Библиографическое описание:

Баламирзоев Н. Л. Методика определения спроса на микрофинансовые услуги на региональном уровне [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 71-73.

Впервые методика определения состояния спроса на рынке микрофинансовых услуг России была приведена в исследовании «Анализ состояния предложения и спроса на рынке микрофинансовых услуг России», выполненном в 2000 году.

В соответствии с указанной методикой в состав клиентской базы микрофинансовых организаций были включены следующие группы клиентов:

-          безработные, среди которых особенно выделялись женщины, бывшие военнослужащие, молодежь;

-          работники с низким уровнем заработной платы;

-          индивидуальные предприниматели;

-          микропредприятия.

В качестве исходной информации для расчетов использовались данные официальной статистики и экспертные оценки.

Некоторые методологические подходы, используемые в проекте «Анализ состояния предложения и спроса на рынке микрофинансовых услуг России», нашли отражение в рамках исследования «Анализ развития микрофинансирования в России. Часть 1. Оценка спроса», проводимом в 2003 году. В составе клиентской базы дополнительно были включены крестьянские (фермерские) хозяйства. Клиентская группа из состава безработных не была разделена на подгруппы как ранее. Методика расчетов показателей в указанном исследовании приведена не была. Итоги расчетов показателей описаны достаточно логично, что позволило самостоятельно составить алгоритм проведения расчетов [1].

Некоторые показатели, применяемые при расчетах в предлагаемых методиках, в настоящее время либо перестали предоставляться органами официальной статистики, либо потеряли свою актуальность в сложившейся социально-экономической ситуации, либо не учитывали ограничения, накладываемые показателями финансовой устойчивости предприятия.

В результате возникла необходимость в разработке новой методики определения спроса на микрофинансовые услуги, которая могла бы использоваться микрофинансовыми организациями, ориентированными на определенный круг клиентов, при планировании своей деятельности.

Определяя микрофинансирование как инструмент, заполняющий существующие рыночные ниши в сфере бизнес-кредитования микропредпринимательства, было необходимо получить представление об основных типах участников на рынке предложения финансовых услуг: банках, фондах поддержки малого предпринимательства, кооперативах, частных микрофинансовых организациях (МФО).

Результаты исследования должны показать, насколько условия- финансирования адекватны потребностям малого бизнеса, могут ли. планируемые к запуску микрофинансовые программы конкурировать с существующими условиями и возможно ли предложить более адекватные и мягкие инструменты финансирования микропредпринимательства.:

Кроме описания незанятых финансовых ниш, возможных параметров кредитных продуктов, адекватных потребностям бизнеса, методология должна была позволить оценить общую емкость рынка микрофинансирования.

С учетом означенных выше моментов, методология включила в себя два направления анализа. С одной стороны, анализ официальных статистических данных по сектору малого предпринимательства в целом и отдельных его сегментов, банковской статистики, официальной отчетности кредитных организаций, а с другой стороны — анализ результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства и экспертов в области поддержки предпринимательства.

Количественный размер клиентской группы микрофинансовых организаций определяется расчетным путем на основе данных официальнойстатистики и сведений, полученных экспертным путем.

Среднее значение потребности во внешнем финансировании одного предприятия клиентской группы определяется экспертным путем.

1.      Ввиду отсутствия единого нормативного акта в области микрофинансирования, анализ состава клиентской базы микрофинансовых организаций необходимо проводить на основе изучения нормативноправовых актов, накладывающих ограничения на выбранные организационно-правовые формы микрофинансовых организаций.

В клиентской базе российских микрофинансовых организаций можно выделить две расширенные группы клиентов. С одной стороны, это предприниматели, имеющие небольшой бизнес и зарегистрированные как малые предприятия или как предприниматели без образования юридического лица, а также крестьянские (фермерские) хозяйства. С другой стороны, это социально незащищенные слои населения:безработные и население,имеющее низкий уровень дохода.

2.      Определение числа потенциальных клиентов микрофинансовых организаций.

Со стороны действующего бизнеса. Ориентируясь на критерии, действующие в Европе, к микро-предприятиям относятся хозяйствующие субъекты с численностью занятых до 10 человек. Этот же порог был означен ФИНКА Интернэшнл ООО при определении круга потенциальных клиентов «классических» микрофинансовых организаций в ходе работы над проектом «Анализ состояния предложения и спроса на рынке микрофинансовых услуг России».

В российских нормативно-правовых актах термины «микропредприятие» и «микрофирма» до 2007 года не встречаются [2].

Фактическое обособление микропредприятий прослеживалось в законодательстве о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» действие упрощенной системы распространялось только на организации с предельной численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности. В отклоненных Госдумой законопроектах о малом предпринимательстве вводилось понятие микропредприятия — это предприятия с численностью не более 10 человек. В конечном итоге Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209 установлено, что численность персонала микропредприятия составляет не более 15 человек. Данный критерий будем использовать в расчетах [3].

Кроме этого, необходимо учитывать мнение безработных о желании организовать собственное дело, а не работать по найму.

Расчет числа потенциальных клиентов микрофинансовых организаций со стороны населения, ищущего дополнительный заработок, производится на основе статистических данных специального обследования по проблемам занятости о количестве работающих, активно ищущих дополнительное место работы. Далее определяется численность занятого населения, ищущего дополнительное место работы, способное открыть собственное дело. Учитывается, что обследование среди россиян, ищущих дополнительное место работы, на предмет их желания открыть свой бизнес не проводилось. Принимая во внимание ситуацию, сложившуюся по факту в отношении лиц, имеющих дополнительную занятость, среди которых 1,2 % стали работодателями, а 68,7 % ушли в индивидуальное предпринимательство, имея численность занятого населения, ищущего дополнительное место работы, рассчитывается численность занятого населения, способного начать собственное дело.

1.         Оценка дефицита финансирования оборотных и инвестиционных средств для развития бизнеса и открытия собственного дела проводится на основе данных выборочного обследований субъектов малого предпринимательства с численностью занятых до 15 человек. Предполагается, что ошибка выборки небольшая, делается расчет дефицита средств на генеральную совокупность.'

При проведении расчетов также необходимо исходить из того, что бизнес сохраняет финансовую устойчивость в случае, если соотношение собственных и заемных средств составляет 50/50 процентов. Согласно практике анализа хозяйственной деятельности, одной из важнейших характеристик устойчивости финансового состояния предприятия, его независимости от заемных источников средств является коэффициент автономии, равный доле источников собственных средств в общем итоге баланса [4].

Нормальное минимальное значение коэффициента автономии оценивается на уровне 50 %. Принимая в расчет, что часть предпринимателей, испытывающих потребность в заемных средствах, уже имеет кредиторскую задолженность, можно определить, в среднем, насколько требуется «дофинансировать» отдельные хозяйствующие субъекты, не нарушив их финансовой устойчивости. Поскольку распределение потребностей в «дофинансировании» не равномерно; в качестве средней характеристики более правильно использовать не среднюю величину, а структурные средние, например, квантили (то есть значения признака для каждой четверти предпринимателей, отсортированных по возрастанию этого признака).

Показательным также будет значение второго квантиля, медианное значение — то есть значение признака, которое приходится на середину ранжированного ряда. В ранжированном ряду распределения — одна половина ряда имеет значения признака, превышающие медиану, другая — меньше медианы. Объем потребности в микрофинансовых услугах, рассчитанный по первому квантилю соответствует нижней границе потребности, а — по медианному значению — верхней границе потребности. Но практика показывает, что бизнес может в долгосрочном периоде оставаться платежеспособным, даже в случае, если соотношение собственных и заемных средств существенно смещается в сторону увеличения доли заемных. Поэтому, потребность субъектов малого предпринимательства в микрофинансировании может иметь большее значение.

Расчет спроса на микрофинансовых ресурсы со стороны граждан из числа безработных и занятых с низкими доходами производится исходя из минимального объема средств, необходимых для создания бизнеса. По экспертным оценкам, для открытия собственного дела требуется в среднем 150 тыс. руб. Этот предел финансирования инвестиционных проектов начинающих предпринимателей сложился на практике в фонде поддержки малого предпринимательства [5].

Полученные данные могут быть использованы при разработке микрофинансовых программ органами власти и финансово-кредитными организациями. Определение потребности в микрофинансировании отдельных групп клиентов, на наш взгляд, должно способствовать специализации микрофинансовых организаций и заполнению незанятых ниш- на микрофинансовом рынке. На действующих субъектов малого бизнеса как клиентов могут быть ориентированы микрофинансовые программы как коммерческих банков, так и фондов поддержки предпринимательства всех — форм собственности. На безработное и низкооплачиваемое население, обладающее предпринимательским потенциалом, могут быть ориентированы, в большей степени, государственные фонды поддержки предпринимательства и органы власти, при разработке дополнительных механизмов поддержки, в том числе финансово-кредитных (микролизинг, гарантии, займы).

Предлагаемая методика также дает возможность выделения внутри клиентских групп целевых подгрупп, для которых сохраняются все критерии группы (например, молодежь), определения спроса на услуги со стороны подгруппы и разработку дополнительных мероприятий по поддержке.

Таким образом, предлагаемая методика имеет важное как теоретическое, так и практическое значение.

 

Литература:

 

1.         Балабанов, И. Т. Банки и банковское дело [Текст]: учебник / И.Т Балабанов. — СПб.: Питер, 2008.

2.         Балашевич, М. И. Экономика малого бизнеса [Текст]: учеб, пособие для студ. эконом, спец. / М. И. Балашевич. — Минск: БГЭУ, 2005.

3.         Банковские операции [Текст]: учеб, пособие для вузов / под ред. Ю. И. Коробова. — М.: Магистр, 2007.

4.         Банковское дело: современная система кредитования [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. учеб.зав. / О. И. Лаврушин, О. Н. Афанасьева, С. Л. Корниенко; под ред. О. И. Лаврушина. — 5-е изд. — М.: КноРус, 2009.

5.         Показатели эффективности микрокредитования на региональном уровне Международный экономико-юридический журнал «Бизнес в законе» № 2. Москва 2014. — С.52–54. Баламирзоев Н. Л.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle