Библиографическое описание:

Аверьянова О. В. Система и структура обеспечения экономической безопасности [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 14-16.

Преобразование всей экономической системы Российской Федерации делает значимым изменение имеющейся правовой модели экономической безопасности. Существующие научные разработки по указанной проблеме и действующее законодательство, рассматривают правовой механизм обеспечения экономической безопасности практически как систему мероприятий по защите от влияния негативных факторов, под которыми, как правило, понимались правонарушения.

Актуальным видится изучение нового наступательного направления в государственном механизме обеспечения экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая система, экономическая безопасность, социальный и экономический потенциал, национальная безопасность, инновационный потенциал.

 

С целью гарантировать соответствующий уровень экономической безопасности требуется систематизировать ее составляющие, что даст возможность для оценки и анализа текущего состояния микро — и макроэкономики, выработке мер, направленных на предупреждение действительных и вероятных опасностей и факторов для устойчивого развития комплекса народного хозяйства.

Формирование механизма экономической безопасности, который будет способен на быстрое реагирование на множественные негативные активности как в целом на федеральном уровне, так и в отдельных административно-территориальных единицах, станет ядром самостоятельного становления народнохозяйственного комплекса.

Одновременно механизм государственной экономической безопасности нужно органично ввести в систему национальной безопасности наряду с такими ее элементами, как гарантия надежной обороноспособности страны, обеспечение в обществе социального мира, защита от экологических катаклизмов.

Назначение системы экономической безопасности в целом — управление возможными противоречиями, которые появляются как результат расхождения интересов государства, общества, личности, ликвидации опасностей в реальном секторе экономики, увеличения стабильности народного хозяйства к влиянию экзогенных и эндогенных отрицательных факторов.

Пользование многообразным ресурсным потенциалом — этому нужно уделить особое внимание. Например, в исследованиях Л. И. Абалкина указано, что главным составляющим внутреннего механизма экономической безопасности служит экономическая независимость, под чем подразумевают способность государства обеспечить автономно реализацию национальных интересов через результативное пользование финансово-экономическим и природно-ресурсным потенциалом. Значит, ресурсы способствуют созданию социального и экономического потенциала территории, который выступает как комплексная способность экономики, индивидуумов и хозяйствующих субъектов гарантировать становление потребления и производства, и возможности социальной области проводить результативное воспроизведение трудовых ресурсов [4, с. 22].

Сформированность социального и экономического потенциала общественно-территориального формирования прослеживается из наличия и освоенности природных ресурсов, производственных средств, научно-технического и трудового потенциала, имеющихся денежных активов. Нужно заметить, что денежный потенциал территории — один из элементов, которые нужны, чтобы были созданы сопутствующие условия для безопасного развития комплекса составляющих социально-экономическую систему, так как именно денежные вложения и финансы принимают непосредственное участие в рекомбинации внутреннего валового продукта и снабжении экономических субъектов требуемыми для осуществления жизнедеятельности ресурсами.

Более того, у всего многообразия ресурсов, используемых в процессе воспроизводства, есть стоимостная величина, значит, возникает возможность для контролирования движения денежных, материальных средств и оценивания рентабельности и рациональности их применения.

Одна из главных ролей механизма государственной экономической безопасности — контрольная, она предназначена, чтобы определять способность народного хозяйства противостоять отрицательным активностям через наличный ресурсный потенциал.

Все это дает основания для вывода, что особое свойство в гарантировании экономической безопасности общественно-территориального образования принадлежит действенному контролю со стороны государства за использованием ресурсного многообразия, включая денежные потоки. Одновременно финансовым контролем должны охватываться все области государственного жизнеобеспечения, так как финансовые средства требуются на каждом этапе процесса воспроизводства [3, с.52].

Система по обеспечению экономической безопасности состоит из двух уровней: уровень первый заключается в деятельности по обеспечению безопасности для хозяйствующих субъектов, деятельность которых происходит внутри страны; уровень второй — гарантировать безопасность российских организаций, чья деятельность осуществляется в иных странах.

Целый ряд признаков квалифицирует систему экономической безопасности, это наличие стабильности, инерционности, адаптивности, нарастания, способности к саморазвитию, независимости, противоречивости, целенаправленности, регулируемости. В результате изучения и дополнения их можно сказать, что эта категория — многогранна.

Комплекс правил по обеспечению экономической безопасности рынка средств производства, куда нужно включить следующее: изучение опыта из истории, антропоцентризм, пространственная суть, преемственность исторического развития, структурность, постановка целей, идентичность, устойчивость к влияниям из вне, воспроизводство и охрана экологической системы, распределение объектов безопасности, научность, опережающее регулирование и его построение, информатизация, демократический централизм, применение экономических методик в инструменте по обеспечению безопасности, вариантность — из всего этого создается основа для последующего изучения и оценивания ракурсов по разрешению стоящей проблемы.

Большое значение для обеспечения экономической безопасности государства имеет ее технико-производственная составляющая. Под ней понимается способность национального хозяйства страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные) потребности. Она тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства. [6, с.15]

Мировой опыт свидетельствует, что устойчивость экономического роста и экономическая безопасность государства возможна лишь при инвестиционном типе развития национального хозяйства. Каждая страна по-своему реализует этот тип, однако практически всегда соблюдаются оптимальные соотношения, дающие максимальный эффект для экономики государства:

-         объем инвестиций должен составлять 20–25 % ВВП (уровень капитализации);

-         при этом доля прямых иностранных инвестиций должна составлять не менее 15–17 % от объема внутренних;

-         степень износа основных фондов не должна превышать 30–35 %.

Таким образом, например, для России удвоение ВВП невозможно без обеспечения устойчивого притока значительных объемов инвестиций (не менее 1,11 трлн. долл., в том числе прямых иностранных инвестиций — не менее 170 млрд. долл. за 2004–2015 гг.) [2, с.18].

В этой связи, встает проблема инвестиционной привлекательности государства. При этом в качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности обычно рассматриваются две характеристики: инвестиционный риск и инвестиционный потенциал.

В этой связи следует заметить, что Россия обладает большим инвестиционным потенциалом, реализация которого пока еще сдерживается имеющимся инвестиционным риском.

Продовольственная и сырьевая составляющие предполагают обеспеченность экономики страны соответственно продовольствием и сырьем в размерах необходимых для эффективного функционирования национального хозяйства.

Обеспечение продовольствием населения страны является важнейшим фактором экономической безопасности государства.

Обеспечение важнейшими видами сырья также является одним из главных факторов экономической безопасности государства. При этом проблемным вопросом обеспечения продовольственной и сырьевой безопасности является зависимость национального хозяйства от импорта продовольственных и сырьевых ресурсов.

Энергетическая составляющая экономической безопасности государства предполагает обеспечение стабильности физических поставок энергоносителей для внутреннего потребления и адаптацию национальной экономики к новым мировым ценам на них.

Одним из основных проблемных вопросов здесь выступает создание диверсифицированной структуры импорта энергоносителей и энергоресурсов, а также внедрение энергосберегающих технологий. Решение этой проблемы на государственном уровне дает возможность предупредить угрозы, связанные с энергодифицитом в национальном хозяйстве.

Повышение энергоэффективности российской экономики также является одним из главных приоритетов Энергетической стратегии России до 2020 года, одобренной Правительством РФ в августе 2003 года. Согласно этой стратегии почти ¾ необходимого прироста энергопотребления должно обеспечиваться за счет энергосберегающих мероприятий [5, с. 21].

Энергетическая составляющая экономической безопасности государства также предполагает определение, выявление и систематизацию событий, наступление которых прямо или косвенно может нанести ущерб развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК). В этой связи, к числу других проблем, снижающих энергетическую безопасность государства, можно отнести: изношенность основных фондов, разрыв внутренних и мировых цен на энергоносители, темпы и масштабы национализации и приватизации в отрасли, рост аварийности на предприятиях ТЭК страны [4, с.36].

Таким образом, рассмотрение структуры и составных частей экономической безопасности государства предоставляет возможность определить факторы, влияющие на этот вид национальной безопасности в современных условиях.

Становится очевидным, что обеспечение экономической безопасности представляет собой важнейшую функцию государства. Как специфическое направление государственной экономической политики, оно охватывает систему отношений между хозяйствующими субъектами по удовлетворению экономических потребностей общества и имеет целью поиск оптимальных путей решения всего комплекса экономических проблем.

 

Литература:

 

1.      Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 2013. № 12. С. 13.

2.      Бауэр В. П., Пинская М. Р., Агеева Е. С. Экономическая безопасность оффшорного бизнеса: аспекты налоговой оптимизации //Безопасность бизнеса. 2014. № 2. С. 22.

3.      Ефремов К. И., Георгадзе Е. И. Вопросы оценки экономической безопасности региона // Вопросы статистики. 2012. № 2. С. 57

4.      Каурова Н. Н. Финансово-экономическая безопасность в условиях открытости национальной экономики (теоретико-методологический аспект): автореф. дис.... д-ра экон. наук. М.: ФГБУН ИЭ РАН, 2014. С. 40.

5.       Ларичев В. Д. Правовые методы предупреждения преступности в сфере экономики // Безопасность бизнеса. 2014. N 1. С. 29

6.       Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2011. С. 17.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle