компаний и предприятий как на внутреннем, так и на мировом рынке, важно отметить, что для постоянного развития и повышения уровня их конкурентоспособности необходима не просто эффективная реализация собственной продукции или услуг, но и обновление ведущих видов деятельности, адекватное научно-техническому развитию, изменению потребительского спроса. В данном случае речь идет об инновациях, осуществление которых является смежным с финансовой поддержкой и обеспечением. Инновационное развитие представляет собой комплекс достаточно дорогостоящих мероприятий. Именно поэтому в большинстве случаев проблему финансового обеспечения инновационного развития невозможно решить без посильной помощи со стороны государства.

Авиационная сфера не является исключением с точки зрения необходимости государственной поддержки ее финансирования. Высокая инновационная развитость важнейших секторов, особенно таких, как авиационный, способствует более устойчивому и конкурентоспособному положению государства на мировой арене [1].

Гражданская авиация в нашем государстве представляет собой одну из наиболее важных отраслей народного хозяйства. Географическая протяженность страны, невозможность строительства автомобильных дорог или железнодорожных путей в отдельных ее частях обусловили особую роль и социальные функции данной сферы [2]. Доли годового оборота и объема перевозок гражданской авиации России не превышают 2 % в мировом авиатранспортном потоке и доходах. По мнению президента «Инновационного центра гражданской авиации» Р. Джураевой, причины этого состоят в том, что основные фонды авиапредприятий, технологии и персонал, доставшиеся нам из прошлого, за последние 20 лет за редким исключением практически не обновлялись, что сделало отрасль неконкурентоспособной как на внутреннем, так и на международном рынках. Без создания привлекательных условий для стратегических частных инвестиций, без применения рыночных механизмов управления и эффективного расходования ресурсов и средств, преодолеть системный кризис и выйти на конкурентноспособный уровень в авиационной отрасли сегодня невозможно [3].

Государство может различными методами воздействовать на реализацию инновационных и инвестиционных процессов в весьма широком диапазоне. Как правило, государственная поддержка заключается в создании благоприятных условий для развития отрасли, регулировании и активном участии самого государства в её финансировании [4].

Отечественными учеными были разработаны принципы государственной поддержки инновационного процесса применительно к народному хозяйству России в русле становления интегрированной экономики:

-        принцип научности (государственная поддержка инновационно-инвестиционного процесса на научной основе при обеспечении научной обоснованности инновационно-инвестиционных проектов);

-        принцип благоприятствования (создание государством благоприятных экономических условий для выполнения инновационно-инвестиционных процессов);

-        принцип нормативности (формирование государством необходимого нормативно-правового пространства для инновационно-инвестиционного развития экономики);

-        принцип безопасности (воздействие государства на инновационно-инвестиционные процессы с позиции обеспечения безопасности страны и населения);

-        принцип глобальности (содействие государства интернационализации инновационно-инвестиционных процессов по ряду проектов с учётом национально-государственных интересов);

-        принцип экологичности (отбор государством инновационно-инвестиционных проектов, соответствующих объективным требованиям охраны окружающей природной среды);

-        принцип общественной пользы (поддержка государством тех необходимых или полезных для общества инновационно-инвестиционных проектов, на которые заведомо не выделят средств частные инвесторы);

-        принцип масштабности (государственная поддержка ключевых инновационно-инвестиционных проектов, масштабы которых неподъёмны для частных инвесторов);

-        принцип приоритетности (соблюдение иерархии приоритетов в инновационно-инвестиционных процессах, определяемых на основе стратегии социально-экономического развития страны);

-        принцип госрегулирования (регулирующее воздействие государства на частную поддержку инновационно-инвестиционных процессов);

-        принцип государственно-частного партнерства (активное задействование института государственно-частного партнёрства в поддержке инновационно-инвестиционных процессов);

-        принцип эффективности (поддержка инновационно-инвестиционных процессов с учётом технико-экономической, социально-экономической и финансовой эффективности) [5].

Важно подчеркнуть, что для целостного понимания структуры оказания поддержки развитию инноваций необходимо быть осведомленным о базисных положениях данного вида процессной деятельности. Такие ключевые аспекты, как виды, формы и, соответственно, направления содействия развитию инноваций со стороны государства равным образом регламентированы в нормативных документах, а именно в федеральном законодательстве.

Правовое поле авиастроения в России в настоящее время не содержит специализированных нормативно-правовых актов, полностью посвящённых регулированию инновационной деятельности в этой важной отрасли народного хозяйства. Инновационная деятельность в авиастроении сейчас регулируется правовыми актами лишь вскользь затрагивающими инновационное развитие авиастроительной отрасли и авиационного сектора науки. При этом общие вопросы нормативно-правового регулирования инновационной деятельности также только лишь находятся на стадии обсуждения и на законодательном уровне пока не решены.

Основным документом, регулирующим развитие авиации (или даже, если точнее, развитие авиационного потенциала) является Федеральный закон от 8 января 1998г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», посвящённый, в том числе, и государственной поддержке авиастроительной отрасли и авиационного сектора науки. В данном законе под понятием «государственное регулирование развития авиации» понимается «система экономического и правового регулирования развития авиации и авиационной деятельности, государственной поддержки и защиты российских разработчиков, производителей, эксплуатантов и собственников авиационной техники».

В соответствии с законом, государство предусматривает формирование некоторого перечня (комплекса) мер, принципов, методов, способов экономического и правового характера, направленных на регулирование развития отечественной авиации. И даже более того, государство предполагает создание и поддержание в актуальном, «рабочем» состоянии не просто перечня разрозненных мероприятий, а функционирование специальной системы мер государственной поддержки развития авиации, некоторого комплекса связанных между собой программных мероприятий образующих целостную систему, то есть имеющих единый замысел, цель и, в совокупности, обладающих синергетическими свойствами и мультипликативными эффектами взаимного усиления.

В статье 2 закона сформулированы цели государственного регулирования развития авиации, среди которых инновационность представлена в качестве ответа на непрерывный научно-технический прогресс, а именно как укрепление обороны и обеспечение безопасности Российской Федерации, которые невозможны без постоянной модернизации и совершенствования военной, в том числе авиационной техники, а также развитие и расширение международного сотрудничества нашего государства в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей [6].

В целях модернизации отрасли также были приняты следующие документы: «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» в части гражданской авиации, подпрограмма «Гражданская авиация» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», «Концепция развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации до 2020 года», в которых отражены мероприятия и основные показатели развития отрасли [3].

Целью государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2015 годы» является создание высококонкурентной авиационной промышленности и закрепление ее позиции на мировом рынке. Для достижения поставленной цели были поставлены определенные задачи, а именно: создание корпорации мирового уровня в ключевых сегментах авиастроения; создание научно-технического задела, обеспечивающего мировое лидерство в авиационных технологиях; совершенствование нормативно-правового регулирования в области авиационной промышленности; развитие кадрового потенциала авиационной промышленности; продвижение продукции отечественной авиационной промышленности на внутренних и внешних рынках, локализация современных производств ведущих иностранных компаний отрасли и импортозамещение [7].

Данная государственная программа призвана увеличить долю отечественных самолетов на мировом рынке до 3,2 процента в гражданском секторе и до 10,9 процента — в военном. Всего за время реализации госпрограммы планировалось построить около 3,5 тысячи самолетов, 6 тысяч вертолетов, более 36 тысяч авиационных и иных двигателей. По итогам 2013 года Россия произвела всего 32 гражданских самолета, при этом авиакомпании закупили более 600 воздушных судов иностранного производства [8].

Ожидается, что государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» обеспечит условия для реализации комплекса программных мероприятий, направленных на достижение глобальной конкурентоспособности российской авиационной промышленности и укрепление её позиций на третьем месте в мире по объёму выпуска продукции. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих основных задач: формирование научно-технического задела и технологий для создания перспективной авиационной техники; укрепление научного, проектно-конструкторского, производственного и кадрового потенциала отрасли; оптимизация продуктовой линейки путём создания семейств максимально унифицированных изделий; повышение инвестиционной привлекательности отрасли; достижение уровня передовых стран по качеству продукции; стимулирование спроса на отечественную авиационную технику; реализация мер государственной поддержки отрасли в соответствии с требованиями ВТО [9].

Кроме того, не будет лишним отметить, что в соответствии с «Основами государственной политики РФ в области авиационной деятельности до 2020 года», государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности предусматривают:

а)     сохранение за Российской Федерацией статуса мировой авиационной державы;

б)     обновление парка воздушных судов гражданской авиации и развитие сети воздушных сообщений для обеспечения транспортной доступности всей территории Российской Федерации;

в)     поддержание научно-исследовательского, технического, производственно-технологического и кадрового потенциалов на уровне, обеспечивающем эффективную авиационную деятельность в Российской Федерации;

г)     наращивание боевого потенциала государственной авиации в соответствии с требованиями обеспечения обороноспособности страны;

д)     поддержание качества отечественной авиационной техники на уровне, обеспечивающем ее конкурентоспособность на мировом рынке;

е)     развитие международного сотрудничества и расширение присутствия отечественных авиационных организаций на внутреннем и внешнем рынках авиационной техники и авиационных услуг.

Государственная политика в области реформирования авиационного сектора с точки зрения науки должна быть направлена на тесное взаимодействие государства и частного бизнеса, совершенствование отраслевого законодательства с целью создания более привлекательного инвестиционного климата, развитие научно-технического потенциала, создания надежных механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования. Однако нормативно-правовое совершенствование законодательства авиастроительного сектора не решает основной проблемы внедрения научно-технических разработок в промышленный блок авиастроения, что связано не только с недостаточным финансированием со стороны государства, но и отсутствием оптимальных инструментов государственно-частного партнерства в целях привлечения внебюджетных источников финансирования [10].

Говоря непосредственно об авиационной сфере, подчеркнем, что, несмотря на увеличивающееся количество инновационно-ориентированных федеральных целевых программ в данном сегменте, пока еще трудно говорить об их полноценной эффективной отдаче. Причиной этому может служить недоиспользование значимых ресурсов инновационного подъема экономики, например, малый вклад в закупку патентов и лицензий на авиационные инновационные технологии за рубежом. Кроме того, необходимо уделить пристальное внимание развитию и разработке инноваций в авиационной сфере непосредственно в России, так как без устойчивой отечественной базы невозможно восполнить пробелы в технологическом отставании только путем заимствования иностранного опыта. Однако сотрудничество в авиационной сфере одинаково полезно для обоих участников кооперации, именно поэтому нужно с большей силой развивать отношения со всеми членами мирового сообщества в инновационном секторе [1].

Тем не менее, нельзя не отметить, что активная разработка законодательных актов, касающихся инновационной деятельности в авиационном кластере, а также все большее количество проектов и разработок, курируемых государственными структурами и ведомствами, говорит о положительной динамике в сфере инновационного развития авиационной сферы. Мировой опыт показывает, что именно поддержка и финансирование инноваций способствуют устойчивому развитию данного сегмента общественной жизни.

Достижение намеченной цели было невозможно без решения поставленных задач. Поступательный переход от задачи к задаче показал, что государственная поддержка инновационного процесса в авиационной сфере является одним из ключевых направлений деятельности государства, так как содействие инновационному развитию с точки зрения новых авиационных структурных разработок и нововведений способствует коренной перестройке как в сфере предоставления авиационных услуг, так и в сфере их потребления. Такие усовершенствования и преобразования не могут не оказать положительного влияния на развитие научно-технического сегмента нашей страны.

 

Литература:

 

1.      Азиханова В. Т., Серёмина Р. Н. Инновационный аутсорсинг в авиационной логистической сфере // IV Международная конференция в области экономических наук, Вена, Австрия, 20 ноября 2014 г.

2.      Богданов С. В. Проблемы перехода к инновационной модели развития рынка авиационных перевозок в России // Научно-практический журнал «Современная экономика: проблемы и решения», № 2, 2014. С. 46–54.

3.      Сайт Инновационного центра гражданской авиации // [Электронный ресурс], режим доступа: http://c-ca.ru/ru/test.html, дата обращения: 9.03.2015.

4.      Экономическая безопасность России. Общий курс [Электронный ресурс]: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. — 4-ое изд. (эл.). — Москва.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 815 с.

5.      Кузнецов И. А. Принципы государственной финансовой поддержки инно-вационно-инвестиционного процесса // Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» № 5 год, 2009. // [Электронный ресурс], режим доступа: http://mevriz.ru/articles/2009/5/5722.html, дата обращения: 1.03.2015.

6.      Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс], Система ГАРАНТ: режим доступа: http://base.garant.ru/175962/#ixzz3Ty1nx0pf, дата обращения 1.03.2015.

7.      Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2015 годы» // в рамках I этапа Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» // распоряжение Правительства Российской Федерации № 2509-р от 24.12.2012г.

8.      Интернет-портал «Lenta.ru», статья «На поддержку авиационной промышленности направят триллион рублей» // [Электронный ресурс]: режим доступа: http://lenta.ru/news/2014/04/24/avia/, дата обращения: 04.01.2015.

9.      Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» // распоряжение Правительства Российской Федерации № 2509-р от 24.12.2012 г.

10.  Сливицкий А. Б. Проблемы формулирования государственной научно-технической и инновационной политики // Сборник статей межвузовской научно-практической конференции «Концепция развития гражданского законодательства» под ред. проф. Г. Ф. Ручкиной, ВГНА Минфина РФ, Москва, 2009, стр. 215–217.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная поддержка, авиационная сфера, инновационное развитие, Российская Федерация, авиационная промышленность, инновационная деятельность, государственная программа, гражданская авиация, мировой рынок, Россия.

Похожие статьи

Государственная поддержка инновационной деятельности

инновационная деятельность, государственная поддержка, инновационная продукция, отношение, субъект, интеллектуальная собственность, инновационное развитие, проект, Гражданский кодекс РФ...

Развитие гражданского авиационного транспорта РФ в условиях...

Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года.

Россия, воздушный транспорт, США, авиационная безопасность, авиационная отрасль, время, гражданская авиация, летная годность.

Состояние, проблемы и тенденции развития рынка...

Россия, рынок авиаперевозок, линия, региональная авиация, воздушный транспорт, Российская Федерация, Дальний Восток, Западная Европа, авиационная сфера, дальнее Зарубежье.

Государственная поддержка развития высокотехнологичных...

Государственная поддержка развития высокотехнологичных производств в Российской Федерации.

окружающая среда, сельское хозяйство, Российская Федерация, инновационная деятельность, Россия, аграрное производство, аграрный сектор экономики...

Перспективы инновационной деятельности международного...

Программа инновационного развития ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»

Развитие гражданского авиационного транспорта РФ в условиях...

[10]. Фактор большой территории России является важным стимулом развития гражданской авиации.

Государственная поддержка инновационной деятельности...

Ключевые слова: инновационная деятельность, государственная поддержка инновационной деятельности, развитие инновационной деятельности. Одним из главных курсов государственной инновационной политики...

Проблемы нормативно-правовой базы отечественной...

Согласно стратегии развития авиационной промышленности российской федерации на период до 2030 года одним из направлений развития отечественной авиации является увеличение доли присутствия в гражданском пассажирском сегменте [1]...

Инновационное развитие российской экономики

инновационная деятельность, Российская федерация, Россия, инновационная активность, предприятие, мировой рынок, инновационный путь развития, округ, инновационная активность организаций...

Применение IPF-технологии в рамках повышения...

Россия, рынок авиаперевозок, линия, региональная авиация, воздушный транспорт, Российская Федерация, Дальний Восток, Западная Европа, авиационная сфера, дальнее Зарубежье.

Похожие статьи

Государственная поддержка инновационной деятельности

инновационная деятельность, государственная поддержка, инновационная продукция, отношение, субъект, интеллектуальная собственность, инновационное развитие, проект, Гражданский кодекс РФ...

Развитие гражданского авиационного транспорта РФ в условиях...

Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года.

Россия, воздушный транспорт, США, авиационная безопасность, авиационная отрасль, время, гражданская авиация, летная годность.

Состояние, проблемы и тенденции развития рынка...

Россия, рынок авиаперевозок, линия, региональная авиация, воздушный транспорт, Российская Федерация, Дальний Восток, Западная Европа, авиационная сфера, дальнее Зарубежье.

Государственная поддержка развития высокотехнологичных...

Государственная поддержка развития высокотехнологичных производств в Российской Федерации.

окружающая среда, сельское хозяйство, Российская Федерация, инновационная деятельность, Россия, аграрное производство, аграрный сектор экономики...

Перспективы инновационной деятельности международного...

Программа инновационного развития ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»

Развитие гражданского авиационного транспорта РФ в условиях...

[10]. Фактор большой территории России является важным стимулом развития гражданской авиации.

Государственная поддержка инновационной деятельности...

Ключевые слова: инновационная деятельность, государственная поддержка инновационной деятельности, развитие инновационной деятельности. Одним из главных курсов государственной инновационной политики...

Проблемы нормативно-правовой базы отечественной...

Согласно стратегии развития авиационной промышленности российской федерации на период до 2030 года одним из направлений развития отечественной авиации является увеличение доли присутствия в гражданском пассажирском сегменте [1]...

Инновационное развитие российской экономики

инновационная деятельность, Российская федерация, Россия, инновационная активность, предприятие, мировой рынок, инновационный путь развития, округ, инновационная активность организаций...

Применение IPF-технологии в рамках повышения...

Россия, рынок авиаперевозок, линия, региональная авиация, воздушный транспорт, Российская Федерация, Дальний Восток, Западная Европа, авиационная сфера, дальнее Зарубежье.