Библиографическое описание:

Яров Б. Е., Гундарь В. И. Значение контроллинга в развитии молочного скотоводства [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 129-134.

В настоящее время ключевым моментом в реализации программы импортозамещения является увеличение производства молочной продукции, для достижения этого необходимы не только технологические инновации, но и мероприятия организационного характера.

 

На сегодняшний день в экономической науке и теории управления популярность набирает новое экономическое явление, возникшее на стыке менеджмента, экономического анализа и учета, такое как контроллинг. Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.

Контроллинг можно вполне обоснованно рассматривать как функционально обособленное направление экономической работы в организации. Координируя деятельность всей системы управления организацией на достижение всех поставленных целей, контроллинг выполняет функцию «управления управлением» и является синтезом планирования, учета, контроля, комплексного экономического анализа, организации информационных потоков, принятия решений.

Система контроллинга предполагает сегментирование деятельности организации, разработку для каждого из выделенных сегментов стратегии развития, разработку мероприятий и планирование осуществления выработанной стратегии, контроль за реализацией поставленных целей.

Этапы формирования системы контроллинга рассмотрены на примере ФГУП учхоз-племзавод «Комсомолец» Мичуринского района Тамбовской области, являющегося одним из ведущих производителей молока в регионе.

В современной экономике предприятия функционируют в условиях активной динамики цен и жесткой конкуренции. Поскольку основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли, предприятиям необходимо грамотно распоряжаться своими ресурсами и получать максимум доходов при минимальных затратах. Сегментация является одним из основных инструментов, при помощи которых организации достигают поставленные цели.

Сегментировать можно как рынки поставщиков и потребителей, так и деятельность самого предприятия.

Перечень отчетных сегментов определяется организацией исходя из ее организационной и управленческой структуры.

При выделении сегментов учитывается информация, используемая полномочными лицами организации, сведения, размещаемые в средствах массовой информации, иная доступная информация, в частности, управленческие документы по планированию, отчеты высшего органа управления организации, сведения, опубликованные на Интернет-сайте организации и тому подобное.

Сегментирование рынков является важным моментом на этапе внедрения контроллинга на предприятии.

Сегментация подразумевает под собой разделение рынков по заранее выбранным критериям, разделяя крупные и неоднородные рынки на меньшие сегменты которые можно эффективно обслуживать, в соответствии со специфическими особенностями каждого из выделенных сегментов.

Универсального подхода к сегментированию не существует, важно отметить, что сегментирование производится организацией по определенным, целевым критериям. Сегменты могут быть выделены как по одному, так и по нескольким признакам сразу.

В ФГУП учхоз-племзавод «Комсомолец» нами выделены следующие операционные сегменты: растениеводство; животноводство (таблица 1).

Из таблицы 1 видно, что по рассматриваемым показателям объемы производства незначительно снизились. Объем продаж по мясу возрос почти в полтора раза, что связано с обновлением молочного стада, в то время как объем продаж по молоку снизился на 8 %, а объем продаж скота упал почти на треть. Себестоимость молока выросла на 13 %, вдвое выросла себестоимость мяса, однако себестоимость скота в живом весе снизилась на 15,5 %.

Что касается выручки, отметим, что наблюдается тенденция роста выручки от продаж молока и мяса (почти на 8 % и на 90 % соответственно). В то время как выручка от реализации скота в живом весе снизилась почти на 40 %, что объясняется снижением цены реализации одного центнера продукции. Цена на реализацию молока и мяса была повышена в среднем на 17 %.

За период с 2011г. по 2013г. стабильно прибыльным, а, следовательно, и рентабельным являлось только производство молока: уровень рентабельности — 12–19 %. Финансовый результат от реализации мяса КРС и скота в живом весе отрицательный и уровень убыточности увеличивается.

Таблица 1

Профиль сегмента «Животноводство» за 2011–2013 годы

Показатели

Годы

2011

2012

2013

Отношение 2013 к 2011 гг., %

Объем производства, ц:

Молоко

17494

17346

17035

97,38

Стадо КРС, привес

782

810

756

96,68

Надой на 1 фуражную корову

5145

5102

5010

97,38

Объем продаж, ц

 

 

 

 

Молоко

16551

15431

15284

92,34

Скот в живом весе

782

293

506

64,71

Мясо

213

303

345

161,97

Себестоимость, тыс. руб.

Молоко

24628

24846

27885

113,22

Скот в живом весе

9441

3960

7983

84,56

Мясо

2619

4097

5415

206,76

Выручка, тыс. руб.

Молоко

29380

27832

31670

107,79

Скот в живом весе

10382

3158

6510

62,70

Мясо

1096

2040

2078

189,60

Цена реализации, руб. за 1 ц.

Молоко

1775,12

1803,64

2072,10

116,73

Скот в живом весе

13276,21

10778,16

12865,61

96,91

Мясо

5145,54

6732,67

6023,19

117,06

Себестоимость 1 ц, руб.

Молоко

1488

1610,14

1824,46

122,61

Скот в живом весе

12072,89

13515,36

15776,68

130,68

Мясо

12295,77

13521,45

15695,65

127,66

Прибыль (убыток), тыс. руб.

Молоко

4752

2986

3785

79,65

Скот в живом весе

941

(802)

(1473)

-156,54

Мясо

(1523)

(2057)

(3337)

219,11

Рентабельность, %

 

 

 

 

Молоко

19,29

12,02

13,57

70,35

Скот в живом весе

9,97

-20,25

-18,45

-185,06

Мясо

-58,15

-50,21

-61,63

105,98

 

Сегментирование деятельности организации включает и сегментирование рынка, то есть разделение совокупности потенциальных и существующих покупателей на отдельные группы, с целью оптимизации стратегии деятельности фирмы при работе с отдельными группами покупателей. В связи с этим предложим в рамках операционного сегмента выделить сегменты по группам покупателей или отдельным покупателям исходя из рыночной стратегии учхоз-племзавода «Комсомолец». Сегменты выделялись в разрезе отдельных видов продукции. В разрезе сегмента «Животноводство» проведено сегментирование покупателей: молока; скота в живой массе; мяса.

Более подробно рассмотрим сегмент «Молоко», как наиболее финансово привлекательный для данного товаропроизводителя.

Таблица 2

Сегментирование рынка покупателей молока в ФГУП учхоз-племзавод «Комсомолец»

Показатели

Реализация населению

Маслозавод «Дружба»

Прочие покупатели

Всего (в среднем)

Объем продаж, ц.

10698,8

3821

764,2

15284

Себестоимость 1 ц., руб.

1824,46

1824,46

1824,46

1824,46

Цена продаж, руб.

2098,74

2030,66

1906,33

2072,10

Выручка, тыс. руб.

22454,03

7759,15

1456,82

31670

Прибыль, тыс. руб.

2934,51

787,91

62,58

3785

Рентабельность, %

15,03

11,30

4,49

13,57

Доля канала реализации в объеме выручки, %

70,9

24,5

4,6

100

 

Из таблицы 2 видно, что продажа населению через собственные торговые точки является наиболее прибыльным каналом сбыта. В хозяйстве данному каналу отдается основное предпочтение (около 71 % выручки). Также следует поддерживать отношения и с таким покупателем как маслозавод «Дружба», так как маслозавод «Дружба» является крупным покупателем исследуемого хозяйства, доля выручки которого из общего объема достигает приблизительно четверти от общей.

О том какова доля молока в общем объеме товарной продукции ФГУП учхоз-племзавод «Комсомолец» можно судить по рисунку 1. Данный сегмент определяет результативность деятельности организации в целом.

Рис. 1. Доля выделенных сегментов в структуре товарной продукции в 2013 г.

 

Завершив этап сегментирования и имея четкую картину об основных финансовых показателях и покупателях организации, необходимо приступать к созданию бизнес плана и прогнозированию дальнейшей деятельности. Большинству организаций необходимо совершенствовать имеющиеся системы планирования и контроля. Для фирмы планирование является деятельностью высшего порядка, которая приводит к улучшению показателей сбыта и прибылей.

В бизнес-плане содержится краткая характеристика предстоящего бизнеса. В бизнес-плане дается обоснование предполагаемого бизнеса и предварительная оценка предполагаемых финансовых результатов.

Обычно бизнес-план содержит следующие разделы: определение целей и задач; поиск альтернативных вариантов решения целей и задач; сбор информации об альтернативных вариантах; оценка эффективности реализации каждого из альтернативных вариантов и выбор оптимального; составление планов.

Для того, чтобы иметь представление о возможном изменении себестоимости 1 ц продукции и цены реализации продукции необходимо провести анализ цен и себестоимости 1 ц за последние годы. В качестве основного вида продукции в сегменте животноводства выступает молоко. Анализ данных представлен в виде диаграмм на соответствующем рисунке.

Рис. 2. Динамика изменения цены и себестоимости молока за период с 2011 по 2013 гг.

 

Относительно цены и себестоимости 1 ц молока, динамика изменения которых изображена на рисунке 2, тенденции ярко выражены и обе линии графика стремятся к росту. При этом средний темп прироста себестоимости 1 ц выше, чем средний прирост цены реализации 1 ц молока (10,73 % против 8,04 % за три года). В прогнозе отразим изменения в соответствующем направлении.

На основании проведенного анализа покупателей и анализа средней цены за последние три года построим прогноз основных финансовых показателей.

Таблица 3

Прогноз основных финансовых показателей по сегменту «Молоко»


Показатели

Предыдущий год, 2013

Прогноз

Отклонение

в натуральных единицах

%

Объем производства, ц.:

17035

17340

305

1,84

Объем продаж, ц.

15284

15900

616

4

Себестоимость, тыс. руб.

27885

28794

909

3,3

Выручка, тыс. руб.

31670

35316

3646

11,5

Цена реализации, руб. за 1 ц.

2072,10

1221,13

149,05

7,2

Себестоимость 1 ц., руб.

1824,46

1810,94

-13,52

-0,7

Прибыль (убыток), тыс. руб.

3785

6522

2737

72,3

Рентабельность, %

13,57

22,65

9,08

66,9

 

Анализ показал, что сосредоточение усилий хозяйства на производстве молока позволит повысить как эффективность отрасли, так и деятельности предприятия в целом.

Внедрение системы контроллинга в практику организации АПК способствуют повышению их конкурентоспособности в современных условиях.

 

Литература:

 

1.                  Ананькина Е. А. Контроллинг как инструмент управления предприятием [Текст] / Е. А. Ананькина, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др. / Под ред. Н. Г. Данилочкиной. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 279 с.

2.                  Андрейчиков А. В. Анализ, синтез, планирование решений в экономике [Текст] / А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 368 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle