Библиографическое описание:

Уразбахтин Ю. Г., Базаров Ю. А. Анализ системы материально-технического обеспечения ВС РФ на условиях аутсорсинга [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 44-48.

Своевременное и качественное материально-техническое обеспечение войск (сил) является важным фактором поддержания их боевой готовности.

В настоящее время система материально-технического обеспечения (МТО) Вооруженных сил Российской Федерации находится в процессе трансформации. Ее деятельность осуществляется на фоне реформ в экономической, военной и социальной сферах, глубокого системного кризиса оборонно-промышленного комплекса страны, негативных процессов в легкой промышленности, затянувшегося глобального финансового кризиса, динамичных инфляционных процессов, отсутствия необходимой государственной поддержки в решении проблем обеспечения ВС РФ необходимыми материальными и техническими средствами, до сих пор концептуально не закрепленных, преобразовательных процессов в оборонной сфере, суть которых на сегодняшнем этапе сведена к сокращению десятилетиями создававшегося боевого потенциала государства.

Одним из основных направлений создания системы МТО ВС РФ является совершенствование организационно-экономических форм хозяйствования, в том числе путем расширения участия гражданского сектора национальной экономики в материально-техническом обеспечении войск (сил).

Данное направление, именуемое аутсорсингом, получило широкое распространения за рубежом как в военной, так и в гражданской сфере. Однако недостаток научных исследований, посвященных анализу и оценке использования аутсорсинга, а также малый опыт практической деятельности на базе аутсорсингового контракта в России приводят к тому, что совершенствование организации управления с внедрением аутсорсинга в военной организации осуществляется зачастую без необходимого научного обоснования, что не позволяет дать комплексную характеристику имеющихся резервов улучшения различных показателей деятельности ВС РФ, а также не может не ограничивать эффект от взаимовыгодного партнерского сотрудничества в рамках аутсорсинга. [2, с. 5] Данный вопрос представляет собой актуальную, имеющую важное народнохозяйственное и оборонное значение научную проблему. Её решение требует научного подхода к вопросам совершенствования управления материально-техническим обеспечением войск. Для анализа содержания аутсорсинга и особенностей, характеризующих его современное состояние, необходимо рассмотреть соответствующие основные понятия и категории, получившие распространение в практике менеджмента и используемые как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе.

«Аутсорсинг» (outsourcing) — буквально трактуется как «использование внешних ресурсов» или «внешних источников». Необходимо отметить, что это искусственное слово, которого до начала 90-х гг. XX в. не было ни в одном языке мира. В современных экономических словарях аутсорсинг трактуется как передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия с целью повышения производительности труда и снижения себестоимость продукции преимущественно за счет более дешевой рабочей силы привлекаемой со стороны. В аутсорсинге принято выделять двух участников: заказчика (аутсорси), передающего некую функцию на исполнение сторонней организации, и аутсорсера (подрядчика, оператора, провайдера) — организацию, берущую на себя исполнение данной функции, причем роли в сделке остаются неизменными: заказчик всегда является заказчиком, а аутсорсер — аутсорсером. [1.с5]

Особый интерес представляет механизм оплаты услуг аутсорсинга, который абсолютно прозрачен — аутсорсер устанавливает цену на свои услуги исходя из ожидаемой рентабельности деятельности, причем уровень рентабельности определяется в ряде случаев не самим аутсорсером в одностороннем порядке, а совместно с заказчиком путем переговоров. Не исключено, что влиятельный заказчик потребует от аутсорсера раскрыть структуру себестоимости его деятельности, а затем определит приемлемый для него уровень наценки. Заказчик также может задать аутсорсеру максимальный уровень цены на его услуги.

Решение о введении аутсорсинга для материально-технического обеспечения, видимо, было продиктовано стремлением реформаторов скопировать эту систему из армии входящих в блок НАТО.

Военное руководство армии ВОЙСК НАТО не стремится (как это сделано у нас) заменить гражданских служащих, занятых в воинских структурах, представителями частного сектора, поскольку опыт, уровень квалификации таких служащих в целом выше, чем персонала из структур возможных подрядчиков. [2, c.12], Стратегическая значимость аутсорсинга заключается в возможности развития объектов, организаций и предприятий сферы услуг двойного назначения, подготовку кадров (за счет естественной ротации) сторонних организаций, в результате чего достигается повышение уровня специальной подготовки мобилизационных людских ресурсов использование (привлечение) которых возможно не только в мирное, но и в военное время.

С экономической точки зрения аутсорсинг позволяет оптимизировать расходы финансовых средств, выделяемых Министерству обороны, на организацию материально-технического обеспечения, проведение закупок материальных средств, продукции, работ (услуг) и др. Расширение степени участия гражданских организаций при оказании услуг по материально-техническому обеспечению ВС РФ приведет к изменению структуры соответствующих затрат, а в долгосрочной перспективе можно ожидать их существенного сокращения.

В социальном аспекте использование аутсорсинга в определенной степени будет способствовать повышению престижа военной службы, поскольку он предполагает полное высвобождение военнослужащих от хозяйственных функций не связанных с боевой подготовкой.

В соответствии с федеральным законом от 21 июня205года№ 94-ФЗ«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» было определено, что для организации и проведения аутсорсинга должен проводиться на конкурсной основе. При реализации указа президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» Министерством обороны, несмотря на наличие сложившихся и функционирующих открытых рынков, было инициировано принятие ряда распоряжений правительства РФ об определении субхолдингов данного ОАО единственными поставщиками по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг в интересах военного ведомства. [6]

В частности, распоряжением правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года № 2032-р ОАО «Агропром» определено единственным исполнителем на поставки сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. Распоряжением правительства РФ от 2 февраля 2010 года № 78-р ОАО «Оборонэнергосбыт» определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России. Распоряжением правительства РФ от 6 февраля 2010 года № 155-р ОАО «Военторг» определено единственным исполнителем, оказывающим услуги по питанию, хлебопечению, поставке хлеба, банно-прачечному обслуживанию и индивидуальному пошиву предметов военной формы одежды для нужд Минобороны России. Распоряжением правительства РФ от 11 ноября 2010 года № 1947-р ОАО «Главное управление обустройства войск» определено единственным исполнителем в части проектирования и строительства в 2011–2012 годах жилья для военнослужащих на земельных участках, предоставленных для нужд Минобороны России.

Для выполнения указанных работ и услуг субхолдинги формально проводили конкурсный отбор и тендер. Выигрывала нужная компания или нужные люди. Принятие «нужных» способствовало устранению добросовестной конкуренции при выборе исполнителей по различным видам деятельности и в итоге привело к существенному повышению цен на оказываемые Министерству обороны услуги.

Проведенный анализ применения аутсорсинга в Министерстве обороны показал неспособность этой системы положительно решать задачи материально-технического и других видов обеспечения Вооруженных Сил, основными недостатками являются:

-        резкий рост расходов бюджетных средств по всем направлениям обеспечения и обслуживания войск, рост расходов бюджетных средств более чем на 49 млрд руб. за 2013 год;

-        для исполнения заказов субхолдинги отбирают подрядчиков на открытых конкурсах, но конкурсы проводятся формально, выигрывают нужные люди или давшие большой «откат»;

-        при отборе работников работодателями нарушаются основные положения КЗОТ. С работниками не заключаются контракты, заработную плату получают в конвертах, положенные налоги не платят;

-        ухудшилось качество выполняемых работ и услуг при росте расходов, текущий ремонт, содержание зданий и территорий, коммунальное обеспечение во многих случаях находятся в запущенном состоянии;

-        по-прежнему отвлекаются военнослужащие для выполнения работ по различным видам обслуживания и обеспечения;

-        наносился значительный вред социальной защите личного состава. Цены практически на все услуги, оказываемые коммерческими предприятиями военнослужащим, членам их семей и лицам гражданского персонала, повысились;

-        непрозрачность деятельности компаний аутсорсинга, возникновение «цепочек» посредников между заказчиком и реальным исполнителем работ, отсутствие эффективной системы контроля со стороны Минобороны России как заказчика и собственника имущества, коррупционная составляющая.

-        руководителям ОАО и «нужным» людям из числа их подчиненных устанавливается высокая, несоразмерная достигнутым результатам заработная плата, премии выплачиваются по принципу «своя рука владыка». ОАО стремятся выполнять наиболее дорогостоящие виды работ — взять «жирные куски», а малооплачиваемые работы их вообще не интересуют;

-        надлежащий инженерно-технический контроль за выполненными аутсорсерами работами отсутствует. Командиры воинских частей вынуждены подписывать акты приемки работ без анализа их полноты и качества соответствующими специалистами. В результате возможности приписок неограниченны, в чем, как правило, есть очевидный интерес коммерческих организаций, что, естественно, ведет не просто к росту расходов Минобороны, а их коррумпированной составляющей;

-        возникновение «цепочек» посредников между заказчиком и реальным исполнителем работ. Сложное логистическое обслуживание — более 5–8 посредников, более 400 контрагентов;

-        затруднено или невозможно использование аутсорсинга вне места постоянной дислокации воинской части, в период учений, выходов кораблей в море, выполнения воинской частью учебно-боевых и боевых задач, а также в воинских частях, дислоцированных в отдаленных малонаселенных местностях, в которых отсутствуют какие-либо гражданские структуры, с которыми можно было бы заключить соответствующие договоры.

Одной из важных проблем в организации и осуществлении системы аутсорсинга, является то, что все коммерческие структуры не заинтересованы в улучшении дел в обслуживаемых ими воинских частях, организациях и учреждениях и, конечно, в обеспечении боевой готовности войск (сил). Главная их задача — извлечение прибыли и снижение своих затрат путем поставки продукции для потребителей услуг, купленных по самым низким (зачастую бросовым) ценам. Привлекая, как правило, к выполнению работ неподготовленную профессионально иностранную рабочую силу, они неспособны обеспечить их качество, Все это приводит к неэкономным, нередко бесцельным расходам бюджетных средств, в том числе и злоупотреблениям, которые составили огромные суммы, чем нанесен значительный материальный ущерб государству. [6]

Приведенный перечень проблемных вопросов внедрения аутсорсинга далеко неполный. Практика передачи ряда функций гражданским или коммерческим организациям должна тщательно и всесторонне исследоваться. В целом аутсорсинг был правильным решением. Освободить армию от несвойственных функций, дать военнослужащим возможность заниматься только боевой подготовкой, а не хозяйственными работами логично и обоснованно.

В соответствии с решением министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу с 1 декабря на базе преобразуемого АО «Оборонсервис» (с сохранением холдинговой структуры) создана новая управляющая компания — АО «Гарнизон». Она обеспечит мониторинг всех экономических процессов субхолдингов и дочерних акционерных обществ, а также будет выступать в качестве единого координационного центра.

 

Литература:

 

1.      Аникин Б,А, Рудая И.Л Аутсорсинг и аутлифтинг: высокие технологии менеджмента: Учеб. Пособие. 2-е изд –М.;ИНФА-М, 2009.

2.      Антипов Е. Ф., Васильев Н. И., Курбанов А. Х. Организация взаимодействия должностных лиц воинских частей и учреждений при оказании услуг сторонними специализированными организациями: Учебно-методическое пособие (ВАТТ 2012.г).

3.      Приказ Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1919 «Временное положение об основах организации сервисного обслуживания ВВТ в ВС РФ».

4.      «Рекомендации по организации питания и банно-прачечного обслуживания военнослужащих в полевых условиях и в пути следования в составе воинских эшелонов» от 28 марта 2012 года.

5.      «Рекомендации о порядке деятельности органов военного управления и должностных лиц ВС РФ при аутсорсинге отдельных видов материального обеспечения» от 19 июля 2010 года.

6.      Воробьев О. Журнал ВПК № 46 (463) за 21 ноября 2012 года.

7.      Цаликов Р. «Об эффективности и перспективах аутсорсинга в ВС РФ». Доклад зам.МО.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle