Библиографическое описание:

Бушуева А. В., Пасечникова Л. Ю. Особенности построения управленческого учета на предприятии [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 157-159.

Сбор информации о хозяйственной деятельности организации включает в себя определение, оценку, классификацию и измерение хозяйственных операций и других экономически значимых событий с целью последующего отражения в системе управленческого учета. Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах самого хозяйствующего субъекта. Процесс подготовки этой информации может отличаться от того, что используется в финансовом учете. Однако результаты, получаемые на основании данных финансового учета, должны соответствовать тем результатам, которые получены в управленческом учете, хотя и не будут идентичны им.

Исторически так сложилось, что бухгалтерский учет в России ориентирован в первую очередь на интересы Государства в лице налоговых органов, органов статистики, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и прочих. Основная информация, которая формируется в традиционной отчетности, акцентирует внимание преимущественно на финансовых показателях деятельности предприятия: объемам продаж, чистой прибыли, показателям ликвидности, оценке качества прибыли и т. д. [2].

Информация, формируемая в управленческом учете, более многообразна. По некоторым оценкам из десяти ключевых показателей, которые необходимы для эффективного управления бизнесом, только три носят финансовый характер, а семь являются нефинансовыми [1].

К числу показателей, которые формируются в системе управленческого учета, относятся, в частности, следующие:

-                   максимальное время, необходимое на выполнение заказа;

-                   оптимальная загрузка складских площадей;

-                   точка безубыточности оказываемой услуги или выпускаемой продукции;

-                   себестоимость единицы выпускаемой продукции;

-                   количество клиентов, которые перешли в отчетном периоде к конкурентам из-за нерадивости коммерческих агентов или некачественной продукции;

-                   количество дефектов на миллион изделий, производимых компанией;

-                   уровень рынка, который контролирует и/или планирует контролировать компания;

-                   время, затрачиваемое на выписку одного платежного поручения в бухгалтерии;

-                   уровень квалификации персонала.

Основываясь только на методах бухгалтерского учета, управленец не сможет увидеть целостную картину деятельности, оценить возможные перспективы развития и оперативно среагировать на текущие изменения в рабочем процессе. Благодаря полученным отчетам он станет свидетелем того, «как это было», но изменить что-либо не сможет.

Основные функции управленческого учета в организации сводятся к схеме: предоставление информации — анализ — планирование — мотивация — координация — контроль.

Общая системная модель работы предприятия отражает цикл генерации дохода: связывание капитала, возмещение затрат, превращение связанного капитала в доход. Если рассматривать эту модель более подробно, то станет понятно, что поток связанного капитала по различным бизнес-процессам предприятия имеет свои узкие места, которые и определяют его скорость генерации дохода. Учитывая эту системную модель, можно построить адекватную систему управленческого учета.

Используя же модель себестоимости, невозможно увидеть поток капитала целиком и принимать верные решения. Наоборот, каждое подразделение вынужденно «тянет одеяло на себя». Оно снижает затраты, оно дает дополнительные единицы продукции, но для всего предприятия в целом это не нужно.

Для тех предприятий, цель которых — «делать деньги», система учета строится на основе принципа отслеживания изменений показателей при принятии управленческих решений. Например, рассматривается вопрос запуска нового продукта. Запуск занимает два месяца.

Теоретической основой для сравнения планируемых и фактических показателей, является модель потока капитала. В этом потоке необходимо выделить узкие звенья, определить их взаимосвязи и характеристики их вариабельности. С тем, чтобы в дальнейшем, уменьшая вариабельность всех процессов, увеличивать пропускную способность самого узкого звена и увеличивать таким образом, скорость генерации дохода.

Вести управленческий учет в системе, не связанной с системой финансового учета, могут позволить себе лишь небольшие предприятия. Для крупных и средних компаний такая организация учета (двойной ввод информации, различные системы автоматизации, две базы данных и т. д.) будет попросту неэффективной и дорогой. Поэтому, как правило, на крупных и средних предприятиях в системе управленческого учета используется информация из бухгалтерского учета или единая база данных для всех видов учета. Это неизбежно приводит к ряду проблем при автоматизации управленческого учета:

1.                  Различия в требованиях к бухгалтерской и управленческой отчетности.

2.                  Достоверность данных.

3.                  Разного рода требования к учетным системам.

Виды автоматизированных систем управленческого учета [3].

1)                 Единая учетная система. Построение учетно-аналитической системы на основе «тяжелой» ERP-системы типа SAP R/3, Oracle Applications, BAAN IV и др. является наиболее радикальным способом решения названных проблем. Расходы на внедрение полномасштабной ERP-системы довольно значительны (от миллиона долларов), поэтому, чтобы их оправдать, компании стараются использовать все ее учетные возможности. Внедрять ERP-систему для автоматизации управленческого учета имеет смысл, только если предприятие планирует оптимизировать все имеющиеся бизнес-процессы. Если же стоит задача автоматизировать только учетные функции, то достаточно внедрить учетные модули ERP-систем или же использовать более гибкие и в то же время более дешевые аналитические системы.

2)                 Аналитическая система. Получать и анализировать управленческую отчетность можно при помощи системы на базе OLAP-технологии. В этом случае информация из бухгалтерских программ и других учетных систем выгружается в аналитическую систему и на основе полученных данных по установленным правилам в ней формируются управленческие отчеты. В качестве аналитической системы могут использоваться как тиражируемые системы (Oracle Financial Analyzer, Comshare, Adaytum e. Planner, Hyperion Pillar) так и системы, разработанные для конкретной компании, обычно такие системы реализуются на базе стандартных программ. Данный вариант автоматизации целесообразно использовать в средних компаниях и холдингах, где количество первичных данных сравнительно невелико.

3)                 Корпоративное хранилище данных и аналитическая система. Чтобы избежать проблем с перегрузкой аналитических систем из-за большого объема первичной информации, в цепочку анализа и обработки данных можно добавить еще одно звено — корпоративное хранилище данных. Оно представляет собой специально разработанное специалистами предприятия ПО, которое одновременно выполняет функции фильтра первичных данных и архива. Первичные данные попадают в бухгалтерские и иные учетные системы, оттуда — в хранилище, а затем в обработанном и упорядоченном виде переносятся в OLAP-систему. Компаниям, для которых суточное запаздывание информации не критично (кроме банков, инвестиционных компаний пр.), а объем первичной информации велик, имеет смысл использовать корпоративные хранилища, поскольку, с одной стороны, это позволяет избежать искажений данных, а с другой — обойдется дешевле, чем, например, внедрение ERP-системы.

Построение системы управленческого учета на предприятии [5].

Построение системы управленческого учета в компании — важный и необходимый процесс в современных бизнес реалиях. Данных бухгалтерского учета недостаточно для принятия управленческих решений. Цель системы управленческого учета заключается и в предоставлении всей финансовой информации о движении денежных средств, финансовых ресурсах в форме, которую требует пользователь управленческой отчетности любого уровня. Управленческая отчетность — это отчетность о прошлом, настоящем и будущем компании, которые в основе своей раскрывают информацию о прошедших периодах. Управленческая отчетность — это инструмент внутреннего контроля и оценки деятельности компании.

Основные этапы построения управленческого учета на предприятии:

1.      Анализ, определение целей и объема работ определение целей, которые должны быть достигнуты при внедрении управленческого учета на предприятии диагностика и обследование организационной и финансовой структур предприятия, существующей системы учета на предприятии, видов деятельности предприятия, IT-коммуникаций.

2.      Разработка системы управленческого учета. На данном этапе разрабатывается методология управленческого учета: определяется финансовая структура предприятия путем выделения ЦФО — центров финансовой ответственности. Как правило, в крупных организациях в качестве ЦФО рассматривают основные подразделения, такие как: бухгалтерия, юридический отдел, планово-экономическое управление, отдел ценообразования. Далее разрабатываются состав, содержание и форматы управленческой отчетности и организация внутреннего документооборота; разрабатываются системы классификаторов и кодификаторов управленческого учета; определяются методы управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости продукции; разрабатывается и утверждается план счетов и статей управленческого учета, порядок отражения типовых хозяйственных операций, схемы взаимосвязи управленческого и бухгалтерского учетов; осуществляется постановка системы бюджетирования; разрабатываются внутренние положения и инструкции, регламентирующие ведение управленческого учета; подбирается программный продукт, отвечающий требованиям организации(SAP, Oracle, 1C); составляется техническое задание на разработку автоматизированной системы.

3.      Внедрение системы управленческого учета. На данном этапе осуществляется проведение организационных изменений на предприятии, настройка, тестирование и опытная эксплуатация системы, обучение персонала, контроль функционирования системы на начальном этапе. На данном этапе чаще всего самой сложной задачей является обучение персонала, так как переход на новый программный продукт требует от работников понимания глубоких аналитических основ управленческого учета. Этот этап также отличается своей продолжительностью, порой до года, а то и более.

Яркий пример четко организованной структуры управленческого учета можно увидеть в структурах ОАО «Газпром» и в ее дочерних обществах. По большей части дочерние предприятия «Газпрома» уже в процессе перехода или только планируют переход на автоматизированную информационно-управленческую систему предприятия, которая базируется на программном продукте SAP ERP. Однако даже здесь система требует значительных средств и времени на доработку [4].

Таким образом, прежде чем эта система управленческого учета начнет эффективно работать, необходимо опробовать ее на практике и, если нужно, внести определенные корректировки. Одновременно следует обучать сотрудников, ответственных за ведение управленческого учета. И лишь после этого руководство компании сможет полноценно пользоваться плодами работы по внедрению системы управленческого учета.

 

Литература:

 

1.      Кротикова Е. В. Методологические различия бухгалтерского, налогового и управленческого учета / Е. В. Кротикова, Т. Н. Трунина // Аудитор. — 2004. –№ 4.

2.      Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебник. — М.: ИНФА-М, 2007. — 592 с.

3.      Автоматизация управленческого учета на средних и крупных предприятиях // [Электронный ресурс] — М., 2014. — URL: http://fd.ru/articles/5020-avtomatizatsiya-upravlencheskogo-ucheta-na-srednih-i-krupnyh-predpriyatiyah#ixzz3MQr8pax8/ (дата обращения: 26.12.2014)

4.      Ковалев И.В Использование ERP-систем в газовой отрасли с целью принятия управленческих решений/ Ковалев И.В// Управленческий учет. — 2011 — № 2.

5.      Как разработать и внедрить систему управленческого учета на предприятии // [Электронный ресурс] — М., 2014. — http://fd.ru/articles/2963-kak-razrabotat-i-vnedrit-sistemu-upravlencheskogo-ucheta-na-predpriyatii/ (дата обращения: 13.01.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle